kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ш?О ?ржар ауданы ?ржар ауылы

«Абай атында?ы орта мектеп-лицейі ж?не балаба?ша»КММ

Мусабаева Бакыт Орынбаевна

орыс тілі ж?не ?дебиеті п?ні м??алімі

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию?

В ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено – «компьютер», а в школьное сознание – компьютерное обучение. По определению ЮНЕСКО компьютерное обучение или иначе, ИКТ обучения – эта такая система обучения, одним из средств которой выступает компьютер. Урок – это социальный заказ общества системе образования. Он обусловлен:

1. Социально-психологическими потребностями общества.

2. Уровнем его развития.

3. Конкурентоспособностью его экономики.

4. Нравственными и моральными ценностями этого общества.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразования, навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать и делать выводы.

Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Информационно-компьютерное обучение – большая и трудная работа. Она требует от учителя не только хороших знаний, но и высокого методического уровня.

Задачами ИКТ являются:

1. Развитие познавательных навыков учащихся.

2. Умений самостоятельно конструировать свои знания.

3. Ориентироваться в информационном пространстве.

4. Развитие критического и творческого мышления.

5. Умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

6. Формирование социо-культурологических и коммуникационных компетенций. Урок удачен тогда, когда учитель и ученик работают в равной мере, в сотрудничестве. Желательно при постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, первоначально самой попытаться выполнить работу, которую ставишь перед учениками. В результате можно явно увидеть критерии оценки работы и трудоемкость ее выполнения, а также, «подводные камни», которые могут встретиться ученику при той или иной формулировке заданий.

Одним из инструментов ИКТ на уроках русского языка и литературы является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков литературы и русского языка. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Первая презентация была сделана по мифам Древней Греции «Подвиги Геракла». Учащиеся с большим интересом восприняли это занятие в силу зрелищности: картины художников гораздо лучше воспринимаются с экрана монитора, чем через репродукции. На сегодняшний день добавилось еще несколько презентаций по следующим темам: «Библия», «Пушкин», «Этикет» и другие. Со временем начала появляется система в этих разработках. Сначала биография писателя в виде таблицы или статьи, к ней прилагается система заданий (в том числе и опережающих, доклады, темы рефератов). Затем слайды, помогающие анализировать произведение, задания с дополнительными консультациями по алгоритму выполнения, карточки-задания с вопросами по содержанию, план анализа эпизодов или образов героев. А на последних слайдах находятся контрольно-измерительные материалы: вопросы для самостоятельных и зачетных работ; тесты; темы для творческих работ.

Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку. Также на уроках используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Интернет и наличие в нем текстовой и  иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point  это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, это позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности развивает у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее неинтересные и бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Учащиеся выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки и т.д.). Например, оформление сборника стихов любого поэта с использованием технологии обработки информации исследовательского характера, создание проектов, составление обобщающих таблиц, алгоритмы действий, схем, выступления в различных ролях, которые требуют от школьников умения владеть способами познавательной деятельности.

Одной из специфических особенностей уроков в русском языке является большой объем работы, который необходимо осуществлять для приобретения учащимися соответствующих ЗУН, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника или другой книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо грамматических заданий и т.д.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что особенно важно в условиях профильной школы. Во-первых, компьютер может повторить объяснение 5-10 раз и все без устали и неудовольствия. Во-вторых, он целиком занят только одним учеником, все внимание только ему одному.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнера компьютер, могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Индивидуальная образовательная программа может использовать различные информационные средства и быть в разной степени самостоятельной и осуществляться в виде:

- выполнения индивидуального задания в классе;

- работы с модульной частью электронного пособия (изучение нового, упражнения, контрольные работы);

- самостоятельного усвоения учебного материала по электронному учебнику ИТК на уроках русского языка позволяют устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, пробелами в знаниях и т.д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При актуализации знаний по любой теме, использование гиперссылок позволяет осуществить последующую проверку сразу в классе. При объяснении нового материала создание слайдов дает возможность использовать анимацию, которая поможет поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду, акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся, совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников, создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно, закрепить полученные на уроке знания.

При первичном контроле по любой теме урока ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

ИКТ на уроках русского языка и литературы могут рассматриваться:

- Не как цель, а как еще один инструмент исследования.

- Как источник дополнительной информации по предмету.

- Как способ самоорганизации труда и самообразования.

- Как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя.

- Как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

На уроках русского языка и литературы использую следующие ИКТ:

1. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, используемых на этапах закрепления и повторения пройденного.

Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, сами задают темп работы и ответов на вопросы, сразу же могут получить оценку за свою работу.

2. Электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, интерактивные задания.

3. Тексты в электронном варианте.

4. Словарно-орфографическая работа.

5. Изучение любого раздела урока.

Активно используется разного вида диаграммы, которые дают возможность наглядно увидеть результаты работы ученика по выполнению учебных задач.

6.  Выполнение творческих заданий и научно-исследовательских работ (презентации учащихся).

7. Слайды с текстовыми изображениями.

При использовании ИКТ меняется вся существующая в традиции педагогическая ситуация: учитель перестает быть для ученика источником информации, носителем истины, становится партнером.

Информационные взаимодействия на уроке

Учитель

Ученик

Компьютер

Группа

(класс)

Учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает.

Привычную доску с кусочком мела заменяет интерактивная доска. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст-звук-видео-цвет».

Итоги использования ИКТ на уроках русского языка и литературы:

- повышение эффективности обучения (развитие интеллекта и навыков самостоятельной работы по поиску информации);

- расширение объема предъявляемой информации;

- обеспечение гибкости управления учебным процессом;

- улучшение организации урока;

- повышение качества контроля ЗУН учащихся;

 - включение учащихся в коллективную деятельность в парах и группах;

- повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом.

В дальнейшей работе хотелось бы все темы разработать в виде презентаций и объединить их в электронный учебник; создать рабочие тетради для обучения на СД; усовершенствовать кабинет, приобретя компьютер и интерактивную доску.

Литература:

1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы.М., 2005. с.3-5.

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М., 2005. с. 100-116.

Просмотр содержимого документа
«Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы.»

ШҚО Үржар ауданы Үржар ауылы

«Абай атындағы орта мектеп-лицейі және балабақша»КММ

Мусабаева Бакыт Орынбаевна

орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі

класс: 9

предмет русская речь

Тема урока: Понятие о типах текста

Работа по тексту «Анна Павлова – великая русская

балерина» стр.142, упр.231

Цели урока: образовательные

познакомить с содержанием текста и выполнить задания к тексту, закрепить, организация деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности

развивающие

развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление

воспитательные

осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Метод урока

репродуктивный, частично-поисковый;


Приемы аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть;


Форма организации урока

Практическое занятие


Дидактическое обеспечение урока

Учебное пособие, текст

Ход урока


І. Организационный момент.

а/ поздороваться с учениками;

б/ проверить посещаемость учащихся;

в/ проверить готовность класса к уроку /учебные принадлежности/

ІІ. Проверка домашнего задания

а/ ученики называют цели и задачи домашнего задания;

б/ работу учащихся проверяют лидеры подгрупп;

ІІІ. Актуализация опорных знаний

Дидактическая игра /слайды/

Сейчас я вам предлагаю дидактическую игру «ДА-НЕТ». Я буду читать вам утверждения, а после прочтения каждого утверждения либо согласитесь с ним и ответите «ДА», либо не согласитесь и напишите «НЕТ». Затем по ключу мы проверим, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков.

ключ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

баллы

Нет

да

да

нет

Да

нет

да

нет

да

нет



  1. Сложные предложения делятся на три;

  2. ССП делится на союзные и бессоюзные предложения

  3. СПП состоит из двух частей

  4. союзы и, тоже относятся к противительным союзам

  5. союзы или..., или...., то.., то... относятся к разделительным союзам

  6. но, зато, однако союзы соединительные

  7. Вопросы где? Куда? Откуда? Вопросы СПП с придаточным места

  8. СПП с придаточными времени указывает на причину действия

  9. СПП с придаточными цели указывает цель того, о чем говорится в главном предложении

  10. потому что, оттого что – союзы СПП с придаточными условными


Теперь поменяйтесь вашими вашими тетрадями с соседом и проверьте работу по ключу. /ключ на экране/ В оценочный лист выстаьте баллы за эту работу. За работу, где нет ни одной ошибки поставьте – 5, за одну-две ошибки – 4, если допущено более 2-х ошибок, поставьте 3.


знаний ІҮ. Обобщение и систематизация

* Работа с учебником


Работа по тексту «Анна Павлова – великая русская балерина» стр.142, упр.231

Задания к тексту:

  • Выразительное чтение текста учащимися

  • Вопросы: 1. почему текст так называется?

2. соответствует ли содержание текста названию?

3. В каком предложении раскрывается основная мысль текста?

4. Когда Анна впервые увидела театр?

5. Какое впечатление произвел театр на девочку?

6. Что говорила о труде балерины?

7. Что помогло стать Анне Павловой великой русской балериной?

8. Какое признание получил талант русской балерины во всем мире?

9. В чем заключалась тайна ее успеха?


  • Уровневые задания по группам

ІІІ уровень

        • Упр., стр. 144

ІІ уровень

Упр.232, стр.144

І уровень

Письменно ответьте на вопросы к тексту.


Ү. Контроль и самопроверка знаний

ҮІ. Этап коррекции

Образовательные задачи этапа

1. Скорректировать выявленные проблемы в занятиях и способах действий учащихся.

Содержание этапа

1. Организация деятельности учащихся по коррекции своих выявленных недостатков.

Показатели выполнения образовательных задач

1. Динамика перехода учащихся с одного уровня на другой.


ҮІІ.Этап информации о домашнем задании


-Повторить правило о бессоюзных предложениях.

- упр.233, стр.144

ҮІІІ. Подведение итогов занятий

Даю качественную оценку работы класса и отдельных учеников.

ІҮ. Этап рефлексии

- игра «Кто больше составит слов-существительных?»

реклама миграция

мама грация

- Попрошу учеников показать только жестами и мимикой «как прошло занятие?»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы.

Автор: Мусабаева Бакыт Орынбаевна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289780

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ "
    ["seo_title"] => string(59) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogo-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "171573"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423679733"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Уроки русского языка и литературы с использованием ИКТ "
    ["seo_title"] => string(58) "uroki-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-ispol-zovaniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "236548"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444110965"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(81) "informatsionnokommunikatsionnyietiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "285444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454171483"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства