Причастие как эстетическая категория художественного текста. Урок словесности . 7 класс
Причастие как эстетическая категория художественного текста. Урок словесности . 7 класс
Урок словесности – это одна из форм учебных занятий, где эстетическая функция родного языка не только не теряется за важной и трудоёмкой грамматической и речевой работой, но и помогает создать правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Причастие как эстетическая категория художественного текста. Урок словесности . 7 класс »
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г. Петушки
Сафронова Е. В.
Урок словесности – это одна из форм учебных занятий, где эстетическая функция родного языка не только не теряется за важной и трудоёмкой грамматической и речевой работой, но и помогает создать правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта.
Урок словесности Причастие как эстетическая категория художественного текста.
Цель урока 1. Раскрыть стилистические особенности причастия как выразительного
средства в художественном тексте.
2. Наблюдая за использованием причастий в художественном тексте,
формировать чувство эстетического наслаждения словом, восхищение им.
3. Воспитывать любовь к родному языку, его богатству и красоте.
Оборудование: тексты художественных произведений,
репродукции картин.
Причастия обыкновенно избегаются в разговоре.
Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, мету-
щий комнату; мы говорим: которая скачет, который ме-
тёт и прочее – заменяя выразительную краткость причас-
тия вялым оборотом.
А. С. Пушкин
План
Стилистические особенности причастия.
Употребление причастий в тексте различных книжных стилей.
Роль причастий, выступающих в качестве имён существительных.
Ход урока
Слово учителя
Прежде, чем мы начнём говорить о стилистических особенностях причастия, давайте вспомним, признаки каких частей речи оно в себе совмещает. (Учащиеся называют общие признаки с глаголом и прилагательным).
Именно эти свойства причастия и послужили причиной того, что оно так привлекает писателей и поэтов. Способность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте. Причастие не только образно описывает предмет, явление, но и представляет его в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Объясняется это тем, что причастие соединяет в себе энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного.
I . 1. Найдите причастия в отрывке из произведения Н. Г. Гоголя «Тарас Бульба» и определите их роль в тексте.
Описание степи.
Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотание, - всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу.
/ В тексте создаётся образ степи. Пейзаж виден глазами повествователя. Причастия, имея значение действия, наполнили образ движением, тем самым соединили зрение и слух и через созданный образ обогатили чувствами текст. (Степь живая, подвижная). Эти чувства конкретизируются причастиями-синонимами (блестящими, светящихся)./
Определите, какие причастия, действительные или страдательные, создают незримое присутствие человека в пейзаже.
Стихотворение С. Я. Маршака
Ландыш
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спелёнутый,
Завёрнутый в зелёный лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И всё своё благоухание
Он отдал горькому цветку.
/ В этом стихотворении автор использует причастия и прилагательные. Здесь 10 прилагательных, 2 одиночных причастия и 4 причастия с зависимыми словами.
Причастия наряду с прилагательными раскрывают образ прекрасного весеннего цветка ландыша, передают признаки в действии, создают выразительность./
Б. Пастернак
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаём.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаём.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной, нечёсаный растрёпа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
/Причастия характеризуют короткий, но яркий , звонкий, бурный месяц июль. Именно причастия помогают так точно и образно описать июльские дни, наполненные особым светом, запахом, звуком, движением./
II Очень часто в художественных произведениях причастия выступают в роли имён существительных. Найдите в данных текстах причастия и определите их роль.
Н. А. Некрасов
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови,
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви.
Почему автор не даёт определяемые слова к причастиям?
Сколько причастий в тексте? Какие из них употреблены в значении существительных?
III . Причастия употребляются не только в художественном стиле речи. Их нередко используют также в научном и публицистическом стилях.
Для сравнения обратимся к следующим текстам и постараемся определить роль причастий в них.
Великий поход в защиту «зелёного друга» нужно начать с Москвы.
И у нас в Москве найдётся немало заброшенных пустырей, ещё захламлённых углов, которые при дружном напоре за один день можно преобразить хотя бы в черновики будущих внутриквартальных скверов.
(Л. Леонов)
/Публиц. стиль. В данном тексте причастия имеют эмоционально- оценочное значение. Используя их, автор помогает читателю «увидеть» событие, стремится воздействовать на чувства./
2. С наступлением заморозков клубни георгин убирают из грунта в непромерзающее помещение. Перед выкапыванием повреждённая заморозками ботва срезается на высоте 10-12 см., а выкопанные клубни просушиваются. Для этого их раскладывают в один слой в непромерзающем, хорошо проветриваемом помещении, где они находятся не меньше недели. Только после этого их укладывают в хранилище.
/В научном тексте причастия используются для точности, краткости речи. Для сравнения замените причастия глаголами./
Мы познакомились с тем, как могут обогатить нашу речь причастия, выполняющие эстетическую функцию. Попробуем сами сделать описание более ярким и полным, используя причастия и причастные обороты.
1. В предложенный текст включить причастия. (Описание по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»)
2. Составить 10-12 предложений с причастиями и причастными оборотами по картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Выводы о роли причастий в книжной речи.
Д. з. Выписать 5 предложений с причастиями из 2 главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», дать устный стилистический анализ этих предложений.
Литература
Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл. Пособие для учителя. – М.: Дрофа,1996 г.
Новиков Л. А. Лингвистическое толкование художественного текста. М., 1979г.
Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1984г.