Развитие памяти и повышение грамотности на уроках русского языка учащихся 2 – 3 классов
Нургалиева Е.В., БородулинаТ.Л.
учителя начальных классов
. г. Павлодара школы №40
Из своей педагогической практики мы убедились в том, что учителю необходимо выработать систему развития познавательных процессов на конкретном материале учебной программы.
Цель данной статьи – показать, что любой учебный материал может стать средством развития познавательных процессов, в том числе и памяти. В качестве учебного материала использовалась школьная программа по русскому языку для начальных классов.
Мы считаем, что учителю, взявшему установку на развитие у учащихся познавательных процессов, необходимо соблюдать следующие условия:
- чётко представлять, что он должен развивать на уроке по каждому конкретному предмету, при изучении той или иной темы;
- знать, у кого развивать;
- знать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых;
- овладеть навыками диагностики, при помощи которой фиксируются исходный уровень развития познавательных процессов и контроль за их развитием;
- научиться расшифровывать известные в мировой практике проекционные тесты;
- знать, как, т.е. какими средствами можно развивать то или иное качество. В поиск таких средств должен быть включен и ученик (с подсказкой и под контролем учителя);
- не просто развивать познавательные процессы, а включать упражнения по развитию в цель любой работы на уроке;
- осуществлять контроль не только уровня учебных знаний, умений и навыков, но и уровня развития познавательных процессов.
Учитывая специфику содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов, предназначенных для запоминания, трудно заучиваемые и легко забываемые правила, преобладание неяркого материала, разносторонность сведений и т.д.), мы отобрали для отработки именно те приемы по развитию памяти, которые помогают преодолеть трудности обучения.
Мы стремимся к тому, чтобы каждый, даже самый маленький фрагмент урока не только обучал, но и развивал. Опыт показал, что любые виды деятельности, казалось бы, направленные только на обучение учащихся, при изменении цели легко преобразуются в развивающие.
Данные уроки имеют определенную тему и цель, которые направляются как развитие, так и на углубление знаний по русскому языку, на повышение грамотности учащихся. Поэтому к урокам развития речи подбирается такой материал, что бы он одновременно «работал» и на русский язык.
На каждом занятии предусматриваются задания для самостоятельной работы, чтобы проверить у учащихся качество выработки того или иного приема по развитию.
«Усилить» орфограмму – значит сделать более ярким, или «уярчить», то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности учащихся.
Этапы работы по «усилению»:
1) Выделение трудной орфограммы.
2) Постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?
3) Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления».
4) Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.
5) Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.
Чтобы достичь желаемого результата запоминания, ребенок должен не просто ставить себе целью запомнить что-либо, а, зная особенности своей памяти, уметь выбрать такое индивидуальное средство, которое приведет к успеху.
Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму, привлечь к ней особое внимание. «Усиление» идет за счет образного представления материала, путем выстраивания сюжетной линии для запоминания, сочинения своеобразных рассказов, сказок, стихов, песен, небылиц, несуразиц, шуток, анекдотов и т. п.
Орфограмму можно нарисовать, пропеть, протанцевать, «одушевить», на нее можно обидеться, рассердиться или гордиться ею, ее можно считать «другом» (если написание орфограммы совпадает с произношением) и, наоборот, «неприятелем» (если она пишется не так, как слышится), ей можно задавать вопросы и заставить ее отвечать и т. д.
Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна «обрасти» и тем более видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т.д.) на нее должно «поработать».
Поговорим подробнее о некоторых эффективных способах «усиления» орфограммы:
1) написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета;
2) деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв;
3) составление ребусов;
4) заучивание обобщенным способом;
5) возвращение в забытую этимологию слова.
Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета. Например, в словах одуванчик, ромашка, пуговица, копейка, монетка, ремень, кофта непроверяемые орфограммы о, е, ф напоминают своим очертанием внешний вид самого предмета: одуванчик, ромашка, пуговица, монетка, копейка сами круглы, как буква о, которую в них надо запомнить; ремень опоясывается вокруг талии в виде буквы е; кофта (если она с рукавами-фонариками) фасоном напоминает ф.
Запоминание будет эффективно, если эти слова ребята запишут в свои словарики необычно – на месте запоминаемой орфограммы нарисуют сам предмет.
Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв
Блокнот
Варежка
Газета
Гастроном
Горизонт
Грамматика
Комар
Комета
Комната
Корабль
Метро
Мимоза
Овраг
Пирог
Помидор
- «блок», т.е. несколько листов бумаги.
- хорошо, что тут живет «ёж», а то как носить колючую варежку?
- тонка, как «газ» (искусственная ткань).
- можно ли купить в гастрономе несколько «астр»?
- «гори», «зонт»!
- «тик» от «грамм». («Грамма» в переводе с греческого означает «письменный знак», «надпись»).
- как могут уместиться в таком крошечном насекомом «ком» и «омар»?
- пишется так же, как «ком».
- спрятано имя девочки – «Ната», но почему написано с маленькой буквы?
- конечно же, корабль не из «коры», если он не маленький кораблик.
- пишется как «метр».
- жизнь проходит «мимо» того человека, который ленив, изнежен, не готов к труду.
- «о» «враг»!
- с пирогом можно закатить «пир» на весь мир!
- тут запоминаем гласные о и и. внутри овоща живут два семечка по имени «Пом и Дор»
- замечательные помощники правописания.
Рабочий
Разность
Сарай
Фамилия
Фломастер
Черепаха
Шоколад
- пишется, как «раб».
- всегда остается «с носом»: ей достается только то, что не «забрало» вычитаемое.
- «рай» именно с «а»! С чем же возможен рай? Конечно же с ананасами, апельсинами, арбузами, абрикосами!
- нота «фа» «и» «я» (сам) помогут запомнить это слово.
- здесь живет «мастер» по имени «Фло».
- в самом деле, похожа на «череп».
- в слове живет сладкий «шок» и напиток «кола».
«Уярчение» путем составления ребусов
Заучивание обобщенным способом. Психологи называют этот прием «вешалкой»: знаю написание одного слова – «вешаю» на него другие слова, которые пишутся с той же орфограммой.
Преимущественно этого способа в том, что одновременно заучиваются несколько слов.
Практика показала, что при направленности на развитие учебный процесс приобретает для школьника личностный смысл. Неуспевающему ученику становится ясна причина его неуспеваемости, он узнает о способах ее преодоления – это заставляет его действовать, устранять недостатки.
Хорошо успевающий стремится к совершенству, которому, как известно, нет границ. На творчество и поиск бывает нацелена вся активная сущность ребенка. Он приходит в школу, чтобы работать, узнавать и учить себя, достигать поставленной цели, преодолевать трудности.
Опыт работы по развитию и грамотности памяти показал, что у учащихся:
- повышается обучаемость, улучшается внимание, память; дети умеют «видеть», «слышать», рассуждать;
- развивается способность к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал, о чем свидетельствует результаты контрольных работ по проверке знаний, умений и навыков и познавательных процессов и тот факт, что большая часть учащихся класса успевает на «4» и «5»;
- формируется начальные основы психологической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания, испытывают потребность в учебной деятельности; они самоорганизованны, спокойны, радостны, уверены в себе.
Использованная литература
1. Аксенова А.К.,Якубовская Э.В.Дидактические игры.М., 2011.
2. Ермолаева – Томина Л.Б. Рабочая программа развивающего обучения. М.,2012.
3. Минскин Е.М. От игры к знаниям.М. 2010.
4. Шадриков В.Д.Познавательные процессы и способности в обучении. М., 2013.