Тема урока: «Речевой этикет. Слова благодарности, извинения, просьбы».
Цель урока: создать условия для формирования культуры поведения учащихся с другими людьми.
Задачи:
= познакомить учащихся с употреблением в речи слов благодарности, извинения, просьбы
= повторить слова приветствия и прощения
= учить учащихся поступать в соответствии правилам вежливого человека
= развивать культуру общения между детьми
= воспитывать уважение к себе и к окружающим людям
Оборудование:
Основные: плакаты, наглядные пособия, карточки, книга «Литературное чтение», учебник русского языка.
Дополнительные: сборник стихов о вежливости, презентация.
Тип урока: интегрированный –русский и литературное чтение
Ход урока
1. Организационный момент.
Ну-ка проверь дружок.
Ты готовь начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый должен получать
Только лишь оценку «пять».
2. Сообщение целей и задач урока.
Послушайте стихотворение А. Барто.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперёд.
Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота!-
Говорит она старушке:
- Это детские места.
Что вы можете сказать об этой девочке? Сформулируйте тему урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с волшебными словами, которые вежливые люди употребляют, когда благодарят, извиняются или что-то просят. Вспомним те волшебные слова, с которыми мы уже знакомы –это слова приветствия и прощения. Научимся правильно употреблять эти слова в речи при общении. Будем учиться быть вежливыми людьми.
Весь урок у нас пройдет под девизом:
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злиться, - стыдиться.
В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем волшебными. С помощью этих слов можно даже грустному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Поэтому так важно употреблять в своей речи вежливые слова.
3.Работа по теме урока
Сейчас я проверю, знаете ли вы волшебные слова. Поиграем в игру «Словарь вежливых слов».
Доскажи словечко:
1) Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо)
2) Зеленеет старый пень,
Когда услышит …(добрый день)
3) если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …(спасибо)
4) Мальчик вежливый и развитый,
Говорит при встрече…(здравствуйте)
5) Когда нас бранят за шалости,
Говорим …(прости, пожалуйста)
6) И во Франции и в Дании
На прощанье говорят…( до свидания)
Молодцы! Все вы знаете эти волшебные слова. Чтобы их закрепить, давайте запишем их в тетрадь. Все ли это вежливые слова? Нет. Их много.
Плакат на доске:
Здравствуйте, до свидания, спасибо, простите, извините, пожалуйста, добрый день.
- Когда мы говорим слово «здравствуйте»? Кому?
- Что обозначает это слово?
«Здравствуйте» -это слово приветствия. Какие еще слова приветствия вы знаете? (Привет. Добрый день, добрый вечер)
- Когда и кому мы говорим «до свидания»?
- Что означает это слово?
- Как мы можем заменить это слово?
До свидания, пока, до вечера, до завтра – это слова прощания.
-Когда мы произносим слова: простите, извините? Это слова извинения.(я виноват, извините, пожалуйста)
- Слово «спасибо» говорим, когда кого-то благодарим. Спасибо, благодарю, большое спасибо –это слова благодарности.
- Когда просим, говорим «пожалуйста» (будьте добры)
- Ребята, все эти слова мы называем волшебными. А какое волшебство они совершают? ( Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной)
- Все ли правильно употребляют эти слова в речи. Давайте послушаем ваши стихи.
1 ученик. Н. Юсупова «Кто кого любит?»
Пошел я гулять
И в саду по привычке
Я дернул девчонку
За обе косички.
На крик прибежала
Девчонкина мать,
Меня уловчилась
За ухо поймать…
Попробывать,что ли?
В сторонку куда-то
«Простите меня»-
Я шепнул виновато.
- Ступай,-
Улыбнулась.-
Прощаю пока.-
И ухо мое отпустила рука.
«Простите»…
Ура!
Убедился я снова,
Какое оно интересное слово.
- Почему мама отпустила мальчика?
- Было ли извинение искренним?
- В каких случаях мы просим извинения?
Сейчас мы с вами послушаем еще одно стихотворение «Вежливый Витя или нет» и подумаем такая ли здесь ситуация.
2 ученик
И. Антонов «Вежлив Витя или нет»
Малыша обидел Витя
Перед школою в строю
Витя просит:
- Извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
- Извините,
Я немного опоздал.
- Тихомиров!
Покажите
Нам на карте город Псков
- Извините, шепчет Витя,-
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей!
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ!
- Как вы думаете, вежливый ли Витя?
Нужно ли принимать его извинения?
3 ученик
В. Лунин «Вежливый слон»
Вышел слон на лесную дорожку
Наступил муравью на ножку.
И вежливо очень
Сказал муравью
- Можешь и ты наступить на мою.
- Вежливый ли слон?
- Правильно он извинился?
Ребята, давайте подумаем, когда же мы извиняемся?
Вывод:
Извиняемся мы тогда, когда совершаем что-то обидное нечаянно, случайно, а не специально.
Послушайте стихотворение и подумайте, что сделал мальчик не правильно?
4 ученик
С. Погорельский «Перестарался»
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле:
Он в полночный тихий час
Поднял мать с постели
- Что с тобой?! – вскричала мать,-
Заболел сыночек?.
- Я забыл тебе сказать:
«Мама, доброй ночи».
- Как он должен был поступить?
Вывод:
Оказывается, зная волшебные слова, мы можем быть невежливыми людьми. Каждый из нас должен знать, где и когда, и как мы должны произносить эти слова.
Давайте вспомним рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».
- За что Павлик был обижен на сестру? Бабушку? брата?
- Кого встретил Павлик на улице?
- Как помог мальчику старичок?
-Найдите и прочитайте отрывок, где говориться о том, как поступила сестра, услышав волшебное слово от Павлика.
- Что сделала бабушка на просьбу внука?
- Прочитайте отрывок о том, как прореагировал брат на просьбу Павлика?
- Почему никто не отказал Павлику?
Мальчик просил так, что ему нельзя было отказать.
Найдите в рассказе строчки, где старик учил Павлика, как нужно говорить слово «пожалуйста».
Спишем эти слова с плаката и запомним.
Плакат
Говорить слово «пожалуйста» надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
Физкультминутка
«Волшебное слово –пожалуйста»
Учитель дает команды, дети выполняют только тогда, когда произносится слово «пожалуйста».
4.Закрепление
Работа в парах.
Разыгрывание ситуаций.
Карточка №1
Обратитесь к соседу по парте с просьбой дать ручку.
(- Андрей, дай мне, пожалуйста ручку, а то моя не пишет.
- Возьми.
- Спасибо.)
Анализ ситуации с классом.
Карточка № 2
Как обратиться к незнакомому прохожему и узнать у него время?
(Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени?
- 6 часов.
- спасибо)
-Правильно ребята разыграли ситуацию. Все ли слова использовали вежливые для этого?
Открываем учебник русского языка. Выполним упр.290.
Давайте прочитаем, как мальчик обратился с просьбой к незнакомой женщине.
- Можно ли считать Колю вежливым мальчиком?
- Какие слова он использовал в своей просьбе?
Спишите в тетрадь разговор мальчика и женщины.
5.Итог урока:
О каких словах мы сегодня говорили?
Для чего нужны вежливые слова?
Тот. Кто часто использует «волшебные» слова. Является вежливым человеком. Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом.
Добрый день и добрый вечер!
Здравствуй, здравствуйте, привет!
Сколько зим и сколько лет!
Много разных слов волшебных
Знаю я
И охотно передам вам
Знания:
Разрешите, извините,
Будьте так добры, скажите,
Ах, пожалуйста, простите,
До свидания
6.Домашняя работа
Составить предложения с вежливыми словами.
7.Рефлексия