kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по культуре речевого общения. «У меня зазвонил телефон».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: « У меня зазвонил телефон»

Цель: познакомить учащихся  с правилами общения по телефону;

с формулами речевого этикета, используемыми в данной                  ситуации, учить соблюдать их.

Оборудование урока: телефонные аппараты, рисунки учащихся, плакат « Правила общения», «Формулы телефонного этикета», выставка книг по речевому этикету: Н. Хорвард «Вежливость на каждый день», И.Они «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте», И.Н.Горелов «Умеете ли вы общаться», М.Козаков «Как не надо себя вести».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по культуре речевого общения. «У меня зазвонил телефон». »




МБОУ «Зимёнковская СОШ»











Урок по культуре речевого общения.


«У меня зазвонил телефон».


(Элективный курс по русскому языку для 8 класса

«Культура общения и речь»)








Учитель русского языка и литературы

Рябикина Надежда Ивановна








2013г.



Тема: « У меня зазвонил телефон»


Цель: познакомить учащихся с правилами общения по телефону;

с формулами речевого этикета, используемыми в данной ситуации, учить соблюдать их.



Оборудование урока: телефонные аппараты, рисунки учащихся, плакат « Правила общения», «Формулы телефонного этикета», выставка книг по речевому этикету: Н. Хорвард «Вежливость на каждый день», И.Они «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте», И.Н.Горелов «Умеете ли вы общаться», М.Козаков «Как не надо себя вести».

Ход урока:

Слово учителя:


- Ребята, мы продолжаем постигать тайны общения. Человек живет среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене – везде происходит общение.

А для чего надо уметь общаться? Как вы думаете? (Учащиеся высказывают свои мнения и делают вывод.)

- На предыдущих уроках мы узнали, что у общения есть свои правила. Выполнены ли они в следующих ситуациях? (Я читаю отрывок из книги.)

У меня зазвонил телефон. Я снял трубку. « Кто? – кратко и без предисловий громыхнуло оттуда. – С кем я говорю?» Тронутый простотой общения, я несколько растерялся и, не подумав, как следует, брякнул первое, что обычно приходит в голову при встрече или знакомстве. «Здрасьте, - сказал я. И добавил: - А вам кто нужен?» - «Что?» - переспросила трубка, в свою очередь оторопев от моей бестактности. – Куда я попал?» - «Здравствуйте, товарищ,- окончательно зарвавшись, сказал я. - А куда вы хотели попасть?» На другом конце в панике бросили трубку.

- Итак, почему не состоялся этот разговор? (Не были соблюдены правила речевого общения.)

Да, общение по телефону – это тоже искусство, которому нодо учиться.

Объявление темы и цели урока:

- Сегодня на уроке мы будем говорить о правилах телефонного общения. Запишите в тетради тему нашего занятия: « У меня зазвонил телефон…»

А сейчас проведем небольшой опрос.

- Поднимите руки у кого есть телефон. Часто им пользуетесь? В каких ситуациях вы звоните по телефону?

Итак, телефон активно вошел в нашу жизнь, занимает большое место в общении людей. Но все ли умеют использовать это удобное средство? Знаем ли мы, как вести беседу по телефону? Этому мы и будем учиться сегодня.


2. Мы рассмотрим три главные ситуации: 1) вы собираетесь позвонить; 2) вы позвонили; 3) вам позвонили. Поговорим о том, как вы будете действовать в этих жизненных ситуациях, какие правила и формулы телефонного этикета станете использовать.

Ситуация первая: «Вы собираетесь позвонить» (запись в тетради).

- Есть такая популярная песенка: «Три минуты, три минуты. Это много или мало?» Именно три минуты узаконены как норма для телефонного разговора из автомата, и уважение к этим трем минутам начинается с обдумывания: звонить или не звонить.

Для телефона ли этот разговор, который вы собираетесь вести, требует ли дело срочного решения или может подождать до личной встречи, не поздно (или не рано) ли тревожить людей звонком? Итак, правило первое: «Если можно обойтись без звонка, то звонить не следует» (учащиеся записывают правило в тетрадь)

3. Решение речевых задач, в ходе которых закрепляется первое правило.

- Соблюдают ли это правило, с которым мы познакомились, герои рассказа Носова «Телефон»? Напомните сюжет: два мальчика купили в магазине игрушечные телефоны, по которым можно разговаривать, как по настоящим. И вот все сделано. Какой же разговор у них получился? Давайте посмотрим инсценировку, которую подготовили ребята.

- Алло!

- Алло!

- Давай разговаривать.

- Давай. А о чем?

- Ну о чем. О чем- нибудь.

- Ну.

- Что ну?

- Чего же ты не разговариваешь?

- А ты почему не разговариваешь?

-Да я не знаю о чем разговаривать!


Вывод учащихся: этот разговор был пустым времяпрепровождением. Никогда не следует звонить друг другу без цели.

- Но вот мы решились позвонить, считая, что разговор не терпит отлагательств. Но и сейчас не торопитесь поднимать трубку. Есть еще одно правило, которое мы сейчас запишем: « Продумай тон и содержание разговора!» ( Учащиеся записывают второе правило).

Ситуация вторая: « Вы позвонили».

- Какие правила речевого общения надо соблюдать при этом? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради правило: «Разговаривай кратко. Вежливо и только по делу».

- А что значит вежливо? Это значит:

- надо поздороваться;

- обратиться к человеку по имени»

- представиться самому.

- Еще одно правило вы, я думаю, назовете сами, посмотрев на эти шутливые рисунки. ( На одном рисунке девочка сидит на телефоне, на другом она же висит на нем.)

- Что изображено на них? Что значат выражения висеть на телефоне, сесть на телефон? ( Разговаривать часто и по долгу.)

- Так о каком же правиле надо помнить, разговаривая по телефону?

Учащиеся формулируют и записывают правило: « Нельзя без нужды часто и подолгу разговаривать по телефону».

- Хорошо. Правила мы записали, запомнили. Но надо знать еще и формулы телефонного этикета, т. е. « вежливые» слова. Давайте повторим их.

1. Формулы приветствия:

Здравствуй (-те)!

Добрый вечер (день, утро).

Привет!

2. Формулы прощания:

До свидания!

Прощай!

До встречи!

Пока!

3. Ответ снявшего трубку:

Алло!

Я слушаю.

Я у телефона…


- Важно не только знать правила и формулы телефонного этикета, но и уметь правильно использовать их.


4.Далее проводится практическое занятие, цель которого – учиться строить разговор по телефону в соответствии с правилами телефонного этикета.

а) - Вначале – орфоэпическая пятиминутка. Прочитайте вслух слова, написанные на доске: звонит, позвонит, перезвонит. ( Обычно все ребята читают эти слова с ударением, падающим на корень).

- Запомните, во всех этих глаголах ударение падает на окончание. Повторим хором эти слова…

б) Решение ситуативных задач.

Задача 1. Девочка звонит заболевшей подруге

Как построить разговор в данной ситуации?

Первую задачу класс решает коллективно:

- С чего надо начать разговор? ( Поздороваться, назвать по имени).

- Какие варианты приветствия будем использовать в этой ситуации? ( Здравствуй! Привет! Добрый день! )

- Надо ли себя назвать? ( Надо).

- О чем девочка должна спросить в первую очередь? ( О здоровье подруги).

- Хорошо. А сейчас представьте, пожалуйста, свой вариант разговора. (Класс слушает 2-3 варианта диалога, решает, что было удачно в данном разговоре, что не понравилось.)

Задача 2. Девочка звонит заболевшей подруге, но к телефону подходит ее мама.

- Как может девочка обратиться к ней?

- С чего начать разговор?

- Можно ли, здороваясь, использовать слово привет?

- Как лучше выразить свою просьбу?

Задание: Составьте свой вариант диалога с мамой подруги. Прослушаем 2-3 диалога, делаем вывод.

Задача 3. Девочка звонит своей подруге, но ошиблась номером. Как быть в таком случае? Послушайте три варианта разговора. Какой из них вежливый?

- Алло. Позвоните, пожалуйста, Таню.

- Здесь такой нет.

1) – Извините, а какой это номер?

2) – Это 5-91-72?

3) – Извините, это номер 5-91-72?

( Третий вариант самый правильный: во-первых, человек извинился, во-вторых, назвал тот номер телефона, который ему нужен, а не стал спрашивать номер телефона у человека, с которым по ошибке соединили).


Слово учителя:


- Итак, решая данные задачи, мы повторили правила и формулы телефонного этикета. А сейчас попытайтесь с учетом изученного материала построить свой разговор по телефону.

- Позвоните друг другу на уроке. Ситуативные задачи придумайте сами. ( Для выполнения ролевого задания используем сотовые телефоны).

5. Решение самостоятельно составленных ситуативных задач.

Ребята слушают и анализируют диалоги товарищей. Основные критерии оценки: содержательность разговора, лаконизм, вежливость отчетливость произношения.

Ситуация третья: «Вам звонят».

- Я предлагаю вам решить ряд задач. Если вы сможете их решить, значит, вы знаете правила общения в ситуации « Вам звонят».

Задача 1. Позвонили и попросили позвать к телефону вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре?

Учащиеся: Хорошо. Сейчас. Одну минуту1 подождите, пожалуйста. Постараюсь. Извините, но он будет попозже. Что передать? Позвоните позднее, его нет дома

Задача 2. Кто- то позвонил, но не назвался. Ваши действия в этой ситуации?

Задача 3. Кто-то позвонил, но ошибся номером. Как вы поступите? (Ответы учащихся).

Итог:

-Вспомните правила общения по телефону. (Учащиеся перечисляют правила общения по телефону).


Слово учителя:

- Телефонных разговоров множество, и едва ли все их можно предугадать, от всех ошибок предостеречь. Помните, пожалуйста, главное: беседа по телефону должна быть вежливой и доброжелательной, содержательной и краткой.


Домашнее задание: Позвонить друг другу, используя правила общения по телефону. Можно позвонить учителю.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок по культуре речевого общения. «У меня зазвонил телефон».

Автор: Рябикина Надежда Ивановна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121507

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "классный час " у меня зазвонил телефон" "
    ["seo_title"] => string(43) "klassnyi-chas-u-mienia-zazvonil-tieliefon-1"
    ["file_id"] => string(6) "213855"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432147191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства