Никулина Т.Г.
к.ф.н. Горшенёва И.А.
к.ф.н. Таумов И.Д.
к.п.н. Рамзаева В.А.
В современном мире востребованы люди, способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Усвоение курса словесности помогает учащимся овладеть навыками культуры речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм речевого этикета, составлять тексты для публичных выступлений
Программа курса " Уроки словесности" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования. Предметом изучения на кружке является язык как материал словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами: русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:
Кружок «Уроки словесности» предназначен для учащихся 9 классов. Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка. Во время дополнительных занятий учащиеся изучают основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова. В 9 классе на уроках словесности обучающиеся получают представление о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи. В системе школьного образования учебный предмет «Русская словесность» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Программа кружка рассчитана на 68 учебных часа. Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Формы организации познавательной деятельности | Форма контроля | Требования к уровню усвоения материала |
Выразительные средства языка |
1. | Фонетические выразительные средства. Аллитерация. Ассонанс. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. |
2 | Лексические средства выразительности. Тропы. Эпитет. Олицетворение. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. |
3. | Лексические средства выразительности. Тропы. Аллегория. Гипербола. Литота. | 2 | Работа со схемой. Анализ текстов. Выполнение заданий учебника. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. |
4. | Лексические средства выразительности. Тропы. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. |
5. | Лексические средства выразительности. Тропы. Антонимы. Оксюморон. Противопоставление. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. |
6 | Лексические средства выразительности. Тропы. Сравнение. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. |
7 | Синтаксические средства выразительности. Фигуры. Синтаксический параллелизм. Анафора. Эпифора. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. |
8 | Синтаксические средства выразительности. Фигуры. Присоединительные конструкции. Именительный представления. Парцелляция. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. |
9 | Синтаксические средства выразительности. Фигуры. Умолчание. Эллипсис. Асиндетон. Полисиндетон. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. |
10 | Синтаксические средства выразительности. Фигуры. Риторические фигуры. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях. |
11 | Контроль знаний | 2 | | | Уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях. |
Жизненный факт и художественное слово |
12 | Поэтическое значение словесного выражения. | 2 | . Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный опрос. Проверка «по цепочке». | Понимать поэтическое значение словесного выражения. |
13 | Тема и идея произведения. Предмет изображения действительности. Прототип, литературный герой, лирический герой. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Сочинение. | Уметь определять тему и идею произведения. |
14 | Способы и средства выражения точки зрения автора в художественном произведении. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Проверка самостоятельно выполненных заданий. | Уметь определять точку зрения автора |
15 | Вымысел и художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. | 2 | Работа по таблице. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь сопоставлять изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. |
Художественное слово в историческом аспекте |
16 | Принципы изображения действительности и художественное слово. Значение этикета и канона. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Проверка самостоятельно выполненных заданий. | Уметь видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений. |
17 | Художественное слово в литературе ХУIII века.. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Самостоятельная | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности. |
18 | Художественное слово в литературе ХIХ века. | 2 | Анализ произведений В. А. Жуковского, А.С. Пушкина. | Задание по карточкам. Тест. | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности |
19 | Изображение действительности в искусстве реализма. Художественное слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности |
20 | Стиль писателя. Авторская индивидуальность. Своеобразие творчества писателя. | 2 | Работа с текстом. Комплексный анализ текста. | Проверка «по цепочке». | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности |
Слово как единство художественного содержания и его словесного выражения |
21 | Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь воспринимать произведение словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. |
22 | Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа. | 2 | . Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Сочинение. | Понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. |
23 | Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. | 2 | Работа с таблицей. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальные карточки. | Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении. |
24 | Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Взаимопроверка по образцу. | Умение при чтении произведения идти от слова к идее. |
25 | Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп в произведениях разных родов словесности. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять |
26 | Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. | 2 | Анализ текста. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Создание собственного произведения по личным впечатлениям. |
Художественное слово в культурологическом аспекте |
27 | Единство разных национальных культур. Перевод художественного произведения на другой язык. Индивидуальность переводчика. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Умение видеть взаимосвязь национальных культур и произведений словесности; писать сочинения, посвящённые взаимосвязи произведений словесности. |
28 | Развитие словесности. Традиции и новаторство , использование традиций в произведениях словесности. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Взаимопроверка по образцу. | Умение видеть традиции в изображении «вечных» образов. |
29 | Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. | 2 | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальные карточки. | Уметь определять место словесности в жизни человека и общества в целом. |
30 | Нравственно-этические проблемы в художественном произведении | 2 | Анализ текста. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь определять проблематику текста |
.31 | Место художественного слова в познании окружающей действительности. | 2 | Работа с текстом. | Тест. | Осознание места слова в познании окружающей действительности. |
32 | Познание мира средствами искусства слова. | 2 | Анализ текста. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь использовать словесные средства для познания мира. |
Обобщение |
33 | Язык как материал словесности. | 2 | Анализ текста. | Тест (с самопроверкой) | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
34 | Контроль знаний. Тестовый опрос. | 2 | Тестовые задания. | Тестовые задания | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
1. Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
2. Горшков А.И. Русская словесность (От слова к словесности): Сборник задач и упражнений. Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 1997.
3. Ломилина Н.И., Сигов В.К. Уроки словесности: М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов.- М.: Интеллект-Центр, 2000.
4. Львова С.И. Русский язык. Уроки словесности. 5-9 классы. Учебно-методическое пособие.- М: Дрофа, 2001.
5. Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс».- М.: Дрофа, 2007.
6. Русский язык: Уроки словесности: 5-9 классы: Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008.
7. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. – С.-Пб.: «Тускарора», 1994.
8. Служевская Т.Л. Методическое руководство к учебнику "Уроки русской словесности. Книга для учителей".- С.-Пб.: Тускарора, 1999 г.