kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок словесных импровизаций «Здравствуйте! Меня зовут Шарик…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Урок словесных импровизаций «Здравствуйте! Меня зовут Шарик…»

Цели урока: закрепить знания о композиции; учить понимать различные точки зрения; дать установку на порождение собственной точки зрения.

учить «читать портрет», т.е. проникать во внутреннюю жизнь героя через её внешние проявления;

проявления – жесты, мимику.

пополнять словарь настроений, вырабатывать умение смотреть и видеть.

Оборудование: схемы, сюжетные картинки, раздаточный материал, конверты с листами для составления словарей.

Ход урока:

                                    I. Орг. момент.

Слово учителя: Наш сегодняшний урок немного шутливый. Это урок словесных импровизаций. Что такое импровизация? – как вы думаете ребята. Приблизительно мы близки к истине.

На доске: Импровизация – сочинение чего – то в момент исполнения, без предварительной к этому подготовки.

Но ведь импровизировать можно на какую – то определенную тему, что – то должно помогать это делать, если хотите, вдохновлять. И прежде чем мы начнём это делать, рассмотрим II схемы. Что на них нарисовано? (На схемах показаны 3 способа, какими можно рассказать о каких – то событиях.

1 – ая схема: разговор двух героев, тут нет рассказчика.

2 – ая схема: рассказчик герой рассказывает о себе или о других героях.

3 – ая схема: говорит о самом хитром рассказчике. Это рассказчик – повествователь, он про себя ничего не говорит, рассказывает только о своих героях, которые для него «они», он всё знает про своих героев, может всё видеть и слышать)

                                  II. Вхождение в урок.

Попробуем сегодня сделать ещё одно открытие. Для попытаемся рассказать о чём – то от имени РГ. Попробуем говорить от его имени, его устами. Давайте выберем необычного героя – рассказчика, и для этого обратимся к сюжетным картинкам художника Н. Радлова. Художник предоставил нам, зрителям, замечательную возможность поимпровизировать: рисунки есть, а текста нет, и каждый, кто их рассматривает может сочинять и стать соавтором художника.

Но сначала давайте определим, кто такой соавтор. Слово «автор» и его значение вам хорошо известны, а вот прист. Со встречается не часто. Она показывает, что кто – то совместно делает. Соавтор – человек, который вместе с кем – нибудь является автором чего – нибудь.

Итак, сейчас мы представим себя соавторами художника, только наша задача будет заключатся в том, чтобы что – то дорисовать к автор. рис., а в том, чтобы «расшифровать» замысел художника и состав. свою словесную импровизацию.

               III. Работа с готовым текстом – образцом, составленным по сюжетным рисункам.

- Рассмотрите внимательно веселые рисунки Н. Радлова. Понравились ли они вам?

- Подумайте, какой бы вы написали рассказ по этим рисункам, но вслух об этом пока не говорите.

- А сейчас послушайте, какой рассказ по этим рисункам уже написан одним шестиклассником.

                                    Хоть и черны, да зато свои.

Как – то раз летним погожим днем повела мама – курица своих детей на прогулку. Идет, поглядывает на своих детей, радуется: все детки чистенькие, желтенькие, один другого лучше! А цыплята маленькие, глупые, все им интересно. Один стал рассматривать жучка, другой погнался за разноцветной бабочкой, третий засмотрелся на свое отражение в луже. Но вот на пути малышей оказалась старая брошенная труба от самовара. «Интересно, что там внутри?» - подумали цыплята, и не успела мама – курица сказать свое обычное «куд – куда», как неслухи нырнули в трубу. А выбрались из противоположного конца трубы уже совсем другие цыплята. Мама – курица даже рот разинула от удивления: вместо пушистых желтых комочков за ней шли четверо грязных, черных, чумазых цыплят – негритят. Расстроилась мама – курица. Что делать? Воды – то куры не любят, помыть цыплят не удастся. А потом решила: «Ну и что же, что черные. Хоть и черны, да зато свои».

- Понравился ли вам рассказ? Интересный ли он получился?

- Определите тему и основную мысль текста.

- Соответствует ли тема и основная мысль рассказа теме и основной мысли авторских сюжетных рисунков? (Да)

- Можно ли по – другому «расшифровать» авторский замысел в рисунках? Если бы вы были писателями, какой бы вы составили рассказ по этим рисункам?

- У каждого из вас получился свой вариант, совершенно другой по сравнению с тем, что мы услышали в прочитанном рассказе. Следовательно, как соавторы художника вы должны очень тщательно обдумать тему и идею своего рассказа, чтобы не исказить замысел сюжетных рисунков. Это первое наше правило, которое мы занесем в нашу памятку соавтора.

- Есть ли в услышанном вами тексте какие – то моменты, детали, соответствия которым на рисунках нет? (Есть, например, что делали малыши цыплята, пока не увидели трубу; что они подумали, этого никак нельзя отобразить на рисунках)

- Противоречат ли эти детали замыслу художника? (Нет)

- Следовательно, второе правило соавтора заключается в том, что вы как соавторы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.

- Посмотрите внимательно на рисунки. Есть ли на них какие – то детали, которые в рассказе не были отражены? (Есть. Например, в рассказ не включены описание места, где происходили события, указания на время, когда происходили события)

- Можно ли обойтись без этих деталей или их обязательно нужно включать в рассказ? (Можно и включить, а можно и нет)

- Еще одно правило, которое мы с вами установили, заключается в том, что вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на рисунке. Ваше дело – рассказать о событии.

- Итак, представим себе, что рассказ мы уже написали. Стыдно будет, если кто – либо его прочитает и обнаружит какие – то нелепости, ошибки. Что нужно сделать после того, как рассказ написан? (Проверить и отредактировать). Правильно, вы несете ответственность за качество своего рассказа. Еще одно правило: перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно, исправьте возможные ошибки.

- А теперь вспомните, о чем я вас просила, когда вы только прослушали рассказ ученика? (Интересный ли он)

- Верно. Каждый автор должен думать о своих читателях, заботиться о них, стараться писать так, чтобы читать рассказ было интересно. Это последнее правило, которое мы с вами сегодня обсудили. Все вместе они составляют памятку соавтору, человеку, который совместно с кем – то является автором чего – либо. (Все правила записываются на доске учителем)

                                      IV. Работа над типом речи сочинения.

- Какой тип речи характерен для данного рассказа? (Повествование)

- Почему именно повествование? (В тексте говорится о событиях, которые следуют друг за другом, а это особенность повествования)

- Какова композиция рассказа? (Завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

- Найдите в рассказе эти части и разделите его в соответствии с его композицией на абзацы. (Учащиеся работают, выделяя следующие части: 1) Как – то раз… 2) Но вот на пути малышей… 3) Расстроилась мама – курица…)

- Какие вопросы можно задать к этому тексту? (Можно задать ряд вопросов: что произошло? Как это случилось?)

- Каковы грамматические особенности рассказа? (Много глаголов, чаще всего употребленных в прошедшем времени, предложений с прямой речью)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок словесных импровизаций «Здравствуйте! Меня зовут Шарик…»»

Тема: Урок словесных импровизаций «Здравствуйте! Меня зовут Шарик…»

Цели урока: закрепить знания о композиции; учить понимать различные точки зрения; дать установку на порождение собственной точки зрения.

учить «читать портрет», т.е. проникать во внутреннюю жизнь героя через её внешние проявления;

проявления – жесты, мимику.

пополнять словарь настроений, вырабатывать умение смотреть и видеть.

Оборудование: схемы, сюжетные картинки, раздаточный материал, конверты с листами для составления словарей.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Слово учителя: Наш сегодняшний урок немного шутливый. Это урок словесных импровизаций. Что такое импровизация? – как вы думаете ребята. Приблизительно мы близки к истине.

На доске: Импровизация – сочинение чего – то в момент исполнения, без предварительной к этому подготовки.

Но ведь импровизировать можно на какую – то определенную тему, что – то должно помогать это делать, если хотите, вдохновлять. И прежде чем мы начнём это делать, рассмотрим II схемы. Что на них нарисовано? (На схемах показаны 3 способа, какими можно рассказать о каких – то событиях.

1 – ая схема: разговор двух героев, тут нет рассказчика.

2 – ая схема: рассказчик герой рассказывает о себе или о других героях.

3 – ая схема: говорит о самом хитром рассказчике. Это рассказчик – повествователь, он про себя ничего не говорит, рассказывает только о своих героях, которые для него «они», он всё знает про своих героев, может всё видеть и слышать)

II. Вхождение в урок.

Попробуем сегодня сделать ещё одно открытие. Для попытаемся рассказать о чём – то от имени РГ. Попробуем говорить от его имени, его устами. Давайте выберем необычного героя – рассказчика, и для этого обратимся к сюжетным картинкам художника Н. Радлова. Художник предоставил нам, зрителям, замечательную возможность поимпровизировать: рисунки есть, а текста нет, и каждый, кто их рассматривает может сочинять и стать соавтором художника.

Но сначала давайте определим, кто такой соавтор. Слово «автор» и его значение вам хорошо известны, а вот прист. Со встречается не часто. Она показывает, что кто – то совместно делает. Соавтор – человек, который вместе с кем – нибудь является автором чего – нибудь.

Итак, сейчас мы представим себя соавторами художника, только наша задача будет заключатся в том, чтобы что – то дорисовать к автор. рис., а в том, чтобы «расшифровать» замысел художника и состав. свою словесную импровизацию.

III. Работа с готовым текстом – образцом, составленным по сюжетным рисункам.

- Рассмотрите внимательно веселые рисунки Н. Радлова. Понравились ли они вам?

- Подумайте, какой бы вы написали рассказ по этим рисункам, но вслух об этом пока не говорите.

- А сейчас послушайте, какой рассказ по этим рисункам уже написан одним шестиклассником.

Хоть и черны, да зато свои.

Как – то раз летним погожим днем повела мама – курица своих детей на прогулку. Идет, поглядывает на своих детей, радуется: все детки чистенькие, желтенькие, один другого лучше! А цыплята маленькие, глупые, все им интересно. Один стал рассматривать жучка, другой погнался за разноцветной бабочкой, третий засмотрелся на свое отражение в луже. Но вот на пути малышей оказалась старая брошенная труба от самовара. «Интересно, что там внутри?» - подумали цыплята, и не успела мама – курица сказать свое обычное «куд – куда», как неслухи нырнули в трубу. А выбрались из противоположного конца трубы уже совсем другие цыплята. Мама – курица даже рот разинула от удивления: вместо пушистых желтых комочков за ней шли четверо грязных, черных, чумазых цыплят – негритят. Расстроилась мама – курица. Что делать? Воды – то куры не любят, помыть цыплят не удастся. А потом решила: «Ну и что же, что черные. Хоть и черны, да зато свои».

- Понравился ли вам рассказ? Интересный ли он получился?

- Определите тему и основную мысль текста.

- Соответствует ли тема и основная мысль рассказа теме и основной мысли авторских сюжетных рисунков? (Да)

- Можно ли по – другому «расшифровать» авторский замысел в рисунках? Если бы вы были писателями, какой бы вы составили рассказ по этим рисункам?

- У каждого из вас получился свой вариант, совершенно другой по сравнению с тем, что мы услышали в прочитанном рассказе. Следовательно, как соавторы художника вы должны очень тщательно обдумать тему и идею своего рассказа, чтобы не исказить замысел сюжетных рисунков. Это первое наше правило, которое мы занесем в нашу памятку соавтора.

- Есть ли в услышанном вами тексте какие – то моменты, детали, соответствия которым на рисунках нет? (Есть, например, что делали малыши цыплята, пока не увидели трубу; что они подумали, этого никак нельзя отобразить на рисунках)

- Противоречат ли эти детали замыслу художника? (Нет)

- Следовательно, второе правило соавтора заключается в том, что вы как соавторы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.

- Посмотрите внимательно на рисунки. Есть ли на них какие – то детали, которые в рассказе не были отражены? (Есть. Например, в рассказ не включены описание места, где происходили события, указания на время, когда происходили события)

- Можно ли обойтись без этих деталей или их обязательно нужно включать в рассказ? (Можно и включить, а можно и нет)

- Еще одно правило, которое мы с вами установили, заключается в том, что вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на рисунке. Ваше дело – рассказать о событии.

- Итак, представим себе, что рассказ мы уже написали. Стыдно будет, если кто – либо его прочитает и обнаружит какие – то нелепости, ошибки. Что нужно сделать после того, как рассказ написан? (Проверить и отредактировать). Правильно, вы несете ответственность за качество своего рассказа. Еще одно правило: перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно, исправьте возможные ошибки.

- А теперь вспомните, о чем я вас просила, когда вы только прослушали рассказ ученика? (Интересный ли он)

- Верно. Каждый автор должен думать о своих читателях, заботиться о них, стараться писать так, чтобы читать рассказ было интересно. Это последнее правило, которое мы с вами сегодня обсудили. Все вместе они составляют памятку соавтору, человеку, который совместно с кем – то является автором чего – либо. (Все правила записываются на доске учителем)

IV. Работа над типом речи сочинения.

- Какой тип речи характерен для данного рассказа? (Повествование)

- Почему именно повествование? (В тексте говорится о событиях, которые следуют друг за другом, а это особенность повествования)

- Какова композиция рассказа? (Завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

- Найдите в рассказе эти части и разделите его в соответствии с его композицией на абзацы. (Учащиеся работают, выделяя следующие части: 1) Как – то раз… 2) Но вот на пути малышей… 3) Расстроилась мама – курица…)

- Какие вопросы можно задать к этому тексту? (Можно задать ряд вопросов: что произошло? Как это случилось?)

- Каковы грамматические особенности рассказа? (Много глаголов, чаще всего употребленных в прошедшем времени, предложений с прямой речью)


V. Сбор материала по картинкам.

- Как вы думаете, о чём нам рассказали рисунки? (Как кошка хотела навредить собаке)

- Какой общий заголовок можно подобрать к рис., исходя из определённой нами темы? (Кошка и пёс. Как кошка хотела отомстить собаке. Кошачья месть. Вредная кошка. Один день из жизни кошки с собакой)

- Какой общей мыслью объединены рисунки? (Не надо стараться делать плохое др., т. к. ты сам можешь от этого пострадать)

- Можно ли подобрать заголовок, который отражал бы основную мысль рис.? (Не рой др. яму – сам в неё попадёшь. Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним)

- Следовательно, как соавторы художника мы должны очень тщательно обдумать тему и идею своего рассказа, чтобы не исказить замысел сюжетного рисунка. Это первое наше правило, которое мы занесём в нашу памятку соавтора.

- Теперь нам нужно продумать последовательность работы над нашими импровизациями.

VI. Составление плана.

- Если я поменяю рисунки местами, будет ли видна последовательность действий? (Нет)

- Какой композиционной части повествованияия соответствует каждый рис.? (1 – й рис. – завязка, 2 – ой – разв – ие д – ия, 3 – ий – кульминация и развязка)

- Попробуем озаглавить рисунки.

1. Мирный отдых.

2. Нависшая опасность.

3. Справедливость восторжествовала.

- Что получилось в результате? (План)

VII. Работа с памяткой.

- Вспомним основные правила составления рассказа.

- Какое правило памятки мы уже вспомнили?

- Как соавторы мы имеем право на вымысел? (Да)

- 2 – ое правило памятки гласит: (зачитать)

- Подумайте, почему такие недружелюбные отношения сложились у кошки с собакой? Что могло предшествовать событию на рис.?

Задание: Сейчас вы разделитесь на кошечек и собачек. Каждый выдвинет свою версию. Этот художественный приём в литературе называется «очеловечивание» или «одушевление».

Чтобы нам легче было работать, рассмотрим ещё одну схему 4 – ю. РГ. рассказывает свою историю, ротик – это уста рассказчика, глазик – это как наш рассказчик видит эту историю. Вопрос обозначает, что они видят эту историю как – то по – своему, не так, как др. Человек – автор и глазик – это уже взгляд автора. Одинаковый у них будет взгляд?

Ответы учащихся.

- Итак, мы придумали истории от лица героев на то, как развивались события до начала действия. У каждого из РГ была своя точка зрения. Т. е. мы узнали ещё один секрет, который есть на нашей схеме: надо не просто говорить устами героя, но надо ещё попытаться видеть мир его глазами, перейти на его точку зрения. И оказалось, что у кошки и собаки точки зрения разные.

- Можно наши истории ввести в наш рассказ? (Да) Такая часть рассказа, в которой характеризуется обстановка, предшествующая действию, называется экспозицией. У нас в плане её нет. Давайте добавим ещё один пункт: Испорченные отношения.

- 1 – ю картинку мы озаглавили «Мирный отдых». Это завязка. Составим её.

- 2 – я картинка. Составим.

- 3 – я Составим.

- Можно ли обойтись без каких – либо деталей или их обязательно нужно включать в рассказ? (Нет)

Смотрим ещё один пункт памятки.

- Итак мы стали соавторами художника, попытались увидеть событие глазами наших героев, понять их «точку зрения».

VIII. Разыгрывание диалогов.

Интересно вам узнать, что было дальше? Вот и попробуйте придумать, как могли встретиться после этого случая наши герои.

Итак, лапки вверх все собаки, теперь – кошки. А кто готов показать нам свою историю, возьмитесь за лапки и поднимите их вместе. Теперь наши герои должны будут вести между собой диалог, разыграть перед нами сценку. Кто и где разыгрывает сценки? (Актёры в театре)

Остальные кто? (Зрители)

Разыгрывание сценок.

Мы увидели, что, к сожалению, взаимоотношения могут носить различный характер и встречи могут быть неприятными, нежеланными. Зрители, выскажите своё отношение к тому, кто из «актёров» нашёл для себя наиболее правильное, благородное поведение (я рада, что хотя бы одна из «встреч» закончилась примирением) Кто из «актёров» пользовался не только словами, но и мимикой, жестами.

В литературе это называется эпилогом или послесловием. Внесите в план. «Неожиданная встреча». Часть, которая следует за развязкой.

Эпилог – заключительная часть литературного произведения, кинофильма.

- Но попытаться понять «точку зрения» героя – это ещё не значит быть внимательным зрителем. Ребята, мы смотрим кинофильмы и по речи героев легко определяем, что чувствуют герои. Но иногда нам сложно объяснить какие – то моменты без слов. Но ведь когда – то было немое кино, а зрители смеялись и плакали, когда смотрели фильм.

Как им удавалось понимать внутренне состояние героев, их чувства, переживания? Конечно, если только мы научимся внимательно наблюдать за мимикой, жестами.

Это невербальные средства общения.

Мимика – движение мышц лица, выражающие внутренние душевное состояние.

Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что – то обозначающее или сопровождающее речь.

Они могут заменять слова. Они выражают движения нашей души. И сейчас мы поучимся, проследив за мимикой героев мультфильма, раскрыть их внутреннее состояние. При просмотре фрагментов внимательно наблюдайте за мимикой, жестами и попытаемся уяснить, какие чувства в данной ситуации общения переживают герои. Чтобы вам было легче работать, у вас на партах лежат карточки с наиболее часто встречающимися эмоциями.

Ответы: Эмоция – чувство, волнение, душевное переживание.

IX. Составление словаря «эмоций».

А теперь, когда мы увидели, как много эмоций одновременно может быть выражено, обратимся к нашим героям. Вот теперь мы начнём составлять словарь «эмоций». Наши слова – эмоции вы можете включить в свои импровизации. Каждое слово – чувство, переживание вы будите записывать на отдельную карточку крупными буквами, такими, чтобы ваше слово мог увидеть весь класс. А карточки будем складывать в конверты. Так у каждого будет свой словарь. Ведь мы как настоящие соавторы должны уметь видеть чувства героев. Наши словари помогут нам «читать» портрет, т.е. проникать во внутреннюю жизнь героя через её внешние проявления.

Заполнение карточек.

- Итак, карточки заполнены. И теперь мы знаем, что РГ, рисуя карточку жизни, не только оценивает её, но и передаёт нам, читателям и зрителям, своё внутреннее состояние, настроение. И они могут быть очень непростыми.

X. Итог урока.

Вы увидели, что в литературе есть ещё один секрет, одно важное условие: все герои, кто бы они ни были, должны по-человечьи. Мы сегодня с вами попытались вжиться в образ своего героя, увидеть мир его глазами, понять его точку зрения, его внутреннее состояние.

Пополнили свой словарный запас новыми понятиями: экспозиция, эпилог, соавтор, эмоция, невербальные средства общения, эмпатия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок словесных импровизаций «Здравствуйте! Меня зовут Шарик…»

Автор: Соболева Ирина Евгеньевна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278571


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства