Проектная методика на уроках словесности как форма деятельности обучающихся
Проектная методика на уроках словесности как форма деятельности обучающихся
Данная работа является методическим обоснованием внедрения проектной методики на уроках словесности как формы деятельности обучающихся. Современный школьник и далее выпускник должен уметь пользоваться русским языком как средством мышления, общения, самовыражения. Задача словесника - воспитать грамотную, интеллектуально развитую личность. Безусловно, в этом педагогу помогают уроки литературы как источник духовности, нравственности. В первую очередь именно словесник формирует гражданскую позицию, духовность, толерантность. На мой взгляд, использование проектной методики и является действенной формой организации при решении обозначенной проблемы. Положительные стороны проектной методики - развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умения взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности и приобщает к исследовательской деятельности. Важные моменты при организации работы учащихся с использованием приемов проектной методики: в технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предпреимчивость, изобретательность. Для организации проектной работы отбирается тот материал, который предлагает решение проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость.Метод проектов позволяет создать на уроках исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий, познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Эта методика позволяет использовать индивидуальную, парную, групповую формы работы с обучающимися. Роль учителя различна: консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Акцент делается не на преподавании, а на учении. Важным моментом в работе является создание проблемных ситуаций. С этой целью используются различные методические прниемы: помощь в выявлении противоречий и поиске способов их разрешения, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос, предложение рассмотреть явления с различных позиций (например, с точки зрения политика, юриста, журналиста), побуждение обучающихся к поиску сравнений, выводов из ситуации. Метод проектов способствует созданию на уроке атмосферы, которая стимулирует развитие духовного потенциала обучающихся. Вся система творческих заданий при использовании проектной методики направлена на то, чтобы каждый учащйися мог полностью реализовать свои индивидуальные особенности, свои интересы, социальные установки. Этот принцип проявляется, прежде всего, в свободе выбора заданий. Метод проектов, на мой взгляд, перспективен как эффективная форма деятельностного подхода в обучении, что и изложено в работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная методика на уроках словесности как форма деятельности обучающихся »
Проектная методика на уроках словесности как форма
деятельности обучающихся
Богданова Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы,
МКОУ Коченевская СОШ № 13 Коченевского района Новосибирской области
В настоящий момент современный школьник живет в открытом миру обществе, его сознание свободно от идеологических стереотипов. Выпускник, готовящийся получить аттестат о среднем образовании, в котором русский язык и литература стоят на первом месте, должен войти в свою взрослую жизнь человеком высокой языковой культуры, уметь осознанно пользоваться языком как средством мышления, общения с миром, самовыражения, быть носителем общей культуры, знать путь, который прошла в своем становлении русская литература, т.е. иметь свой личный культурный опыт. Он должен осознанно относиться к чтению как основному источнику постоянной духовной, интеллектуальной подпитки.
Таким образом, основная задача литературного образования - это воспитание грамотного читателя.
Работая с обучающимися старщих классов, понимая свою ответственность за формирование у школьников гражданской позиции, духовности, инициативности, толерантности, в поиске наиболее действенных форм организации учебной деятельности, я остановилась на использовании проектной методики. Элементы ее применялись мной и раньше, например, при работе над рефератами, сообщениями, исследовательскими работами учащихся. Положительные стороны проектной методики – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности и приобщает к исследовательской деятельности.
Главную идею данной методики можно сформулировать следующим образом: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно.
формировать умение искать путь решения поставленной задачи.
Важные моменты при организации работы учащихся с использованием приемов проектной методики: в технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность. Организация учебной деятельности не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а главное - при отработке навыков и умений этот метод, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных.
Работая над проектом, обучающиеся учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив: растет взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Каждый школьник старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда.
Проектная методика дает учителю возможность ввести учеников в процесс познания, нацелить на поиск знаний, т.е. способствует развитию личности.
Для организации проектной работы отбирается тот материал, который предполагает решение проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость.
Алгоритм работы по проектной методике складывается из следующих составляющих:
1 этап - целеполагание.
Задачи: определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор
рабочих групп.
2 этап - планирование.
Задачи: анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез.
3 этап – выбор методов проверки принятых гипотез.
Задачи: обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации.
4 этап – выполнение.
Задачи: поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу, выполнение проекта.
5 этап – защита проекта.
Задачи: представление результатов проектирования, оценка результатов.
Метод проектов позволяет создать на уроках исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий, познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Эта методика позволяет использовать как индивидуальную, так и парную и групповую формы работы с учениками.
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся работать в команде, ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.
Роль учителя различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Акцент делается не на преподавании, а на учении.
Работу начинаем с определения стартовых возможностей учеников:
- мотивация к изучению предмета
- уровень внимания
- свойства памяти
- мыслительные способности
- творческое воображение
- уровень развития лингвистического мышления
- сформированность компонентов учебной деятельности.
Эти качества, кроме уровня развития лингвистического мышления, оцениваются визуально по трехбалльной системе (высокий уровень, средний, низкий), предлагается лист самооценки с теми же критериями.
Уровень развития лингвистического мышления проверяю по тесту Айзенка (в кн. «Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других». – М.: Аст-Пресс, 1999).
С целью обучения способам работы разрабатываются алгоритмы для решения таких типичных задач, как выделение проблемы, подготовка к устному выступлению, работа над рефератом, работа с источниками информации, критический анализ текста (выступления, сообщения), описание результатов деятельности. Для того чтобы определить уровень развития мотивации и познавательных способностей обучающихся, проводится итоговая диагностика
Важным моментом в работе является создание проблемных ситуаций.
С этой целью используются различные методические приемы:
- помощь учащимся в выявлении противоречий и поиске способов их разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- предложение рассмотреть явления с различных позиций (например, с точки зрения политика, юриста, журналиста и т.д.);
- побуждение учащихся к поиску сравнений, выводов из ситуации.
На всех этапах выполнения проекта инициируется самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в обучении. Использование метода проектов позволяет создать условия для развития личности школьника.
Глубоко убеждена, что литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Вся система творческих заданий направлена на то, чтобы каждый учащийся мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, свои мотивы, интересы, социальные установки, ту или иную направленность своей личности. Этот принцип проявляется, прежде всего, в свободе выбора заданий.
Практическое использование проектной методики
В начале изучения монографической темы предлагается проблемная ситуация. Так, например, перед циклом занятий по творчеству М.Ю.Лермонтова: «Представьте, что вы сейчас сказали что-то такое, что покажется очень важным взрослым людям. И даже тем, кто будет жить лет через 200 после вас. Тяжело? Невозможно? А вот 175 лет назад такое чудо произошло! Пятнадцатилетний мальчик, которого бабушка ласково называла Мишель, создал несколько шедевров, которые сейчас где-то в лондонской библиотеке читает седовласый профессор и волнуется. Ему и в голову не приходит, что общается-то он по существу с мальчишкой, хотя знает, кем и когда написаны стихи. Не чудо ли?» Чтобы ответить на поставленный вопрос, предлагается пакет индивидуальных творческих заданий, одно из которых должен выполнить каждый школьник.
А первый урок по поэме Н.В.Гоголя начинается со знакомства с рассказом В.Шукшина «Забуксовал». Герой рассказа, шукшинский «чудик», слушает, как сын зубрит отрывок о птице – тройке и вдруг понимает, что в тройке-то подлец Чичиков. Как? Почему? Этот вопрос не дает покоя герою, он хочет докопаться до сути, хочет, да не может. А как бы вы ответили на вопросы, измучившие героя? Может ли Чичиков мчаться в этой самой птице – тройке?
Выбираем название проекта, затем - выбор понравившегося задания из предложенного пакета:
«Будьте не мертвые…». (История создания произведения, смысл заглавия, жанр).
«Мне хочется показать хотя с одного боку всю Русь». (Россия в 30 – 40-е годы XIX века).
«Кто же он? Стало быть, подлец? » (Чичиков и чичиковщина).
«Эх, тройка! Птица – тройка…» Почему именно Чичиков «несется» на тройке? (мини – сочинения учеников)
При изучении художественного мира И.С.Тургенева предлагаю такие задания:
Речь П.П.Кирсанова как средство характеристики героя
Критики о романе «Отцы и дети» (подготовить «круглый стол» с «участием» М.А.Антоновича и Д.И.Писарева)
Подобрать музыкальное произведение, которое могло бы служить фоном к роману «Отцы и дети» и т.д.
Метод проектов способствует созданию на уроке такой атмосферы, которая расковывает учащихся, стимулирует развитие их духовного потенциала, их творческой активности.
При изучении художественного мира А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова считаю необходимым защиту проекта «Поэт в России – больше, чем поэт». Предлагаются ребятам три утверждения:
Лермонтовский «Пророк» является ответом или возражением на пушкинское стихотворение, свидетельствующее о пессимизме Лермонтова, разрушении высоких надежд на роль поэта – пророка. (Б.М.Эйхенбаум)
В лермонтовском стихотворении развивается в условиях последекабристской поры пафос пушкинского «Пророка», идея гражданской деятельности. (У.Р.Фохст)
Лермонтов утверждает, что настоящий поэт должен быть пророком. В образной форме рисуется доведенный до трагизма конфликт поэта и толпы: толпа не просто не принимала ненужного ей поэта, она гнала его, издевалась над ним, торжествовала победу. (Г.К.Макогоненко)
Вопрос: «Чья позиция, по-вашему, наиболее обоснована?» Чтобы ответить на него, необходимо исследование обоих стихотворений, а для этого пакет заданий по группам:
1. «Перекличка поколений». (Как вопрос о назначении поэта и поэзии звучит у поэтов разных поколений: у поэтов-декабристов, в поэзии Н.А.Некрасова, в творчестве В.В.Маяковского, Е.Евтушенко).
2. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
3. Два стихотворения на одну тему. (Сопоставительный анализ «Пророка» Пушкина и Лермонтова)
4. «Мой взгляд на тему поэта и поэзии». (Мини-сочинения учеников).
Серия уроков по роману И.А.Гончарова заканчивается защитой проекта по теме: «Обломов и Штольц», предлагается ответить на проблемные вопросы:
- Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?
- А.Штольц – антипод или двойник Обломова?
И если большинство ребят после самостоятельного прочтения отвечают, что Штольц – антипод Обломова, то в итоге работы над проектом приходят к неожиданному самостоятельному выводу: «Штольц на высокой ступени своей активной жизни оказывался тем же Обломовым…» (Я.И.Кулешов)
Защита проекта по данной теме позволила создать итоговую таблицу.
Первое полугодие в одиннадцатом классе заканчивается защитой проекта по теме «Анализ поэтического текста», где каждый ученик готовит анализ самостоятельно выбранного стихотворения, причем условие одно – нельзя повторяться, т.е. каждый выбирает только то стихотворение для анализа, которое еще никто не выбрал.
При защите проекта учитывается следующее:
1) качество представленного материала: композиция, полнота представления работы, аргументированность.
2) объем и глубина знаний по теме, межпредметные связи.
3) культура речи.
Проекты могут быть разнообразными по форме: сообщение, реферат, исследование, плакат, газета, альбом, афиша, мультимедийная презентация, видеофильм, видеоролик и т.п. По продолжительности подготовки проекты могут быть краткосрочными (несколько уроков), среднесрочные (от недели до месяца) и долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Перестроить весь процесс обучения, превратив его в проектную деятельность, невозможно. Но использовать его при изучении курса литературы сегодня просто необходимо.
Отдельно хочу сказать об оформлении проектов. Прежде всего, оформление рукописи должно отвечать стандартным требованиям: выделять в себе введение, основную часть и заключение, а в основной части – главы, параграфы и абзацы; включать оглавление и список научной литературы и источников. Особое внимание уделяется культуре цитирования и оформления сносок. Проект по литературе, помимо рукописи, включает в себя различные иллюстрации, рисунки, схемы и т.п. Здесь мои ученики используют современные технические средства.
После выполнения проекта предлагается учащимся написать небольшое сочинение: «Как я работал над проектом», в котором они со стороны пытаются оценить свою работу. Вот фрагмент из работы учащихся: «Приходится много думать, читать, ходить в библиотеки, придумывать что-нибудь такое, что могло бы поразить других. Это интересно!»
Проектная методика позволяет выпускникам выбрать экзамен по литературе в форме единого государственного экзамена. Опыт проектной методики помогает школьникам при подготовке к государственной итоговой аттестации.
Понимая, что чрезвычайно важен результат применения той или иной методики, целесообразно использовать различные виды контрольно-диагностических заданий. Уровень сформированности знаний после изучения конкретного произведения (текущий контроль) отслеживается методом теста или письменной работы (мини-сочинение, сочинения разных жанров, письменный ответ на вопросы). Например, после изучения комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» предлагается написать сочинение сопоставительного характера «Чацкий и Молчалин» или ответить на вопрос: « Почему сценическое пространство комедии «Горе от ума», замкнутое в одном из московских домов, получило толкование не «фамусовский дом», а «грибоедовская Москва»?
Чтобы проконтролировать знание изученного текста, умение сопоставлять эпизоды произведения, выделять главное и второстепенное, задание формулируются следующим образом: «Сопоставьте город Калинов и родной город Катерины» (по пьесе Н.А.Островского «Гроза»). Для проверки знания текста и умения его анализировать используются такие задания: « Сделать пересказ-анализ «Испытание любовью» гл.14-19 (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Монологические ответы учащихся показывают, в какой степени школьники владеют устной речью, а также насколько хорошо знают художественные тексты, сумели ли в них разобраться. Предлагаюся такие задания: « Любимые страницы русской классической литературы», «Тема любви в произведениях А.И.Куприна» и т.п.
Зачет как устный, так и письменный тоже применяется для контроля знаний. Диагностика проводится каждую четверть, она помогает объективно зафиксировать уровень обученности учеников, точно обозначить место, где отсутствуют знания, облегчает проведение анализа и контроля.
Работа над проектами, разумеется, не исключает и традиционных методов преподавания литературы как предмета. Но, как показывает описанный выше опыт, позволяет поднять его на новый, современный уровень. Ведь исследовательская деятельность формирует компетентности учащихся. Реализация на практике индивидуального и личностно ориентированного подхода, продуманная система заданий, заинтересованность в судьбе каждого ученика, вера в него, сохранение единых требований помогают ученикам ощутить собственную индивидуальность. Замотивировав ученика на приобретение новых знаний (например, через постановку актуальной для него проблемы), формирую у школьников познавательную потребность и потребность в саморазвитии.
Проекты как сотворчество позволяют создать комфортные взаимоотношения на уроке, в школьном коллективе, раскрыть разнообразные способности участников образовательного процесса и дают возможность быть успешными и в жизни, и в профессиональной деятельности.
Метод проектов, несомненно, перспективен как эффективная форма деятельностного подхода.
Литература:
Башмаков М.И. Индивидуальная образовательная программа средней школы// Школьные технологии.- 2000.- №4.
Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998.
Рягин С.Н. Проектирование содержания профильного обучения в современной школе: Монография. Омск: ООИПКРО, 2003.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Москва «Народное образование», 1998, № 3.
Способности и склонности: Комплексные исследования \ Под ред. Э.А. Голубевой; НИИ общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1989.