kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Причастие как эстетическая категория художественного текста. Урок словесности . 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок словесности – это одна из форм учебных занятий, где эстетическая функция родного языка не только не теряется за важной и трудоёмкой грамматической и речевой работой, но и помогает создать правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Причастие как эстетическая категория художественного текста. Урок словесности . 7 класс »


Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г. Петушки

Сафронова Е. В.



Урок словесности – это одна из форм учебных занятий, где эстетическая функция родного языка не только не теряется за важной и трудоёмкой грамматической и речевой работой, но и помогает создать правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта.


Урок словесности Причастие как эстетическая категория художественного текста.


Цель урока 1. Раскрыть стилистические особенности причастия как выразительного

средства в художественном тексте.

2. Наблюдая за использованием причастий в художественном тексте,

формировать чувство эстетического наслаждения словом, восхищение им.

3. Воспитывать любовь к родному языку, его богатству и красоте.

Оборудование: тексты художественных произведений,

репродукции картин.


Причастия обыкновенно избегаются в разговоре.

Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, мету-

щий комнату; мы говорим: которая скачет, который ме-

тёт и прочее – заменяя выразительную краткость причас-

тия вялым оборотом.

А. С. Пушкин

План

  1. Стилистические особенности причастия.

  2. Употребление причастий в тексте различных книжных стилей.

  3. Роль причастий, выступающих в качестве имён существительных.


Ход урока


Слово учителя

Прежде, чем мы начнём говорить о стилистических особенностях причастия, давайте вспомним, признаки каких частей речи оно в себе совмещает. (Учащиеся называют общие признаки с глаголом и прилагательным).

Именно эти свойства причастия и послужили причиной того, что оно так привлекает писателей и поэтов. Способность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте. Причастие не только образно описывает предмет, явление, но и представляет его в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Объясняется это тем, что причастие соединяет в себе энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного.


I . 1. Найдите причастия в отрывке из произведения Н. Г. Гоголя «Тарас Бульба» и определите их роль в тексте.

Описание степи.

Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотание, - всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу.

/ В тексте создаётся образ степи. Пейзаж виден глазами повествователя. Причастия, имея значение действия, наполнили образ движением, тем самым соединили зрение и слух и через созданный образ обогатили чувствами текст. (Степь живая, подвижная). Эти чувства конкретизируются причастиями-синонимами (блестящими, светящихся)./

Определите, какие причастия, действительные или страдательные, создают незримое присутствие человека в пейзаже.


  1. Стихотворение С. Я. Маршака

Ландыш

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнутый,

Завёрнутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И всё своё благоухание

Он отдал горькому цветку.

/ В этом стихотворении автор использует причастия и прилагательные. Здесь 10 прилагательных, 2 одиночных причастия и 4 причастия с зависимыми словами.

Причастия наряду с прилагательными раскрывают образ прекрасного весеннего цветка ландыша, передают признаки в действии, создают выразительность./


  1. Б. Пастернак

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаём.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаём.


Июль, таскающий в одёже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Всё громко говорящий вслух.


Степной, нечёсаный растрёпа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

/Причастия характеризуют короткий, но яркий , звонкий, бурный месяц июль. Именно причастия помогают так точно и образно описать июльские дни, наполненные особым светом, запахом, звуком, движением./


II Очень часто в художественных произведениях причастия выступают в роли имён существительных. Найдите в данных текстах причастия и определите их роль.

  1. Н. А. Некрасов

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.

Почему автор не даёт определяемые слова к причастиям?

/Стихотворение потеряет краткость, лаконичность, приобретёт вялость/

  1. Д. Кедрин


Много видевший, много знавший,

Знавший ненависть и любовь,

Всё имевший, всё потерявший

И опять всё нашедший вновь.

Вкус узнавший всего земного

И до жизни жадный опять,

Обладающий всем и снова

Всё боящийся потерять.

Каким членом предложения является причастие?


  1. Отрывок из стихотворения М. Волошина

Заклинание

Из крови, пролитой в боях,

Из праха обращённых в прах,

Из мук казнённых поколений,

Из душ, крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений-

Возникнет праведная Русь

Сколько причастий в тексте? Какие из них употреблены в значении существительных?


III . Причастия употребляются не только в художественном стиле речи. Их нередко используют также в научном и публицистическом стилях.

Для сравнения обратимся к следующим текстам и постараемся определить роль причастий в них.

  1. Великий поход в защиту «зелёного друга» нужно начать с Москвы.

И у нас в Москве найдётся немало заброшенных пустырей, ещё захламлённых углов, которые при дружном напоре за один день можно преобразить хотя бы в черновики будущих внутриквартальных скверов.

(Л. Леонов)

/Публиц. стиль. В данном тексте причастия имеют эмоционально- оценочное значение. Используя их, автор помогает читателю «увидеть» событие, стремится воздействовать на чувства./

2. С наступлением заморозков клубни георгин убирают из грунта в непромерзающее помещение. Перед выкапыванием повреждённая заморозками ботва срезается на высоте 10-12 см., а выкопанные клубни просушиваются. Для этого их раскладывают в один слой в непромерзающем, хорошо проветриваемом помещении, где они находятся не меньше недели. Только после этого их укладывают в хранилище.

/В научном тексте причастия используются для точности, краткости речи. Для сравнения замените причастия глаголами./


  1. Мы познакомились с тем, как могут обогатить нашу речь причастия, выполняющие эстетическую функцию. Попробуем сами сделать описание более ярким и полным, используя причастия и причастные обороты.

1. В предложенный текст включить причастия. (Описание по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»)

2. Составить 10-12 предложений с причастиями и причастными оборотами по картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».


  1. Выводы о роли причастий в книжной речи.


Д. з. Выписать 5 предложений с причастиями из 2 главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», дать устный стилистический анализ этих предложений.


Литература

  1. Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл. Пособие для учителя. – М.: Дрофа,1996 г.

  2. Новиков Л. А. Лингвистическое толкование художественного текста. М., 1979г.

  3. Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1984г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Сафронова Елена Владимировна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 168105


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства