Литературное чтение 2 класс конспект урока "В.Осеева Волшебное слово"
Литературное чтение 2 класс конспект урока "В.Осеева Волшебное слово"
Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово»
Цель: развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности; развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим людям.
Задачи:
- познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;
- совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- развивать творческие качества личности ребёнка;
- воспитывать нравственное поведение, культуру общения, вежливость.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация, портрет, выставка книг, карточки с заданиями для работы в парах, солнышко, карточки – лучики с вежливыми словами, волшебная фея, цветы для подарков.
Ход урока:
Приветствие. Психологический настрой.
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажем вам:
«Будет интересно!
- Ребята! К нам на урок сегодня прилетела Фея Вежливости.
( Я на доску прикрепляю Фею.) За хорошую работу на уроке Фея приготовила для вас сюрприз. О нем вы узнаете в конце урока.
II.. Слайд №1.
Речевая разминка
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!»- я кричу.
-Прочитайте стихотворение выразительно.
-Прочитайте с разной интонацией.
III. Актуализация знаний.
-Как называется раздел, с которым мы работаем? (Я и мои друзья)
- О чем говорится в произведениях из этого раздела? (В произведениях говорится о дружбе, о доброте, о справедливости.)
- Дома надо вам было найти пословицы о доброте и справедливости. Вы нашли пословицы? (Да. Ребята читают свои пословицы)
- Слайд №2 Ребята! Посмотрите, к нам в гости заглянуло солнышко, но за долгую зиму оно потеряло часть своих лучиков, и потому такое грустное. А вернуть лучики поможем мы с вами, при помощи волшебных слов.
IV. Слайд №3.
Самоопределение к деятельности.
- «Волшебное слово помочь всегда готово».
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Всегда надо говорить вежливые слова, делать добро людям.)
- Какие волшебные слова вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, добрый день, здравствуйте.)
- Почему их называют волшебными? (Потому что они приносят окружающим нас людям хорошее настроение.)
- Зачем мы их используем в своей речи? (Чтобы быть вежливыми.)
V. Работа по теме урока.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке познакомимся с новым произведением и его автором, закрепим навык употребления в речи «волшебных» слов, узнаем, как они действуют на людей.
-Прочитайте название рассказа на с.87.
-Кто его автор?
-Итак, сегодня мы начинаем знакомиться с произведениями Валентины Александровны Осеевой и тема нашего урока: Слайд №4. В. А.Осеева «Волшебное слово» (Читают дети тему урока)
Слайд №5 – задачи урока.
Знакомство с биографией (презентация) Слайды №6 - №12.
- Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.
- Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 2 класс конспект урока "В.Осеева Волшебное слово" »
Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово»
Цель: развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности; развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим людям.
Задачи:
- познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;
- совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- развивать творческие качества личности ребёнка;
- воспитывать нравственное поведение, культуру общения, вежливость.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация, портрет, выставка книг, карточки с заданиями для работы в парах, солнышко, карточки – лучики с вежливыми словами, волшебная фея, цветы для подарков.
Ход урока:
Приветствие. Психологический настрой.
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажем вам:
«Будет интересно!
- Ребята! К нам на урок сегодня прилетела Фея Вежливости.
( Я на доску прикрепляю Фею.) За хорошую работу на уроке Фея приготовила для вас сюрприз. О нем вы узнаете в конце урока.
II. . Слайд №1.
Речевая разминка
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!»- я кричу.
-Прочитайте стихотворение выразительно.
-Прочитайте с разной интонацией.
III. Актуализация знаний.
-Как называется раздел, с которым мы работаем? (Я и мои друзья)
- О чем говорится в произведениях из этого раздела? (В произведениях говорится о дружбе, о доброте, о справедливости.)
- Дома надо вам было найти пословицы о доброте и справедливости. Вы нашли пословицы? (Да. Ребята читают свои пословицы)
- Слайд №2 Ребята! Посмотрите, к нам в гости заглянуло солнышко, но за долгую зиму оно потеряло часть своих лучиков, и потому такое грустное. А вернуть лучики поможем мы с вами, при помощи волшебных слов.
IV. Слайд №3.
Самоопределение к деятельности.
- «Волшебное слово помочь всегда готово».
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Всегда надо говорить вежливые слова, делать добро людям.)
- Какие волшебные слова вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, добрый день, здравствуйте.)
- Почему их называют волшебными? (Потому что они приносят окружающим нас людям хорошее настроение.)
- Зачем мы их используем в своей речи? (Чтобы быть вежливыми.)
V. Работа по теме урока.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке познакомимся с новым произведением и его автором, закрепим навык употребления в речи «волшебных» слов, узнаем, как они действуют на людей.
-Прочитайте название рассказа на с.87.
-Кто его автор?
-Итак, сегодня мы начинаем знакомиться с произведениями Валентины Александровны Осеевой и тема нашего урока: Слайд №4. В. А.Осеева «Волшебное слово» (Читают дети тему урока)
Слайд №5 – задачи урока.
Знакомство с биографией(презентация) Слайды №6 - №12.
- Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.
- Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.
- В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ - «Гришка». Первая книга - «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.
- Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.
Большой успех выпал на долю повести “Динка"(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы “Найди меня, Леня” (1971) и “Раннее, раннее утро...”
Награждена медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Выставка книг. Слайды № 13-14.
- Посмотрите на выставку книг В.А.Осеевой.
- Эти книги вы можете взять в библиотеке и прочитать.
- Первичное знакомство с рассказом: чтение текста учителем вслух. - Словарная работа(с использование словарика), работа с текстом, ребята находят непонятные слова, читают их и находят пояснение в словаре. Ребята, а как вы понимаете эти слова? Слайд №15.
Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.
Стряпает - готовит пищу.
Противень – металлический предмет с приподнятыми краями.
Морщинки –
Сквер -
- Как вы понимаете слово «волшебник»? Где мы встречали это слово, в каких произведениях? (В сказках, в рассказе «Волшебное слово».)
- Слайд № 16. Физкультминутка.
VI. Продолжение работы по теме урока:
-Понравился ли вам рассказ?
-Чем он вам понравился?
-О ком этот рассказ?
- Каким мы видим мальчика?
Слайд № 17. Сейчас, ребята, мы дадим характеристику Павлику. Посмотрите, на слайде мы видим кружочки фиолетовые и красные. Почему они разного цвета? Потому что Павлик в начале рассказа вёл себя грубо. Найдите в тексте слова, которые подтверждают это. Сердитый мальчик: красное сердитое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.
- Как он разговаривал с окружающими? (Грубо)
- Нравится ли он вам? (Нет).
-Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)
- Слайд №18. Читаем слова характеризующие Павлика.
-Что случилось с Павликом?
- Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)
- Кто помог Павлику? (Старик).
- Как выглядел старик?
- Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).
- Как нужно говорить это волшебное слово? (Вежливо.)
- Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым)
-Как об этом узнал старик?
Работа с текстом.
- Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика.
Выборочное чтение (работа в парах)
1 пара: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)
2 пара: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
( Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…)
3 пара: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
(За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы)
- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово? (Оно становилось хорошим).
- Как звучит это слово? (Пожалуйста)
- Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? (Изменилась, все стали относится к мальчику по-доброму, как он этого и заслуживал).
- Можно ли старика назвать волшебником? (Можно) Почему? (Потому что он помог мальчику стать добрым)
- Каким стал мальчик, после общения со стариком?
Слайд №19. Добрый мальчик: смущённое доброе лицо, смотрит в глаза, говорит тихим голосом, подпрыгнул от радости, расцеловал в обе щеки, сидел притихший, тихо попросил. Слайд №
Работа с иллюстрацией в книге.
-Кого вы видите на иллюстрации?
-Что делает старик? Павлик?
-Найдите и зачитайте строки из текста, которые можно отнести к этой иллюстрации.
Слайд №20. Работа с пословицами.
-Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
-К кому из героев рассказа их можно отнести?
VII. Слайд №21. Рефлексия.
- На доске прикреплено солнышко. Ребята находят лучики с волшебными словами и прикрепляют к солнышку.
- Посмотрите, ребята! Солнышко наше засияло, стало весёлое!
- Почему оно мигает своими лучиками? Потому, что мы помогли ему собрать лучики.
VIII. Подведение итогов урока
- Ребята, с каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке? («Волшебное слово»)
–Кто написал этот рассказ? В.А.Осеева.
- Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили? («Спасибо», «пожалуйста», «извините», «до свидания», «доброй ночи», «доброе утро»)
- Как они действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)
- С какой целью надо употреблять «волшебные» слова?
- Понравился вам урок, ребята? Да. Чем он вам понравился?
- При помощи смайликов оцените свою работу на уроке.
- Да! Я с вами согласна. Вы хорошо работали и я вам ставлю оценку 5.
Слайд №23. Стихотворение про вежливые слова.
Ребята, а сейчас какое время года? Фея приготовила для вас подарки. Она принесла всем нам по весеннему цветочку, чтобы у всех нас было хорошее настроение, на лице улыбки, чтобы все мы были вежливые и доброжелательные . А сейчас улыбнитесь и подарите по весеннему цветочку нашим гостям. А солнышку давайте подарим свою любовь, добро и вежливость. Ребята дарят сердечки солнышку.