Цели занятия
1. образовательная: раскрытие значения понятия «общение», «культура общения»;
2. развивающая:развивать способность видеть в каждом человеке хорошие качества;
3. воспитательная: воспитание вежливости в отношениях с людьми.
План занятия.
1.Орг.момент
Позитивный настрой
2.Основная часть
Инсценировка «Разное здравствуйте»
стихотворение Е. Долматовского
Беседа
Стихотворение- игра
Упражнение «собери пословицу»
Рассказ учителя притчи
Упражнение
Итог
Обобщение
Домашнее задание
1.Записываем тему урока.
Инсценировка «Разное здравствуйте»
Одно и тоже слово произнесенное по - разному имеет разное значение.
2.Основная часть.
Давайте послушаем замечательное стихотворение Е. Долматовского « Земной вам поклон»
Киваем небрежно друг с другом встречаясь,
А то и проходим, не сделав кивка.
« Приветик- салютик», фальшивое « чао»,
Бесстрастное « Будь» и пустое « пока».
А сколько приветствий простых и прекрасных,
Бытуют на нашей земле испокон:
« Счастливо!» и «Доброе утро!», и «Здравствуй»,
« Бывайте здоровы», « Земной вам поклон»!
Беседа.
- Сегодня мы с вами поговорим о культуре общения, и составим правила общения.
- Как вы думаете, дети, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?
( Ответы учащихся)
— вежливые слова помогают найти друзей: мы можем подойти и сказать: «Здравствуй, давай с тобой дружить!»
— Вежливые слова помогают мирить, если мы обидели друга и хотим помириться, мы можем сказать «Прости, пожалуйста»
— Вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда к нам приходят гости мы всегда здороваемся с ними, говорим им «Проходите пожалуйста»
Вывод: при общении надо употреблять вежливые слова(слова прощения, благодарности и т.д.)
Игра «Вежливые слова»
Есть одна игра для вас.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Где отгадка - там конец.
Кто подскажет - молодец!
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом.
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
Но молчит она как рыба
Вместо каждого… (Спасибо)
Дядя Саша огорчён,
Рассказал он вот о чём:
«Видел Настю – ученицу
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышал слова…» (Здрасти)
Встретил Витю я, соседа. встреча грустная была:
На меня он, как торпеда, налетел из-за угла.
Но - представьте! - зря от Вити ждал я слова …(Извините)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (До свидания)
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого (Спасибо)
Зазеленеет старый пень
Когда услышит (Добрый день)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь (Здравствуйте)
2. Собери пословицу.
Слово сказанное в гневе острейший нож.
Доброе слово как дождь в засуху.
Худое слово и сладким медом не запьешь.
Вывод: что обьединеяет эти пословицы? слово человека. Прежде чем что-то сказать человек должен подумать.
3.Рассказ учителя
Учитель пересказывает содержание притчи.
Мудрость Эзопа
В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки? На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди общаются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил. языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
• Как вы думаете, почему язык можно назвать другом и врагом?
(Рассуждения учащихся).
- Язык - это средство общения. Очень важно, что мы говорим друг другу, как мы произносим слова. Прежде чем сказать,
нужно хорошо подумать, взвесить каждое слово.
- Наше настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот, небрежно оброненное, злое слово больно ранит нас. Главное для человека это слово.
4. Учитель жестами рассказыет рассказ. ( маленькой елочке холодно зимой)
А почему же вы меня не поняли ? ( ответы учащихся)
Огромное значение придавал слову Д.Лихачев, который однажды побывал в гостях, и его поразила неворятная чистота и хозяйка в нац.костюме., она кбыла гостеприимна, угощала гостей, но больше всего его поразило, как она говорила, неторопливо стипенно тихо.Казалось бы откуда взялась эта культура в общении? (осуждение рассказа)
— Дома учат родители. По телевизору идут интересные передачи, о том, как нужно вести себя.Мультфильмы. Сказки. Книги.
5. Творческая работа
Я думаю вы все ребята культурные люди, и сейчас поробуем разыграть сценки, и посмотрим как наша культура в жизни проявляется.
1) Вы звоните домой другу. Телефонную трубку поднимает кто-то из членов семьи…
Вывод: Телефонный диалог – это важный вид речевого общения, Телефонный этикет сложился далеко не сразу. Долгое время телефонные переговоры отличались краткостью.
- Каким должен быть разговор по телефону? Разговор по телефону должен быть вежливым, ясным, чётким.
2) Вы перешли в другую школу. Вам предстоит встреча с новыми одноклассниками… Поздороваться, представиться, познакомиться с новыми одноклассниками, попросить показать школу
3) Вы едете в библиотеку в общественном транспорте и не знаете, на какой остановке нужно выйти…
6.Обобщение.
Ребята, мы с вами узнали, что вежливого человека можно узнать по его поведению по отношению к другим, по его манере общения. Добрые, вежливые слова приятно слушать и говорить; когда мы говорили вежливые слова, мы радуем людей и нас все хорошо понимают.
- Культура общения - неотъемлемая часть нашей жизни,ведь человек постоянно находится среди людей: в транспорте, в библиотеке, в кинотеатре, в магазине, в поликлинике. Оттого как каждый из нас взаимодействует с людьми в общественных местах, зависит и его настроение, и настроение окружающих.
7. Домашнее задание
- Попробуйте представить себе встречу с незнакомым человеком. Напишите, как произошла эта встреча, как развивалось общение, о чем шел разговор, чем встреча закончилась. (стр.24, задание 2)