Тесты как способ контроля знаний учащихся на уроках русского языка и литературы
Тесты как способ контроля знаний учащихся на уроках русского языка и литературы
« Тесты как способ контроля знаний учащихся на уроках русского языка и литературы»
В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тесты как способ контроля знаний учащихся на уроках русского языка и литературы»
ЗАЩИТА
Я представляю свой аналитический отчёт за межаттестационный период с 20012 – 2016 годы, целью которого является анализ моей педагогической деятельности.
В этот период я работала по методической теме «Тесты как способ контроля знаний учащихся на уроках русского языка и литературы»
В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся.
Моя тема самообразования является актуальной, так как итоговой формой контроля знаний учащихся за курс средней школы является ЕГЭ, основу которого составляют тестовые задания.
Добиваясь поставленной цели, обучающиеся учатся работать с тестами и создавать собственные тесты.
В соответствии с темой, наметила ряд задач:
1.Изучить методическую литературу по данной теме.
2.Определить комплекс условий для формирования эффективного контроля.
3.Отобрать и систематизировать эффективные технологии, методы, формы и приёмы образования обучающихся.
4.Обобщить и систематизировать опыт организации тестовой деятельности на уроке с помощью системы публичного представления результатов деятельности (распространение собственного опыта на школьном и районном методобъединении, публикации, Интернет).
5.Вести работу по повышению общекультурного уровня обучающихся.
6.Создать условия для проявления познавательной активности обучающихся.
7.Посетить уроки и внеклассные мероприятия у коллег.
21
Целью своего аналит.отчёта считаювыявление степени эффективности системы работы с тестом.
Для успешной реализации цели я выделила:
Объект самоэкспертизы: процесс обучения работе с тестом (формирование у школьников умения работать с тестом).
Предмет самоэкспертизы: система методических средств обучения работе с текстом при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Успешному решению проблемы способствовали следующие направления работы:
2.Проведение комплекса развивающих занятий, имеющими своей целью создание базы для правильного восприятия и создания текста.
3.Индивидуальный подход в оценивании учеников.
4.Использование приёмов взаимооценки и самооценки обучающихся.
5.Проведение внеклассных мероприятий.
Планируя свою деятельность, я наметила ряд задач по направлениям, которые способствовали успешности моей работы по формированию коммуникативной компетенции и личностных качеств обучающихся.
В решении этих задач огромное значение имеет комплексная работа с тестом, а соответственно разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объёму и способу выполнения.
В современной науке существуют разные подходы к пониманию теста, но всех их объединяют общие признаки, на основании которых можно определить Тест (от английского слова test - проверка, задание) -как система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.
Успешному выполнению теста способствуют:
1. Надежность контрольного задания– это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать исследуемый в дидактических экспериментах показатель, как задания в целом, так и его частей.
2. Валидность (или адекватность целям проверки).
а) содержательная валидность теста, т.е. задание теста, построено на основе только технических учебных элементах, которые изучались учащимися и на той степени абстракции, на которой они излагались. По содержанию тест должен соответствовать образовательному стандарту.
б) функциональная валидность теста, т.е. задания теста соответствуют выявленному уровню усвоения – уровню, заданному образовательным стандартом. При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности. Другими словами, валидностью контрольного задания называется степень соответствия своему назначению.
Дидактическим тестом называется совокупность заданий, которые составлены в собирательной форме, предназначены для сравнительной оценки знаний, умений, навыков, способностей, умственного развития и удовлетворяют заданным требованиям надежности и валидности.
3. Определенность. После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения задания правильно действует и отвечает менее чем на 70% задания, то тест необходимо проверить на определенность.
4. Простота. Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателями простоты является скорость выполнения задания.
5. Однозначность. Задание должно иметь единственно правильный ответ – эталон.
6. Равнотрудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
Общедидактические требования к контролю знаний включают: систематичность, углубленность, всесторонность, объективность, индивидуализацию, гласность, дифференцируемость. Язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника.
Это развивает у обучающихся:
-остроту ума,
-гибкость мышления,
-внимательность,
-собранность.
В своей работе с обучающимися при составлении тестов использую различные виды заданий, которые позволяют определить, измерить уровень умения школьниками решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов обучающихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и воспроизвести. Для этого используются различные виды тестов.
Вот некоторые из них:
Входной тест (приложение 1) дается в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов.
Промежуточный тест (приложение 2) провожу, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания обучающимися определений, правил. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу школьного учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний обучающихся.
Итоговый тест (приложение 3) предназначен для заключительного контроля, использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включены вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения. Итоговый тест создается для того, чтобы оценить широкую область знаний, предполагаемую в конце обучения. Для того, чтобы адекватно определить знания, итоговый тест обычно содержит задания, уровень трудности который выше, чем в других тестах.
Остальные можно посмотреть в приложениях.
У любой технологии есть достоинства и недостатки. Тестовая технология не является исключением.
Достоинства тестов:
тест - это многофункциональный метод, объединяющий контроль и обучение;
тестирование позволяет свести к минимуму субъективность учителя и объективно
оценить знания учащихся;
с помощью тестового контроля возможно быстро проверить наличие некоторого объема зафиксированной информации в памяти испытуемого;
тестирование разнообразит занятие;
тестовые задания разной степени сложности позволяют
учитывать индивидуальные особенности учащихся, их уровень знаний;
в ходе работы с тестом учащимся реализуется самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности;
тестирование развивает наблюдательность и догадку;
тесты выявляют «зону ошибок учащихся» с целью ее последующей ликвидации.
Недостатки тестов:
в тестовых заданиях знание догматизировано, в них нет творчества,
интерактивности, совместного поиска истины;
решение любого тестового задания содержит элемент случайности;
тестовый контроль способствует фрагментарности знаний;
тестирование стандартизирует знания и не развивает мыслительные навыки
учащихся;
тестирование проверяет информированность учащегося о тех или иных фактах и не дает представления о способностях и навыках школьника.
Принципы и методика составления теста одинаковы для разных типов тестов, но отбор материала и уровень трудности должны видоизменяться в зависимости от назначения теста.
Для успешного выполнения теста обучающимся необходимо знать:
-что такое тест, его виды;
-алгоритм действий;
-требования, которые предъявляются к тестам.
При этом они должны:
-оценивать свои действия;
-формулировать своё отношение на основе проведённого анализа;
-самостоятельно определять свою личностную позицию и корректно выражать её.
Методы и приёмы, которые я использую на своих уроках, способствуют накоплению знаний, которые необходимы при сдаче ЕГЭ.
Добиваться высоких результатов по своим предметам мне помогает умение распределять нагрузку, управлять вниманием обучающихся, учитывать особенности памяти и мышления, формировать интерес к предмету на основе творческой активности обучающихся. Эффективно внедряю в образовательную деятельность современные образовательные технологии (проектные, исследовательские, внеклассные мероприятия и др.). Стремлюсь совершенствовать свою деятельность, делать ее творческой, увлекательной, вовлекаю в этот процесс детей. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся. Подготовку к ОГЭ-9 и ЕГЭ строю на комплексном анализе текста. Большое внимание уделяю работе над композицией сочинения. Учащиеся успешно сдают ОГЭ и ЕГЭ.
Вот каких результатов я достигла со своими учащимися, используя тестовую технологию в совокупности с другими.
Мои учащиеся создают и используют слайдовые презентации о жизни и творчестве поэтов и писателей при подготовке к урокам литературы, готовят сообщения к урокам. Такая работа учит детей самостоятельно или в тесном контакте с родителями работать со справочной литературой, заниматься поиском информации в Интернете, формирует умение грамотного оформления своих исследований.
Систематически пополняю методическую базу и кабинет: веду подбор обучающих дисков по русскому языку и литературы для всех классов, приобретаю и изучаю современную методическую литературу, оформляю тематические папки («Подготовка к сочинению», «Разные уроки», «Олимпиады», «Подготовка к ОГЭ-9 и ЕГЭ», «Предметные вечера», «Творчество поэтов» и многие другие). Стараясь следить за качеством усвоения программного материала, применяю различные виды контроля знаний учащихся: тестирование, карточки, рабочие тетради для сочинений, зачеты, контрольные и самостоятельные работы, дидактические упражнения, итоговые задания.
Мои ученики принимают активное участие в Неделях русского языка и литературы, школьных и районных олимпиадах и конкурсах. Учащиеся пишут доклады, сообщения, сочинения на конкурсы, используя внепрограммные источники. За последние 4 года мои учащиеся принимали участие в районных и Всероссийских конкурсах:
1.Участие 11 класса во Всероссийской олимпиаде по литературе «Крылатые слова» (дипломы победителей 1 место).
2.Участие 11 класса во Всероссийской олимпиаде по русскому языку «Знатоки русского языка»(1место -1человек, 2 место – 1 человек, 3 место – 1 человек, участвовали 9)
3.Участие в ШНПК 6а класс «Речевой этикет».
4.Участие в РНПК 6а класс «Речевой этикет».
5.Викторина в 5 классе «По страницам любимых книг».
6.Игра – викторина в 6а классе «Литературный ринг».
7.Коварная викторина в 7а классе про слова.
8.Участие в организации сверхпрограммного конкурса Мультитест («ИРШО» награждена ДИПЛОМОМ).
9.Российский межрегиональный интеллектуально – творческий конкурс сочинений (5 класс, 2 человека лауреаты).
10.Муниципальный конкурс олимпиады по русскому языку (7 класс(3 чел),10 класс (1 чел),3 место -1 чел(7 класс)).
11.Муниципальный конкурс чтецов, посвящённый 200 – летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова (7 класс(3 чел.), 3 место -1 чел).
12.Участие во всероссийском конкурсе сочинений.
13.Участие в районном конкурсе «Живая классика».
14.Участие в Международном конкурсе «Олимпис 2016 – Весенняя сессия». Стали обладателями 12 дипломов и 6 похвальных грамот.
15.Участие в ШНПК 5а класс «Сказки с досказками или изложение с продолжением».
16.Участие в РНПК 5а класс «Сказки с досказками или изложение с продорлжением»
Качество знаний от 63 до 77 %.
Работая по методической теме «Тесты как способ контроля знаний обучающихся на уроках русского языка и литературы»:
1.Отобрала и систематизировала эффективные методы и приёмы современных педагогических технологий. В частности приёмы и методы технологии РКМЧП, метод сравнительно – типологического анализа, приёмы и методы исследовательской деятельности.
2.С целью подготовки к ЕГЭ мною были разработаны и проведены 4 спецкурса, основанных на принципах текстоориентированного подхода.
Показателем эффективности методической системы можно считать не только уровень обученности и качество обучения русскому языку, но и результаты ГИА и ЕГЭ моих выпускников.
3.Веду мониторинги.
4.Изучение теории вопроса по данной теме ( Д.А. Хаустова «Русский язык. Итоговая аттестация», Л.А. Аксёнова «Контрольные и проверочные работы по русскому языку», Е.Н. Груздева «Комплексный анализ текста» и др.)
Имею свидетельства общественного признания профессиональных успехов (грамоты, благодарности, публикации в СМИ):
1.Публикация авторских материалов (уроки, презентации, сценарии, проекты – всего 13 на сайте http://kopilkaurokov.ru).
В течение межаттестационного периода занималась самообразованием и повышала свою педагогическую квалификацию: на курсах повышения квалификации, на районных семинарах, МО, посещаю уроки коллег, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Использую различные формы и методы проведения уроков. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, читаю методические статьи из журналов «Русский язык в школе», «Литература в школе».
С 2013 года прошла курсы повышения квалификации по теме: 1.ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» по ОП «Организация внеурочной деятельности ОУ в соответствии с требованиями ФГОС» в объёме 108 часов.
2.ГБОУ ДПО СО «Камышловский педагогический колледж» по проблеме «Основы коррекционно – педагогической деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии» ( 72 часа).
3.ИРО по программе «Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта» в объёме 108 часов.
4. ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» по ОП «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, идеология, содержание, технология введения» в объёме 120 часов.
5. ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» по программе повышения квалификации «Методические вопросы подготовки обучающихся к написанию сочинения (ОГЭ, итоговое сочинение в 11 классе, ЕГЭ)».
Совместно с учителями школы провела открытое занятие в 5а классе по теме «Символы России» для завучей ТГО.
Награждалась:
-грамотами администрацией МКОУ «Троицкая СОШ №50» за высокий профессионализм и компетентность, за качественную организацию и проведение Недели русского языка и литературы, за качественную презентацию проектов;
-дипломами за организацию сверхпрограммного конкурса Мультитест, объявленного Институтом Развития Школьного Образования,ООО «Образовательные технологии» интернет –портал 45 минут.
Постоянно осуществляю мониторинг динамики образованности.
Я попыталась показать и проанализировать динамику образованности обучающихся .
Анализ данных показал, что в 2014 – 2015 году успеваемость за год составляла 96%, а качество знаний 50 %, а в 2015 – 2016 году при 97% успеваемости, качество знаний составляло 63%.
Анализируя эти данные можно сделать вывод, что использование новых форм работы увеличивает не только интерес обучающихся к предметам, которые я преподаю, но и даёт определённые результаты.
Итоговый тест по русскому языку в 8 классе в 2015 -2016 учебном году при 100% успеваемости составил 64% качества.
По литературе в 2013 – 2014 учебном году успеваемость составляла 100%, качество 70%, а в 2014 – 2015 учебном году при 100% успеваемости , качество знаний составило уже 83%.
Надо отметить, что в 2012 -2013 учебном году успеваемость и качество знаний по литературе составляло по 100%.
По русскому языку в 2013 – 2014 учебном году при 100% успеваемости , качество составляло 65%, а в 2014 – 2015 учебном году также при 100% успеваемости , качество составило 67%.
Анализ результатов диктантов по русскому языку в 2012 – 2013 учебном году показывает, что если в первом полугодии успеваемость составила 63%, а качество 58%, то во втором полугодии уже успеваемость была 94%, а качество 77%.
В 11 классе ( 2015 – 2016уч.г.) в конце каждой четверти проводился тестовый опрос на знание художественных произведений по литературе, что дало определённый результат.
Первая четверть 76% качество выполнения теста, вторая четверть -84%, третья четверть -86%, четвёртая четверть – 92%.
Среди обучающихся данного класса одна ученица сдавала экзамен по литературе в формате ЕГЭ . Это составило 7% от общего числа обучающихся.
В результате анализ работы показал, что обучающаяся приобрела устойчивые знания, которые успешно были ей применены при написании экзамена. Обучающаяся выполнила задания, как базового уровня, так и задания с повышенным уровнем сложности, написала комментарии к предложенным текстам в задании.
Ученица, выполняя работу, показала своё отношение к проблемам, поднимаемым писателем, понимание художественного своеобразия произведения. Работа экзаменуемой характеризуются смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения.
Балл работы по 100-бальной системе равен 59.
Ученица поступила на бюджет в педуниверситет на учителя русского языка и литературы. В этом учебном году тоже появились желающие (3 девочки, нынешние десятиклассницы) поступить на филфак, что не может не радовать меня, как учителя данной дисциплины.
Таким образом, качество знаний в этом классе по литературе составило 100% при 100% успеваемости.
С целью подготовки к ОГЭ и ЕГЭ мною были разработаны и проведены 4 спецкурса как по литературе , так и по русскому языку, начиная с 8 – го по 11 классы. Эти спецкурсы тоже дают положительный результат по сдаче государственных экзаменов, о чём свидетельствует высокий процент качества. Так в 2012 – 2013 учебном году самый высокий балл по русскому языку составил 87 из 100, а 2015 – 2016 учебном году -91 балл.
Таким образом, средний балл ЕГЭ по русскому языку составлял в2012 – 2013 учебном году 61%, а в 2015 – 2016 учебном году 62%.
И результаты ОГЭ в 2015 – 2016 учебном году при 100% успеваемости , качество 53%.
Были и противоречия, которые возникали в ходе реализации намеченных задач и цели. Не смотря на это, я считаю, что мне удалось достичь хорошего результата.
В следующий межаттестационный период я планирую работать над методической темой: «Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы как средство подготовки к сочинению в ЕГЭ». Она актуальна, т.к. итоговой формой контроля знаний является ЕГЭ , допуском к которой будет сочинение.
Анализ результатов показал, что работа с тестом развивает коммуникативные способности обучающихся, целенаправленность, активность, гибкость мышления, самостоятельность, интерес к предмету, самоконтроль. Способствует развитию у обучающихся умению наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.