kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по культуре речевого общения. «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по культуре речевого общения.

 

Тема: «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте».

 

Цель: знакомство с речевыми формулами, формирование знаний, умений и навыков по культуре речевого общения. Обогатить речь «словами вежливости», уметь употреблять их в речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по культуре речевого общения. «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте». »

МБОУ «Зимёнковская СОШ»












Урок по культуре речевого общения.


«Спасибо, пожалуйста, здравствуйте».


(Элективный курс по русскому языку для 8 класса

«Культура общения и речь»)








Учитель русского языка и литературы

Рябикина Надежда Ивановна








2013г.





Урок по культуре речевого общения.


Тема: «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте».


Цель: знакомство с речевыми формулами, формирование знаний, умений и навыков по культуре речевого общения. Обогатить речь «словами вежливости», уметь употреблять их в речи.


«Здравствуйте», «спасибо»,

«пожалуйста», «извините» -

внедрение в обиход этих четырех

слов я считаю важнее собирания

макулатуры, и было бы совсем не

плохо, если бы коллективными

усилиями было создано нечто

вроде кодекса бытовой социальной

гигиены.

А.Крон


Ход урока.


Слово учителя:


- Ребята, прочитайте эпиграф. Как вы поняли слова драматурга. Согласны ли вы с его высказыванием. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке; назовите цели нашего урока. (Ответы учащихся, совместно с учителем называют цель урока).


- Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова- слова речевого этикета.

Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова здравствуй, прощай, благодарю Вас, спасибо, извините, пожалуйста, каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы их адресуем. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своем стихотворении поэтесса Веселовская:


Слова с рожденья ждет жестокий выбор-

Не всякий возглас в речи выжить мог.

Но вот звучит во все века спасибо-

Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

Касаются веков сквозные грани,

И снова в нас преемственность жива,

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши русские слова.


Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово спасибо - одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов. - А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? Конечно, в ситуации благодарности.

- Каково лексическое значение слова благодарность? ( Учащиеся высказывают свои мнения.)

- Спасибо. А какое толкование дано в словаре С. И. Ожегова?

Ученица читает словарную статью.


Благодарность – чувство признательности к кому – нибудь за оказанное добро, внимание. (Запись в тетради).


А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке. Назовите их. (Учащиеся вспоминают знакомые им формулы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю Вас, очень признательна ).


- Вы назвали четыре слова. Много это или мало? Как вы считаете, ребята? Я тоже думаю, что это очень мало. Но, может быть, пополнят этот небольшой список ваши одноклассники, вернувшиеся из творческой командировки? Они наблюдали, как используются слова благодарности в окружающей нас жизни. Пожалуйста, ребята, вам слово.

Учащиеся знакомят класс с результатами наблюдений.

Группа 1. Мы исследовали употребление слов благодарности в общественном транспорте. Выяснили, что люди благодарят в следующих случаях: когда 1) кто-то кому-то уступает место, 2) водитель или кондуктор продал билет. Чаще всего употребляют слово спасибо, иногда благодарю Вас. К сожалению, нередко за услугу никак не благодарят.

Группа 2. Наш объект наблюдения – родная школа, а именно: раздевалка, столовая, библиотека. Наши результаты в общем – то совпали с результатами первой группы. Чувство благодарности чаще всего выражается в словах спасибо и большое спасибо.

Группа 3. Удручающее впечатление произвело на нас общение в магазине. Практически не слышали, чтобы кто – то благодарил продавца. За час наблюдений из 50 человек, только 20 сказали спасибо- в основном это были дети или люди пожилого возраста.


Следующий этап урока посвящается формированию новых знаний, умений и навыков.

1. Знакомство с речевыми формулами. Учитель благодарит ребят за предоставленный материал и сообщает:

- А вот исследователь русского речевого этикета Н. И. Формановский в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Некоторые из них мы выписали. Вот послушайте ( читает список ).

Спасибо.

Благодарю Вас.

Я вам очень признателен.

Я вам многим обязана.

У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас…

Как я вам благодарен!

Моя благодарность не знает границ.

Я хочу поблагодарить вас.

Вы очень любезны.

Я тронута вашим вниманием.

Это очень мило с вашей стороны.

Вы меня очень выручили!

- Смотрите, какое богатство! Им мы будем постепенно овладевать. Конечно, за один урок вам не запомнить все эти слова и выражения. Мы лишь постараемся обогатить свою речь некоторыми из них, будем учиться употреблять их в речи.

2. Знакомство со структурой ситуации благодарности.

- Давайте мы с вами представим себе любую ситуацию благодарности. Например, такую. Учащиеся разыгрывают диалог.

Дима подходит к Кате В.:

- Катя, дай мне на минуточку учебник.

- Возьми, пожалуйста.

- Большое спасибо, Катя.

- Что ты, не за что.

- Была ситуация благодарности? ( Учащиеся отвечают согласием). - Из каких же компонентов она состоит? Во- первых, участники. Их два: Катя – человек, которого благодарят, Дима – человек, который благодарит. Но ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за какую-то услугу. В данном случае за учебник. Итак, в ситуацию благодарности входит два основных компонента:

  1. человек, которого благодарят;

  2. человек, который благодарит;

  3. услуга.

3. Затем, выполняется упражнение на узнавание компонентов ситуации благодарности в общении литературных героев, например, в сказке А. С. Пушкина:

… Ей царевна говорит, -

На ж, лови! « - и хлеб летит.

Старушонка хлеб поймала;

« Благодарствую, - сказала. –

Бог тебя благослови…»


- Назовите произведение. Ребята, какие еще вы знаете произведения, в которых использование слов речевого этикета кардинально меняет ситуацию.

( Уч-ся называют рассказ Осеевой «Волшебное слово», рассказ Остера «38 попугаев» ).


4. Далее проводится практическое занятие, цель которого – учиться благодарить, учитывая особенности ситуации благодарности.


Задача 1. Вы едете в автобусе и попросили соседа передать деньги за билет. Он выполнил вашу просьбу. Как благодарить человека за данную услугу? Выберите из двух вариантов правильный:

- Благодарю.

- Моя благодарность не знает границ.

( « Надо использовать первое выражение, так как вторую формулу, я думаю, употребляют, если услуга очень велика, а в данном случае этого нет »).

- Совершенно верно, выбирая те или иные слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость.


Задача 2. Вам оказали срочную медицинскую помощь. Как вы поблагодарите врача?

- Спасибо, доктор.

- Доктор, нет слов, чтобы выразить вам свою благодарность!

( « Я бы использовал второе выражение, так как слово спасибо при этих обстоятельствах не способно выразить всю степень моей благодарности» ).

- Не должны мы забывать и об участниках ситуации общения. Послушайте несколько формул благодарности. Как вы считаете, люди какого возраста чаще всего употребляют эти слова:

- Я вам чрезвычайно признательна.

- Примите мою благодарность.

- Вы очень внимательны.

- Ваша любезность меня ко многому обязывает.

Учащиеся отвечают, что данные выражения используют люди старшего поколения.

- Согласна с вами. А почему? Посмотрите, с помощью этих формул чувство признательности выражается полнее, глубже, а понимание этого происходит с годами, когда люди умудрены жизненным опытом.

Кроме слов благодарности в своей речи мы используем слова приветствия. У нас работала еще одна творческая группа. Ребята собрали материал о словах приветствия.

1. Учащийся: « Замечательный знаток русской речи Владимир Иванович Даль (1801-1872) привел в своем сборнике пословиц и поговорок немало приветственных формул, которые были приняты в России в прошлом. Здороваясь с заканчивающим жатву, говорили: « С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!» Молотильщикам так желали успешной работы: « По сту на день, по тысячи на неделю!» « Свеженько тебе!» - здоровались с девушкой, черпающей воду. « Хлеб да соль!» или « Чай да сахар!» - говорили едящим или пьющим.

Вежливый человек не только должен был ответить на приветствие, но использовать в ответе специальную для каждого случая этикетную формулу. Когда женщине, занятой дойкой, говорили « Море под коровой!», у нее на- готове уже был ответ: « Река молока!» Рыболова приветствовали: « Улов на рыбу!» « Наварка на ушицу!» - отвечал он. Женщине, которая месит хлеб, желали: «Спорынья в квашню!» ( Спорынья – это удача). « Сто рублей в мошну!» - был ее ответ.

До сих пор в отдельных русских деревнях на « Здравствуйте!» отвечают « Спасибо!», а в ответ на приветствие « Добрый день!» также желают хорошей погоды, вёдра.

Приветствие – один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, определяются отношения между людьми. Поэтому не владеть формулами приветствия – это значит быть всем чужим, не уметь общаться.

Со временем приветствия, конечно, меняются. Еще в 18 веке формулы « Здравия тебе желаю!», « Желаю здравия!» мог произносить любой человек, входя в дом или встречая знакомого. Лишь позже они закрепились в военной среде, сделались уставной формой. Когда-то « Здравствуй!» говорили не только при свидании с другим, но и если кто-нибудь чихал, то есть в тех случаях, в которых сейчас говорят « Будь здоров!» или « Будьте здоровы!».

Читая в былинах такие выражения, как « Ай ты гой еси, Илья Муромец!» или « Исполать тебе, добрый молодец!», мы понимаем, что «гой», «исполать» - это старинные приветствия, но сами давно их не употребляем.

Из богатого в прошлом набора специальных формул сохранились немногие. Устойчивее других оказались приветствия утренние, дневные, вечерние: « Доброе утро!», « Добрый день!», « Добрый вечер!», которые широко используются в современной русской речи наряду с « Здравствуйте!». В сравнении с формулами « Здравствуй!», « Здравствуйте!» у них есть даже некоторое преимущество. В приветствии « Добрый день!», « Добрый вечер!», « Доброе утро!» не содержится обращения на « Ты» или « Вы», поэтому мы охотно прибегаем к ним, когда сомневаемся, как следует обращаться к данному человеку. Не решаясь выбрать « Здравствуй!» или « Здравствуйте!» мы предпочитаем менее определенные формулы типа « Добрый день!».

Формулы приветствия связывают нас друг с другом, укрепляют контакты, приближают к радости человеческого общения. Это прекрасно выразил Владимир Солоухин:

- Здравствуйте!-

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто « здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?


С помощью словесных формул этикета мы выражаем отношение при встрече и расставании, когда кого-либо благодарим или приносим свои извинения, в ситуации знакомства и во многих других случаях.

2.Ученик: « Я собрал материал «Речевой этикет и народные обычаи».

Русские спрашивают: « Как здоровье?» А древние египтяне при встрече интересовались: « Как вы потеете?» Почему? Они полагали, что при мимолетном свидании некогда, да и незачем делать анализ своего здоровья, и спрашивали о конкретном состоянии человека.

В Монголии при встрече выясняют: « Как ваш скот? Как зимуете? Как кочуете?» Эти этикетные выражения используются до сих пор в разговоре людей, даже если они давно кочуют и не держат скота.

Житель Вены говорит: « целую руку», не задумываясь над прямым смыслом этих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку.

Древние греки приветствовали друг друга: « Радуйся!», а современные греки: « Будь здоровым!» Арабы говорят: « Мир с тобой!», индейцы одного из племени: « Все хорошо!» Согласно речевому этикету Китая, после приветствия следует обмен репликами: « Ты ел?»- « Ел» (или « Еще нет»).

Очень сложны формулы вежливости в таких языках, как корейский, тибетский, яванский. Корейцы, например, при выборе слова должны учитывать социальное положение собеседника, его возраст, пол, отношение к говорящему или к тому, о ком или о чем идет речь.

Уход из гостей без прощания оценивается русскими как невежливое поведение. Англичане относятся к этому иначе, даже существует оборот « уйти по-английски», т.е. незаметно и поэтому не прощаясь.

В .Овчинников в книге « Ветка сакуры», описывая своеобразие японского этикета, рассказывает, что « в разговорах люди всячески избегают слов «нет», « не могу», « не знаю», словно это какие-то ругательства, нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно, обиняками. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо « нет, спасибо» употребляет выражение, дословно обозначающее « мне уже и так прекрасно».

Если токийский знакомый говорит: «Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой», то не нужно думать, что перед вами поборник женского равноправия. Это лишь один из способов не произносить слова «нет».

В Англии не принято громко говорить, жестикулировать, да и вообще показывать свои чувства. В разговоре они избегают категорических утверждений, обычно употребляя выражения « мне кажется», « я полагаю», « мне думается» и часто заканчивая предложения сочетаниями «… не правда ли?», « не так ли?».

У индейцев в Бразилии принято такое правило. Если кто-то уходит, он должен подойти к каждому из присутствующих отдельно (сколько бы их ни было!), сообщить о своем уходе и услышать « Иди». Когда он возвращается, то подходит опять к каждому, каждый спрашивает его: « Вернулся?» И тот отвечает: « Да». Это совершенно обязательно: общее « Пока!» или общее « Привет!» там – страшнейшее нарушение правил вежливости, на вас после этого просто смотреть не станут!


Учитель: « Каждый язык обладает своим фондом этикетных формул. Их состав в русском языке наиболее полно описан А.А. Акишиной и Н.И. Формановской – авторами многочисленных работ о современном русском речевом этикетРассмотрите таблицу. Какие из приведенных в ней формул вы употребляете чаще всего? Какие формулы не употребляете никогда? Чем это можно объяснить?

Современные русские формулы прощания


(по А.А. Акишиной и Н.И. Формановской)


Формулы

Употребление формул

До свидания (-ия)!

В любой ситуации

Всего хорошего!

Всего доброго!

В любой ситуации с оттенком пожелания.

До встречи!

Вместо « до свидания», когда предполагается условленная встреча.

Прощайте!

При прощании на длительный срок или навсегда.

Спокойной ночи!

Доброй ночи!

Прощание на ночь.

Счастливо!

Непринужденное, дружеское.

Всего!

Привет!

Пока!

Дружеское с оттенком фамильярности. Употребляется хорошо знакомыми, близкими людьми, чаще - среди молодежи.

Бывай!

Будь!

Грубовато-сниженное,не- литературное.

Разрешите попрощаться!

Позвольте попрощаться!

Официальное.

Разрешите откланяться!

Позвольте откланяться!

Официальное, употребляют люди старшего поколения.









Итоги урока.


Итак, сегодня на уроке мы учились благодарить, приветствовать друг друга, прощаться, учились использовать в речи этикетные слова. Эти умения очень важны, и я надеюсь, что формулы речевого этикета, о которых шла речь сегодня на уроке, вы будете использовать в своей речи.


Домашнее задание.


Составить письменно диалоги по следующим ситуациям:


  1. Поблагодарить маму за ужин.

  2. Пожилой человек благодарит женщину, уступившую ему место в автобусе.




Список использованной литературы.


  1. В Гольдин «Речь и этикет» М. «Просвещение»; 1993г. 2. И.Горелов,

2. В. Житников «Умеете ли вы общаться?» М.»Просвещение»; 1991г.

З. М.Казаков «Как не надо себя вести» М. «Молодая гвардия»; 1992г.

4. С.И.Львова «Язык в речевом общении» М.«Просвещение»; 1992г.

5. И.Они «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте» М. «Человек»; 1991г.

6. Д.Розенталь «А как лучше сказать» М. «Просвещение»; 1990г. 7.Н. Хорвард, Ю. Орлик «Вежливость на каждый день» М. «Молодая гвардия», 1991г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок по культуре речевого общения. «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте».

Автор: Рябикина Надежда Ивановна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121505

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок по культуре речевого общения.  «У меня зазвонил телефон». "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-po-kul-turie-riechievogho-obshchieniia-u-mienia-zazvonil-tieliefon"
    ["file_id"] => string(6) "121507"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413986783"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок по самопознанию в 3 классе на тему:"Культура общения""
    ["seo_title"] => string(64) "urok_po_samopoznaniiu_v_3_klassie_na_tiemu_kul_tura_obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "437996"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510244230"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Открытый урок СБО  в 6 классе  Тема: «Способы ведения разговора» "
    ["seo_title"] => string(65) "otkrytyi-urok-sbo-v-6-klassie-tiema-sposoby-viedieniia-razghovora"
    ["file_id"] => string(6) "139566"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417757243"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Литературное чтение 2 класс конспект урока "В.Осеева Волшебное слово" "
    ["seo_title"] => string(78) "litieraturnoie-chtieniie-2-klass-konspiekt-uroka-v-osieieva-volshiebnoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "190040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427097726"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: «Речевой этикет. Слова благодарности, извинения, просьбы»."
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt_uroka_na_tiemu_riechievoi_etikiet_slova_blaghodarnosti_izvinieniia_pros_by"
    ["file_id"] => string(6) "346761"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475178638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства