Тема: Урок словесных импровизаций «Здравствуйте! Меня зовут Шарик…»
Цели урока: закрепить знания о композиции; учить понимать различные точки зрения; дать установку на порождение собственной точки зрения.
учить «читать портрет», т.е. проникать во внутреннюю жизнь героя через её внешние проявления;
проявления – жесты, мимику.
пополнять словарь настроений, вырабатывать умение смотреть и видеть.
Оборудование: схемы, сюжетные картинки, раздаточный материал, конверты с листами для составления словарей.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Слово учителя: Наш сегодняшний урок немного шутливый. Это урок словесных импровизаций. Что такое импровизация? – как вы думаете ребята. Приблизительно мы близки к истине.
На доске: Импровизация – сочинение чего – то в момент исполнения, без предварительной к этому подготовки.
Но ведь импровизировать можно на какую – то определенную тему, что – то должно помогать это делать, если хотите, вдохновлять. И прежде чем мы начнём это делать, рассмотрим II схемы. Что на них нарисовано? (На схемах показаны 3 способа, какими можно рассказать о каких – то событиях.
1 – ая схема: разговор двух героев, тут нет рассказчика.
2 – ая схема: рассказчик герой рассказывает о себе или о других героях.
3 – ая схема: говорит о самом хитром рассказчике. Это рассказчик – повествователь, он про себя ничего не говорит, рассказывает только о своих героях, которые для него «они», он всё знает про своих героев, может всё видеть и слышать)
II. Вхождение в урок.
Попробуем сегодня сделать ещё одно открытие. Для попытаемся рассказать о чём – то от имени РГ. Попробуем говорить от его имени, его устами. Давайте выберем необычного героя – рассказчика, и для этого обратимся к сюжетным картинкам художника Н. Радлова. Художник предоставил нам, зрителям, замечательную возможность поимпровизировать: рисунки есть, а текста нет, и каждый, кто их рассматривает может сочинять и стать соавтором художника.
Но сначала давайте определим, кто такой соавтор. Слово «автор» и его значение вам хорошо известны, а вот прист. Со встречается не часто. Она показывает, что кто – то совместно делает. Соавтор – человек, который вместе с кем – нибудь является автором чего – нибудь.
Итак, сейчас мы представим себя соавторами художника, только наша задача будет заключатся в том, чтобы что – то дорисовать к автор. рис., а в том, чтобы «расшифровать» замысел художника и состав. свою словесную импровизацию.
III. Работа с готовым текстом – образцом, составленным по сюжетным рисункам.
- Рассмотрите внимательно веселые рисунки Н. Радлова. Понравились ли они вам?
- Подумайте, какой бы вы написали рассказ по этим рисункам, но вслух об этом пока не говорите.
- А сейчас послушайте, какой рассказ по этим рисункам уже написан одним шестиклассником.
Хоть и черны, да зато свои.
Как – то раз летним погожим днем повела мама – курица своих детей на прогулку. Идет, поглядывает на своих детей, радуется: все детки чистенькие, желтенькие, один другого лучше! А цыплята маленькие, глупые, все им интересно. Один стал рассматривать жучка, другой погнался за разноцветной бабочкой, третий засмотрелся на свое отражение в луже. Но вот на пути малышей оказалась старая брошенная труба от самовара. «Интересно, что там внутри?» - подумали цыплята, и не успела мама – курица сказать свое обычное «куд – куда», как неслухи нырнули в трубу. А выбрались из противоположного конца трубы уже совсем другие цыплята. Мама – курица даже рот разинула от удивления: вместо пушистых желтых комочков за ней шли четверо грязных, черных, чумазых цыплят – негритят. Расстроилась мама – курица. Что делать? Воды – то куры не любят, помыть цыплят не удастся. А потом решила: «Ну и что же, что черные. Хоть и черны, да зато свои».
- Понравился ли вам рассказ? Интересный ли он получился?
- Определите тему и основную мысль текста.
- Соответствует ли тема и основная мысль рассказа теме и основной мысли авторских сюжетных рисунков? (Да)
- Можно ли по – другому «расшифровать» авторский замысел в рисунках? Если бы вы были писателями, какой бы вы составили рассказ по этим рисункам?
- У каждого из вас получился свой вариант, совершенно другой по сравнению с тем, что мы услышали в прочитанном рассказе. Следовательно, как соавторы художника вы должны очень тщательно обдумать тему и идею своего рассказа, чтобы не исказить замысел сюжетных рисунков. Это первое наше правило, которое мы занесем в нашу памятку соавтора.
- Есть ли в услышанном вами тексте какие – то моменты, детали, соответствия которым на рисунках нет? (Есть, например, что делали малыши цыплята, пока не увидели трубу; что они подумали, этого никак нельзя отобразить на рисунках)
- Противоречат ли эти детали замыслу художника? (Нет)
- Следовательно, второе правило соавтора заключается в том, что вы как соавторы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.
- Посмотрите внимательно на рисунки. Есть ли на них какие – то детали, которые в рассказе не были отражены? (Есть. Например, в рассказ не включены описание места, где происходили события, указания на время, когда происходили события)
- Можно ли обойтись без этих деталей или их обязательно нужно включать в рассказ? (Можно и включить, а можно и нет)
- Еще одно правило, которое мы с вами установили, заключается в том, что вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на рисунке. Ваше дело – рассказать о событии.
- Итак, представим себе, что рассказ мы уже написали. Стыдно будет, если кто – либо его прочитает и обнаружит какие – то нелепости, ошибки. Что нужно сделать после того, как рассказ написан? (Проверить и отредактировать). Правильно, вы несете ответственность за качество своего рассказа. Еще одно правило: перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно, исправьте возможные ошибки.
- А теперь вспомните, о чем я вас просила, когда вы только прослушали рассказ ученика? (Интересный ли он)
- Верно. Каждый автор должен думать о своих читателях, заботиться о них, стараться писать так, чтобы читать рассказ было интересно. Это последнее правило, которое мы с вами сегодня обсудили. Все вместе они составляют памятку соавтору, человеку, который совместно с кем – то является автором чего – либо. (Все правила записываются на доске учителем)
IV. Работа над типом речи сочинения.
- Какой тип речи характерен для данного рассказа? (Повествование)
- Почему именно повествование? (В тексте говорится о событиях, которые следуют друг за другом, а это особенность повествования)
- Какова композиция рассказа? (Завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
- Найдите в рассказе эти части и разделите его в соответствии с его композицией на абзацы. (Учащиеся работают, выделяя следующие части: 1) Как – то раз… 2) Но вот на пути малышей… 3) Расстроилась мама – курица…)
- Какие вопросы можно задать к этому тексту? (Можно задать ряд вопросов: что произошло? Как это случилось?)
- Каковы грамматические особенности рассказа? (Много глаголов, чаще всего употребленных в прошедшем времени, предложений с прямой речью)