Цели:
- Дать представление об эстетической функции языка как материала для исследования литературного произведения.
- Развивать творческие способности обучающихся.
- Побудить обучающихся к размышлению о неразрывности связи человека с природой.
Задачи:
- формировать умение находить в тексте и анализировать языковые изобразительно-выразительные средства;
- совершенствовать навык составления собственного устного высказывания;
- создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
- формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память, мышление;
- воспитывать культуру общения;
- воспитывать бережное отношение к природе и людям;
- прививать интерес к русскому языку и литературе.
Тип урока: урок словесности.
Метод урока по типу познавательной деятельности: частично-поисковый.
Формы и виды деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологии:
- проблемного обучения;
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированного образования;
- развития критического мышления через чтение и письмо;
- ИКТ.
Оборудование: подборка слайдов на тему «Будни и праздники природы», портрет В.П.Астафьева, распечатка рассказа В.П.Астафьева «И милосердия…» (без заглавия), презентация «В.П.Астафьев», плакат «Композиция художественного произведения», схема «Концентрические круги», фонограмма «Звуки природы».
План-конспект урока.
- Оргмомент. Видеоряд «Будни и праздники природы» с музыкальным сопровождением.
Эпиграф к уроку: «В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека физически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти. Есть большое различие… Оно принципиально существенно… Природа обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия… Совсем иначе обстоит дело с нравственностью…» (Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)
- Что же поможет нравственному очищению человека, исцелению его души?
Ответ на этот вопрос вы должны будете дать в конце урока, восстановив запись темы «Исцеление души…». А поможет вам в этом рассказ В.П.Астафьева из сборника «Затеси».
II. Демонстрация презентации «В.П.Астафьев».
III. Знакомство с текстом рассказа «И милосердия...». Выразительное чтение.
IV. Работа с текстом. Анализ языковых средств. Создание характеристик действующих лиц.
- Какие чувства вы испытали, послушав рассказ В.П.Астафьева?
(Жалость, тоску, сострадание, боль и т.п.)
Как выяснилось, рассказ никого из вас не оставил равнодушным. Вы испытали целую бурю эмоций.
Давайте определим, с помощью каких языковых средств автору удалось произвести на вас столь сильное впечатление.
- Прочитайте текст самостоятельно. Выделите в нем композиционные части. (На доске - плакат «Композиция художественного произведения»)
Итак, вы определили все элементы композиции рассказа, выделив в нем 5 частей.
- Подчеркните в каждой части ключевые слова. Найдите среди них противопоставления. (Используют в работе с текстом цветные ручки или карандаши: синий цвет – ключевое слово, красный – слово с положительной оценкой, черный – слово с отрицательной оценкой.)
- Девочка (нет противопоставлений);
- «несмышленая» девочка – «спокойный» отец;
- Птицы – «борцы» за здоровье людей;
- Еще живая птица – птичьи скелеты и перо;
- Рассказчик (нет противопоставлений).
Таким образом, в 3-х из 5-и частей вы нашли противопоставления.
- Скажите, какой прием лежит в основе рассказа?
(Построен на приеме контраста).
Птицы и девочка, обладающие живой душой, противопоставлены взрослым людям, жестоким, спокойным и равнодушным, в которых душа умерла.
- Перечислите основных действующих лиц рассказа
- На основе языковых средств, использованных В.Астафьевым, определите отношение к ним автора и сформулируйте ваше собственное к ним отношение. (Групповая работа)
1 группа – девочка.
2 группа – отец девочки и «борцы» за здоровье людей.
3 группа – птицы.
Наибольшие симпатии и автора, и ваши оказались на стороне девочки, чья душа еще чиста, жива, открыта добру и радости, способна восхищаться красотой.
Особое место в рассказе занимает образ автора-рассказчика, который наиболее ярко прорисовывается в развязке.
- Опираясь на ключевые слова последней части текста, ответьте на вопросы:
- Почему плачет взрослый человек?
- Почему он обращается к Богу?
- О чем рассказчик «молил…себя, детей своих, всех людей»?
- Как вы думаете, каково заглавие рассказа?
- Подведем итоги (под музыку «Звуки природы»).
Чтобы глубже понять идею текста, попробуем разобраться, носителями каких чувств являются герои рассказа В.Астафьева «И милосердия…»
Работа со схемой «Концентрические круги». Заполняем ее, опираясь на сделанные ранее выводы: центр – доброта (носитель – девочка), внутренний круг – равнодушие, беззаботность, жестокость (отец, «борцы» за здоровье людей), внешний круг – сострадание, прощение, любовь (автор-рассказчик).
Доброта, сострадание, прощение, любовь – это и есть МИЛОСЕРДИЕ. Оно, как оберег, защитит душу человека, исцелит ее и снова сделает живой! (Дописываем тему урока)
V. Домашнее задание. Напишите мини-сочинение на тему «Исцеление души милосердием».
VI. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Охарактеризуйте свое состояние одним словом или коротким предложением.
Оцените каждый свою работу на уроке, оценку поставьте на листок с текстом