Долго стою на опушк.. рядом с елью. Трогаю её бл..стящие ветки которые сл..гка влажные от ночного тумана. Смотрю как просыпает…ся небо.
Солнце л…ниво ощупыва…т макушки берёз светит…ся в сучьях листвен…иц что высоко стоят над лесом. П…утина серебрит…ся узорным п..тном.
(Не)ж..лая разрушать волшебное тв..рение обхожу его стороной но все (таки) волшебные п..утинки садятся на лицо пр..липают к одежде. Надо мне выбрат..ся к току на вырубке, возле опушки берёзовой рощи. Там ловлю я птиц смотрю как живет лес пишу свои заметки.
На светло (голубом) сентябр..ском небе берёзы пл..няют светлой и солнечной окраской вершин.
Даже (от) сюда видно как сухо тепло в берёзовой роще, словно г..рит она сп..койным ж..лтым плам..нем, и жаль что скоро под студен..ыми ветрами сникнут потухнут к..стры берёз угасн..т игра тёплых тонов. Ведь облетев берёзы раств..ряют..ся в лесу будто говорят Вот, мы всё отдали.
(По Н.Никонову.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тексты для анализа »
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ВАРИАНТ.
Долго стою на опушк.. рядом с елью. Трогаю её бл..стящие ветки которые сл..гка влажные от ночного тумана. Смотрю как просыпает…ся небо.
Солнце л…ниво ощупыва…т макушки берёз светит…ся в сучьях листвен…иц что высоко стоят над лесом. П…утина серебрит…ся узорным п..тном.
(Не)ж..лая разрушать волшебное тв..рение обхожу его стороной но все (таки) волшебные п..утинки садятся на лицо пр..липают к одежде. Надо мне выбрат..ся к току на вырубке, возле опушки берёзовой рощи. Там ловлю я птиц смотрю как живет лес пишу свои заметки.
На светло (голубом) сентябр..ском небе берёзы пл..няют светлой и солнечной окраской вершин.
Даже (от) сюда видно как сухо тепло в берёзовой роще, словно г..рит она сп..койным ж..лтым плам..нем, и жаль что скоро под студен..ыми ветрами сникнут потухнут к..стры берёз угасн..т игра тёплых тонов. Ведь облетев берёзы раств..ряют..ся в лесу будто говорят Вот, мы всё отдали.
(По Н.Никонову.)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Озаглавьте текст.
Докажите, что это текст.
Тема текста.
Основная мысль текста.
Стиль текста (докажите своё мнение).
Тип текста (докажите своё мнение).
Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Произведите фонетический разбор слова облетев.
Выпишите из текста примеры эпитетов, олицетворений.
Выпишите из текста антонимы к слову горит.
Подберите к последнему предложению синтаксический синоним.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
Произведите морфологический разбор слова (я) смотрю.
Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5.
Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: обособление обстоятельств; запятая между однородными членами предложения.
Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и графически обозначьте их.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
ВАРИАНТ .
В любом названи.. места скрывает..ся тайна. И чем др..внее поселок улица или река, тем тайна глубже. Каждый из нас об..зательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решили задачи, если нашу деревню называют Сосновка Осиновка Дубровка Берёзовка. Тут всё ясно, да (же) если сегодня лесом и (не) пахн..т возле деревн.. . Но вот уже чуть сл..жнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и конечно где (то) лет в десять зад..ваясь вопросами к миру решил что в наших местах в..дилось много орлов. Отец с которым под..лился своим открытием сказал что (н..)когда селом правил барин Орлов. С возр..стом инт..рес к такого рода и..следованиям (не) проп..дает. Я с жадн..стью читал и ра..спрашивал обо всём что к..салось села. Я обн..ружил что (н..) какой барин Орлов нашим селом (не) правил что село всегда было вольным. Почему городок назывался Орловым так и (не) уд..лось док..паться.
Иногда (не) надо много усилий, что (бы) док..пат..ся до смысла названий. Но за годы поездок у меня в зап..сной книжк.. ск..пилось много люб..пытных названий.
(По В.Пескову.)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Тема текста.
4. Основная мысль текста.
5. Стиль текста (докажите своё мнение).
6. Тип текста (докажите своё мнение).
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
8. Запишите ряд однокоренных слов к собственным наименованиям.
9. Произведите фонетический разбор слова конечно.
10. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.
11. Выпишите из текста 2-3 примера слов, соответствующих схемам:
12. Произведите морфологический разбор слова Орлово.
13. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3.
14. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.
15. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными и графически обозначьте их.
16. Выпишите из текста предложения, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: запятая между однородными членами предложения; обособление обстоятельств.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
ВАРИАНТ .
Учился я хорошо с францу..ским же у меня (не) ладилось (из) за произн..шения. Я ле..ко запом..нал слова но произн..шение с головой выд..вало моё ангарское происх..ждение и Лидия Михайловна учительница францу..ского бес..ильно морщилась и закрывала глаза.
Нет пр..дется с тобой зан..мат..ся отдельно сказала она.
Так нач..лись для меня мучительные дни. Я покрывался потом краснел и задыхался а Лидия Михайловна (без) передышки заст..вляла меня м..золить бедный мой язык. Постепен..о я стал довольно снос..но выговаривать францу..ские слова и они уже (не) обрывались у моих ног тяж..лыми булыжниками а позв..нивая пытались куда-то лететь
Наверное уже можно было пр..кратить эти занятия на дому но я (не) решался сказать об этом Лиди.. Михайловн.. а она видимо (не) сч..тала нашу програм..у выполнен..ой. И я продолжал т..нуть свою францу..скую лямку. Впрочем лямку ли? Как (то) (не) вольно и (не) заметно я почу..ствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого пр..нуждения лез в словарик загляд..вая в дальние тексты учебника. Наказание пр..вращалось в уд..вольствие.
( )
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Вспомните название и автора произведения, из которого взят отрывок.
Основная мысль текста.
Стиль текста (докажите своё мнение).
Тип текста (докажите своё мнение).
Составьте план текста.
Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Произведите фонетический разбор слова легко.
Выпишите из текста примеры метафор.
Найдите в тексте 2-3 примера многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.
Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
Произведите морфологический разбор слова (в) удовольствие.
Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4; 4 и 5; 5 и 6.
Какова роль в тексте вводных слов?
Найдите в тексте сложносочиненные предложения и подчеркните в них грамматические основы.
Выпишите из текста 2-ое предложение и сделайте его синтаксический разбор.
Составьте схему предложения с прямой речью.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
ВАРИАНТ .
Емкость, в которой закваш_вали тесто, имен_валась квашней или деж_й. Ее делали из липы, дуба, березы. Осина, ель или сосна для такой кадоч_ки (не)годились. Новую дежу (с)начал_ вымывали горяч_й водой, а потом запар_вали р_ск_ле_ыми камнями. После этого кадку обмывали, обт_рали и смаз_вали стенки и дно гущ_й от кваса или закваской от хлеба. В таком виде ее ост_вляли до (полу)суток, после чего дежу (не)мыли, а скр_бли ножами. Очищ_нную квашню обязательно пр_крывали крышкой, сдела_ой из того(же)материала. Когда дежа «уст_вала» и хлеб вдруг переставал вып_кат_ся как следует, кадку «правили». Для этого ее скр_бли осв_щ_нным на (П,п)асху нож_м и, вымывая теплой водой, пр(е,и)говар_вали: «Дежа, дежа, нужно тебе тряпки и ножа!». Чтобы квашня (не)плесневела и (не)гнила, ее в середине нат_рали луком с солью. «Правле_ую» или совсем новую дежу став_ли возле колодца, нап_лняли холодной водой и давали напит_ся корове. «Правили» квашню перед полн_м месяц_м, что(бы) всегда была полной и надежно служила хлеб_пекам. Без закваски не и_печ_шь хлеба, не пр_готов_шь пирогов: без нее тесто не закисн_т и не подним_тся, не станет рыхлым и пышным. Закваска – это комок теста, оставля_мый от ранее выпеч_нного хлеба и хранимый обычно в квашне. Хозяйка сл_дила, что(бы) она не перек_сала, и если хлеб пекли (не)часто, то не забывала осв_жать ее, подмеш_вая (не)много просе_нной муки. Дежу с закваской д_ржали в сухом прохладном месте. (Н_)в коем случае не допускали, что(бы) она пром_рзала, иначе дро(жж,ж)и погибнут. Готовая закваска шла так(же) на блины, квас и вообще зам_няла собою дро(жж,ж)и. Закваску готовили так: в ст_кане теплой воды р_зводили дро(жж,ж)и, подмеш_вали туда (пол)стакана муки и оставляли на двенадцать часов, пр(е,и)сыпав мукой. Хлеб обычно пекли раз в неделю. Хлопоты вокруг дежи, как правило, нач_нались с вечера. (С)начал_ в теплой воде ра_пускалась закваска, потом туда (мало)помалу пр_б_влялась мука. Получался не очень густой раствор, который ст_кал с весла, или веселки – деревя_ой лопаты с дли_ым д_ржаком. Этой лопатой размешивали тесто. В Орлике она называлась копысткой. Квашню накрывали чист_й холстиной и ставили к печке. Рано утром, вск_чив до в_схода солнца, хозяйка пр_б_вляла ещ_ муки и тут(же) хорошенько колотила тесто копысткой. Получе_ое тесто быстро подн_мал_сь, пузырясь и вывал_ваясь из дежи. Нужно было уг_дать момент, что(бы) тесто не перекисало. По опыту уловив его готовность, хозяйка старательно вымешивала тесто лопатой или руками. От этого замеса завис_ло качество хлеба. Хорошо вымеш_нное тесто должно отставать от копыстки. Несколько раз тесто обм_нал_сь, переклад_вал_сь в формы и пр_мым путем попадал_ в печ_.1. Определите тему текста, озаглавьте его. 2. Как вы думаете, являются ли синонимами слова квашня и дежа?
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
4. В каком лексическом значении употреблено слово хлеб в данном тексте? Образуйте форму множественного числа данного имени существительного. 6. Найдите в тексте однокоренные слова, разберите их по составу. 7. Подчеркните грамматические основы предложений. 8. Составьте схемы сложных предложений, определите виды придаточных предложений. 9. Есть ли в тексте односоставные предложения? Определите их вид. Какова роль односоставных предложений в этом тексте? 10. Объясните употребление кавычек в данном тексте.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
ВАРИАНТ .
Бе_хлебный год... Как(же) выж_вали наши пре_ки, когда случался такой год? Большим по_спорьем в голодное время был так называ_мый «дикий хлеб». Что это такое и как он готовился? Корн_вища, кору, сем_на и плоды диких р_стений х_зяйки в той или иной пропорц_и смеш_вали с пшеничной и ржа_ой мукой. Народ хорошо знал р_стения, которые обл_дали высокой п_тательностью и которые были способны зам_нить хлеб (в)виде определе_ых блюд. Что(же) это за р_стения? В окрес_ностях села Орлик их произр_стает великое множество. В пищу можно употреблять зерна манника, канареечника, кури_ого и сорного проса, перловника, ячменя дикого, колосняка, ржи равни_ой, овса песча_ого, или овсюга, и других диких злак_вых культур. Как добавку к муке использ_вали лебеду, за это она и получила название травы «мучника». Пож_лые люди, п_знавшие на своем веку (н_)один бе_хлебный год, в общени_ и сейчас пр_водят пословицу: «Как ур_дится лебеда, то уже не беда». Особым смыслом наполн_ны их слова в адрес иных мал_веров, (не)переживших лихолет_я: «Н_ то беда, что во ржи лебеда, а то беды, что н_ ржи, н_ лебеды». В голодные годы в хлеб подмеш_вали мя_кие слои, которые нах_дились под корой сосны (их в народ_ называли мезгой или пенкой). Весной и осенью мезгу ср_зали (в)виде лент, высуш_вали на медле_ом огне, т_лкли в деревя_ой ступе в мелкий порошок, затем доб_вляли к муке. Как вид_те, прав народ, говоря: «Липа од_вает, а сосна корм_т». В бе_хлебную пору в_ликой це_остью для сельских жителей ст_новился всякий с_едобный р_сточ_к. Остатки муки замеш_вали на воде и в тесто в различных пропорц_ях добавляли и луковые пер_я, и укроп, и петрушку, и крапиву. Хлеб из такого зеле_ого замеса назывался зельником. (Не)редко в тесто добавляли м_кину. В Орлике часто, когда заканч_вались мучные запасы, в муку подмешивали сваре_ые и перетертые суше_ые груши. В результате получался хлеб, прозва_ый груше(н,нн)иком. Таким образом, русский человек умел находить выход в любой жизне_ой с_туации, даже очень (не)простой.
1. Докажите, что это связный текст, а не случайный набор фраз. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями? 2. Какова тема текста? Выпишите ключевые слова (или словосочетания), которые отражают эту тему. 3. Каким типом речи является данный текст? текста, объясните членение текста на абзацы. Подготовьтесь к изложению. 4. Однозначным или многозначным является слово лента? В каком лексическом значении употреблено слово лента в данном тексте? Назовите другие значения этого слова. 5. Выпишите по 2 словосочетания на каждый способ связи. Произведите их разбор. Укажите грамматическое значение. 6. Приведите примеры слов, в которых количество букв и звуков не совпадает. 7. Выпишите из данного текста однокоренные слова. 8. Есть ли в тексте односоставные предложения? Какие преобладают и почему? Произведите синтаксический разбор одного из них. 9. Укажите в тексте все обособленные члены предложения. 10. Есть ли в тексте предложения с двумя и более рядами однородных членов? 11. Составьте самостоятельно предложение с обобщающим словом при однородных членах и его схему. В качестве однородных членов используйте названия диких злаковых культур.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
ВАРИАНТ .
Иностранцы изучающие русский язык (н..) как (н..) могут понять почему (по) русски нужно говорить видеть кого (что), смотреть — на кого (на что), а любоваться — кем (чем). (Н..) какие объяснения тут (н..) помогут — пр..дется просто выучить наизусть какую форму существительного «любит» каждый из этих бли..ких по смыслу глаголов. Синтаксическая связь при которой главное слово требу..т от завис..мого какой (то) одной конкретной формы называется управлением. При управлении как (бы) (н..) менялась форма главного слова зависимое как стойкий оловян..ый с..лдатик остается (н..) измен..ым: вижу кошку, видят кошку, видел кошку, видела бы кошку.
Способность слова управлять кол..ичеством его потенциальных «подчинен..ых» и форма которой потребу..т (от) них «начальник» тесно связан..ы с лексическим значением управляющего слова. А там где царит лексика (н..) возможны ун..в..рсальные схемы; какой имен..о окаж..тся модель управления дан..ого слова пр..ходится просто помнить. И все мы носители языка храним в памяти эту информацию. Если (же) возникают с..мнения как правильно сказать: свет лампы или свет от лампы, — нужно обратиться к словарю.
(Языкознание: Энциклопедический словарь)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Определите тему текста.
4. Назовите основную мысль текста.
5. Определите стиль текста (докажите свое мнение).
6. Определите тип текста (докажите свое мнение).
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
9. В тексте говорится только об одном виде синтаксической связи — управлении. А какие виды еще существуют? Дайте им определение. Примеры приведите из текста.
12. Произведите морфологический разбор одного причастия из текста
13. Произведите синтаксический разбор третьего предложения.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
ВАРИАНТ .
КАК И ПОЧЕМУ МЕНЯЛСЯ РУССКИЙ ЯЗЫК
Русские происходят от славян которые все когда (то) говорили на одном языке. Относительно одном (по) тому что этот пр..славянский язык был
внутренне (не) однородным. С расселением славян на больших тер…иториях единство во..бще разрушилось. Новые условия об..тания рождали новые слова произн..шение подпадало под вл..яние (разно) язычных соседей географическая разобщенность напр..вляла славянские народы по (не) одинаковым путям. Древний язык существовал только в ус..ной форме (перво) бытные славяне (не) знали письмен..ости. Различия в словаре грам..атике фонетике стали такими что славяне перестали пон..мать друг друга пр..славянский язык умер раск..ловшись на новые языки.
С принятием христианства в Восточной Европе встала задача об..ед..нить славянские языки чтобы всем славянам рассказать о Христе.
24 мая 863 года в граде Плиске тогдашней столице Болгарии солунские братья Кирилл и Мефодий провозгл…сили изобр…тение славянской азбуки. Замысел их был вел…колепен труд пор…зителен а результаты выше самых смелых ожиданий. Претерпев ряд изменений кириллица живет и по сей день у нас болгар сербов и других народов.
Дет…ще мудрецов этот книжный старославянский язык является одним из пр…краснейших языков. Первоучители славян старательно отб…рали «краснейшие слова» у разных славянских народов по возможности понятные всем славянам. Язык пр…спосабливался к отвлече…ым рассуждениям выразительным описаниям повествованиям. Успех старославянского языка не столько в возрождении общих черт сколько именно в «устроении», ведь славянские языки в бесписьменной доистории были без порядка стройности устойчивости.
(По В.Г. Костомарову)
1. Сформулируйте основную мысль текста.
2. Укажите количество микротем в тексте.
3. Определите стиль текста (докажите свое мнение).
4. Определите тип текста (докажите свое мнение).
5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы (в предложениях первого абзаца).
6. Произведите фонетический разбор слова является.
7. Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях первого абзаца.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
ВАРИАНТ .
Мы пр.. ход им в мир для того что (бы) постигнуть красоту утвердить создать ее.
Красота это радость нашей жизни. Человек стал Человеком (по) тому что увид..л глубину л..зурного неба мерцание звезд розовый разлив вечерн..й зари прозрач..ную дымку степных просторов б..гровый закат перед ветрен..ым днем тр..петание марева над горизонтом сини… тени в сугробах мартовского снега журавлиную стаю в голубом небе отр..жение солнца в м..риадах капель утрен..ей р..сы серые нити дождя в пасмурный день фиолетовое облако на с..реневом кусте нежный ст..белек и голубой колокольчик подснежника — увид..л и изумленный пошел по земле создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлени.. перед красотой — и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни (по) тому что он услыш..л ш..пот листьев и песню куз..нечика журчание весен..его ручейка и переливы серебрян..ых колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе шуршанье снежинок и стон метели ласковое пл..сканье волны и торжествен..ую тишину ночи — услыш..л и затаив дыхание слуша..т сотни и тысячи лет чудес..ную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой бер..ги ее.
ВА. Сухомлинский
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Назовите основную мысль текста.
4. Определите стиль текста (докажите свое мнение).
5. Определите тип текста (докажите свое мнение).
6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7. Определите, какие художественные средства использованы в данном тексте.
8. Определите лексическое значение слова благородство.
9. Произведите фонетический разбор слова сердце.
10. Произведите морфемный разбор слов: остановись
изумленный затаив.
11. Произведите синтаксический разбор первого предложения.
(1) Вообще грубо говоря существу..т два типа людей и соответствен..о два типа писателей. (2) Первый (не) сомнен..о составляющий большинство рассматривает жизнь как единствен..ую доступную нам реальность. (3) Став писателем такой человек прин..мается воспроизводить эту реальность в м..льчайших деталях он даст тебе и разговор в спальной и детальную сцену ф..ктуру мебельной обивки ар..маты привкусы с точностью соперничающей может быть даже с самой реальностью. (4) Закрыв его книгу чувствуешь себя как в кинотеатр.. когда кончился фильм заж…гается свет и ты выход…шь на улицу восх..щаясь «техниколором» или игрой того или иного артиста, которому ты может быть да (же) буд..шь потом пытат..ся подряжать в манер., речи или осанке. (5) Второй тип меньшинство восприн..мает свою (и любую другую) жизнь как л..б..раторию для испытания человеческих качеств сохранение которых в ..кстр..мальных обстоятельствах являет..ся принципиально важным как для религиозного так и для антропологического варианта прибытия к месту назначения. (6) Как писатель такой человек (не) балует тебя деталями (в) место них он описывает состояния и закоулки души своих героев с обстоятельностью вызывающ..и у тебя пр..лив бл..г..дарности за (то) что (не) был с ним знаком лично. (7) Закрыть его книгу все равно что проснут..ся с изм..нивш..мся лицом.
И. Бродский
1. Укажите тему текста
2. Назовите основную мысль текста.
3. Определите стиль текста (докажите свое мнение).
4. Определите тип текста (докажите свое мнение)
5.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
6. Произведите фонетический разбор слова обивка.
9. Укажите способ словообразования следующих слов:
рассматривать —
несомненно —
привкусы —
воспринимает —
10 Укажите номер предложения, в котором между главными членами ставится тире.
11. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
ВАРИАНТ .
Заключен..ый Чичеванов грабитель и убийца досиживал на особом р..жиме последние сутки. (На) завтра его должны были освободить. За плечами ост..валось двадцать лет срока.
Мне пок..залось (не) лепым так бдительно охр..нять зэка. Ведь ему оставалось сидеть (не) сколько часов.
Я выпустил его из камеры. Он выпрыгнул на ходу и бежал.
Шесть часов спустя его задержали... Чичеванов успел взломать продуктовый ларь и дико напит..ся. За побег и кражу ему добавили четыре года...
Случившееся казалось (не) вероятным.
Но капитан Прищепа мне все разъяснил. Чичеванов отс..дел 20 лет. Он привык. Тюрьма перестроила его кровообращение его дыхательный и ве ст, .булярный ап..арат. За воротами тюрьмы ему (н..)чего было делать. Он дико боялся свободы и зад..хнулся как рыба...
(Н..) что подобное испытываем и мы рос..ийские эмигранты.
Десятилетиями мы жили в условиях т..тальной (не) свободы. Мы были сплющен..ы (на) подобие камбалы тягчайшим грузом всяческих запретов. И вдруг нас подхватил разрывающий легкие ураган свободы.
И мы отправились взламывать продуктовый ларь.
С. Довлатов
1. Назовите тему текста.
2. Определите количество микротем.
3. Назовите основную мысль текста.
4. Определите стиль текста (докажите свое мнение).
5. Определите тип текста (докажите свое мнение).
Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи двух последних предложений.
Брош.., клян..чить, мелоч.., мелоч..нос..ть, у этих яблон.. и груш.., отсроч..те платеж.., медвеж..я глуш.., охотнич…е руж..е, настеж.., исподлоб..я, по-медвеж..и, участвует., в борьбе, спряч.. мяч, витяз.. могуч.., январ..ский, вскач.., невтерпеж.., лягушач..и, славяниз..м, стрел..бище, мен..шинство, ден..щик, булоч..ник, близ.. пастбищ.., кавыч..ки.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
ВАРИАНТ .
(1) Хоть на первый взгляд вопрос о том как вести себя в обществ.. и может показаться сущим пуст..ком он име..т вес..ма важное значение. (2) (Н..) что (н..) пр..обретается с таким трудом и (н..) что столь (н..) важно как хороши.. м..неры которые (н..) имеют (н..) чего общего (н..) с натянутой ц..ремон..остью (н..) с наглой развязностью (н..) с (н..) лепой застенчивостью. (3) (Н..) которая доля сдержан..ости всегда бывает нужна точно так (же) как совершен..о (н..) обходима известная степень твердости внешне же человеку всегда подоба.. т быть скромным...
(4) Во всем что ты говориш.. следу..т быть чрезвычайно точным яс..ным и определен..ым иначе (в) место того что (бы) развлеч.. других или что (то) им сообщить ты только ут..мишь их и затуман..шь
им головы. (5) (Н..) льзя так (же) забывать и о том как ты говоришь и какой у тебя голос есть люди которые ухитряются говорить поч..ти (н..) раскрывая рта их просто (н..) возможно бывает понять другие же говорят так быстро и так гл..тают при этом слова что понять их (н..) легче одни пр..выкли говорить так громко как (будто) перед ними глухой другие до того тихо что вообще (н..) чего (н..) слышно. (6) Подобные пр..вычки (не) умес..ны и (не) приятны и избавить от них может лишь пристальное к себе вн..мание. (7) По ним всегда легко узнать людей (не) получивших должного восп..тания.
(8) Чем (бы) тебе (н..) пр..ходилось заниматься делай это как следу.. т делай тщательно не (кое) как... (9) Доб..райся до сути вещей. (10) Все сделан..ое (на) половину на мой взгляд вовсе (не) сделан..о и вовсе (не) узнан..о. (11) Даже хуже ибо такое (н..) редко может ввести в заблуждение.
По Ф. Честерфилду
1. Докажите, что это текст.
2. Укажите тему текст.
3. Назовите основную мысль текста.
4. Определите стиль текста (докажите свое мнение).
5. Определите тип текста (докажите свое мнение).
6.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
12. Найдите в тексте простое односоставное предложение и произведите его синтаксический разбор.
13. Укажите номер сложноподчиненного предложения, с придаточным уступительным.
В нахлынувш..м воспоминани.., по ведущ..й магистрал.., о грозящ..й болезн.., о готовящейся конференци.., свеж..м дуновени..м, в застывш..м ине.., об испугавшейся дочер.., с настораживающем мол-чани..м, о зеленеющ..м взморь.., в проявившемся умени.., слабеющ..м напряжением, с треть..и ступен.., в нахлынувш..м чувств.., в певуч..м стихотворени.., чарующ ..м звучани..м, о выдающ..мся деятел.., о проявившейся гордост.., на задн..м сидень.., сильнейш..й бур..й, при ваш..м участи.., в дальн..й деревн.. .
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
ВАРИАНТ .
(1) Эта ночь была темная (темная) и тихая крапал дождик но на душе у меня было светло (во) истину Светлый день. (2) Все мы прич..щались и (от) того было так радос..но чудес..но оч..щение от грехов и луч..зарное Воскресение!
(3) Все в доме особен..о в п..радной зале где были пр..готовлены розговины, бл..стало особенной чистотой все буд (то) оживилось обновилось воскреше-н..о от греха и тлена и (по) тому радос..но и чисто,и так бл..стит. (4) Всюду к..рзины гиацинтов сирени, тюльпан..чики и первые синие (синие) подснежники. (5) На большом ф..янсовом розоватом блюд.. яркая груда пасхальных яиц чудес..но пунц..вых радостных, дед не любил п..строты. (6) Великолепные куличи еще дыш..щие теплом и сдобой в пунц..вых розах из нашей ..ранжере… возглавлялись кудрявыми буд (то) живыми агнцами выделки знаменитого нашего пекаря Прони-артиста, как называл его дед. (7) Бл..стающие белизной пасхи убран..ы по боковинкам священными знаками крестом виноградной гроздью, святознаками Х.В.
(8) Самое освещение было особенное, пасхальное не лампы а кубастые восковые свечи, повитые зоЛОТЦ..М.
(9) Мама, совсем воздушная розово (снежная) кружевная «красавица из красавиц» называла ее Катюша. (10) Все были радос..ны все сияли все чистые.
По И.О. Шмелеву
Озаглавьте текст.
Докажите, что это текст.
Укажите тему текста
Назовите основную мысль текста.
5. Определите стиль текста (докажите свое мнение).
6. Определите тип текста (докажите свое мнение).
7. Расставьте в тексте недостающие знаки препинания.
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
12. Выпишите слова, которые являются старославянизмами, объясните их лексическое значение.
(1) Дождь прош..л между плитами велос..педной дорожк.. отделен..ой от тр..туара свеженакрашен..ой белой полосой еще стояла влажная чернота. (2) Двадцатый тр..мвай чуть гр..мыхнув пересек Принцрегентенштрассе и понесся вдоль низкой ограды Энглишгартена.
(3) По широкой алле.. идущ..й в парке парал..ельно улице с тр..мвайными рельсами он пр..вычно спешил треща косыми к..блуками к..вбойских сапог по мокрому серому гравию. (4) Ветер еще был (не) летний, прохладный на ходу он поймал и заст..гнул молнию ч..рной кожан..ой куртки мыслен..о обругал свою модную прич..ску выстрижен..ые виски.
(5) Так и (не) пр..вык он после родной своей Харьковщ..ны к холоду. (6) Н.. к страшным, проклятым, срезающим любой открытый выступ ветрам полировавшим палубу в Северной Атлантике н.. к ледян..ой мороси норвежской осени когда, голодный до кругов в глазах, шатался он бес..мыслен..о [по улицам] и чистые грубоносые норвежцы сторонились колеблющ..йся (не) верно шагающ..й фигуры н.. к сырости здесь, в сравнительно теплой — а все ж не Украина! — Баварии.
1.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нуж но, пропущенные буквы.
Укажите предложение, в котором автор использует эпитеты и метафору.
Укажите предложения, в которых автор использует инверсию.
11. В седьмом предложении найдите деепричастие и произведите его морфологический разбор.
12. Произведите синтаксический разбор третьего предложения.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
ВАРИАНТ .
...Пушкину грезятся огни стрельба крики... кто-то пол..жил остужающую руку на горячечный лоб — Даль? — Даль. Даль зав..лакивает дымом кто(то) падает подстрелен..ый на лужайке... это он сам, убит, — к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор? — шотландская луна л..ет п..чальный свет на п..чальные поляны пор..сшие развес..стой клюквой и могучей, до небес, морошкой; пр..красная калмычка неистово туберкулезно кашляя, — тварь дрожащая или права имеет? — переламывает над головой зеленую палочку — гражданская казнь; еще ты дремл..ш.. друг прелестный? Не спи встава, кудрявая! Собаки рвут младенца и мальчики кровавые в глазах. Рас..трелять, — тихо и убежден..о говорит он, — ибо я перестал слышать музыку румынский оркестр и
песни Грузии печальной и мне на плечи кидается анчар но не волк я по крови своей: и в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть... Гул затих, я вышел на подмостки я вышел рано до звезды был да весь вышел из дому вышел человек с дубинкой и мешком. Пушкин выходит из дома босиком под мышкой сапоги в сапогах дневники. Так души смотрят с высоты на ими брошен..ое тело...
Т. Толстая
1. Какие особенности в построении текста вы заметили? Чем это, на ваш взгляд, обусловлено?
2. Цитаты из каких произведений использованы в данном отрывке? Как они помогают понять основную мысль текста?
Озаглавьте текст.
Определите стиль текста (докажите свое мнение).
Определите тип текста (докажите свое мнение).
Укажите, какие художественные средства языка использованы автором в данном отрывке. Приведите примеры.
7. Произведите фонетический разбор слова льёт.
8. Произведите морфемный разбор слов по одной из каждой знаменательной части речи.
9. Произведите морфологический разбор одного качественного прилагательного.
10. Из последнего предложения выпишите все словосочетания и определите тип связи в них.
Юноши и девушки задумайтесь над тем что пр..дет время когда вы отцы и матери своих сыновей и дочерей станете слабыми, бес..ильными дряхлыми. И вам самим и детям вашим будет ясно что вы дож..ваете свой век. Единствен..ое что облегча..т участь человека на закате его жизни, — это искренняя верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей истинно человеческой радостью. (По)настоящему счастлив и мудр тот кто всю свою жизнь уме..т по крупиц.. накапливать это богатство. Хранилище этого богатства души ваших детей. Имя ему ваша ответственность перед детьми. Забот..тесь об этом богатстве оно возвратится к вам. Знайте что придет врем когда дети ваши станут сильнее и мудрее вас отцов — это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. И единствен..ым источником вашего счастья будет сознание того что сами вы в духовной жизни своих детей стали огромной (н) с чем (не) сравнимой цен..остью потому (что) в вашем разуме в вашем сердце в каждом вашем побуждении.. и устремлении.. дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответствен..ость. Это единствен..ый капитал на который можно прожить в старост.. чувствуя спокойную уверен..ость в том что ты прожил жизнь не напрасно.
ВА. Сухомлинский
Озаглавьте текст.
Докажите, что это текст.
3. Укажите тему текста.
4. Назовите основную мысль текста.
5. Определите стиль текста (докажите свое мнение).
6. Определите тип текста (докажите свое мнение).
7.Расставьте недостающие знаки препинания.
8.Поясните, являются ли слова долг и ответственность в данном тексте синонимами? Докажите свое мнение.
Сказка о фольклоре (?) это ус…ный рас…каз о выдума(н, нн)ом событии(?) носящий фантастический , пр…ключенческий и анекдотический характер.
В…зникает она(?) разумеет…ся(?) не в бе…воздушном пр…странстве, ее материал – вполне реальная действительность(?) и населена она не только фантастическими персонажами(?) а достаточно д…стоверными мужиками(?) солдатами (?) и попами.
…И вот оказываемся мы в (не)котором царстве-государстве(?) где на краю дремучего леса пр…тулилась (не)большая деревенька.
И уже на краю той глухой деревеньк… стоит изба(?) пок…сившаяся (от) времени(?) в которой ж…вут старик со старухой и три их сына.
Двое сыновей обыч(?)ные парни.
А третий (?) Иван-дурак.
И (не)знают в деревне(?) что в…ляется он на печи лишь до поры (до)времени(?) ожидая настоящего дела.
А п…является настоящее дело(?) встает он с печи и решает п…ставле(н,нн)ую задачу.
И н…кому это …делать(?) кроме з…печного Иванушки с (не)выявле(н,нн)ыми и (не)ра…траче(н,нн)ыми по пустякам силами.
(по С. Наровчатову)
1. Озаглавьте текст. Определите его стиль и тип и речи.
2. Определите главную мысль данного текста.
3. Выпишите и сгруппируйте из текста слова на следующие орфограммы:
правописание приставок в русском языке;
буквы з-с на конце приставок;
правописание н и нн в суффиксах причастий;
правописание не с прилагательными, причастиями и глаголами.
4. Найдите в данном отрывке 2-3 слова, в которых букв больше, чем звуков.
5. Подберите антонимы к словам:
покосившаяся;
действительность;
изба;
валяется.
Объясните графически постановку знаков препинания в 2, 4, 7 предложениях.
Найдите в тексте 2-3 слова, в которых нет окончаний.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ВАРИАНТ .
Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу?
Да потому(?) что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?) чтобы вам (н…)чего не мешало(?) чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот.
Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?) и вы поймете(?) что есть много книг(?) без которых нельзя жить(?) которые важнее и интереснее(?) чем многие передачи.
Я не говорю(?) перестаньте смотреть телевизор.
Но я говорю(?) смотрите с выбором.
Определите сами свой выбор(?) сообразуясь с тем(?) какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой.
Это значит(?) что в ней что(то) существенное есть.
А может быть(?) это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
(по Д. Лихачеву «Письма о Добром и Прекрасном»)
Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями.
Ответьте на вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет книга?». Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу?
Определите тип и стиль речи.
Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Расскажите о безударных гласных, непроверяемых ударением.
Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. Образуйте от них возможные степени сравнения.
Из предложения № 8 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения.
Укажите вид придаточных в предложениях № 2, 3. Составьте схемы этих предложений.
Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях № 4,5.
Подберите синонимы к словам:
классика; повседневный; сообразуясь.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ВАРИАНТ .
Я опять остаюсь один (?) все думая о Митрофане.
Это был высокий и худой (?) но хорошо сложе(н,нн)ый мужик(?) легкий на ходу и стройный(?) с (не)большой головой и с бирюзово(?)серыми, живыми глазами.
Зиму и лето его дли(н,нн)ые ноги были а(к,кк)уратно обернуты серыми онучами и обуты в лапти, зиму и лето он носил коротенький (?) изорва(н,нн) полушубок.
На голове у него всегда была самодельная заяч(?)я шапка шерстью внутрь.
И как приветливо глядело из-под этой шапки его обветре(н,нн)ое лицо(?) с облупившимся носом и ре…кой боро…кой!
Это был след…пыт, настоящий лесной крестьян(?) охотник(?) в котором все производило цельное впеч…тление(?) и фигура(?) и шапка(?) и запах курной избы(?) и одностволка.
По…вляясь на пороге моей комнаты(?) и выт…рая полою полушубка мокрое от метели лицо(?) оживленное бирюзовыми глазами(?) он тотчас же наполнял комнату свежестью лесного воздуха.
(по И. Бунину, рассказ «Сосны»)
Озаглавьте данный текст, определите тему и главную мысль отрывка.
Определите тип и стиль речи.
Напишите сочинение-описание внешности человека «Мой близкий друг» (8-10 предложений).
Определите лексическое значение слов: онучи, курная изба. Дайте определение диалектным и устаревшим словам.
Выпишите из текста 2-3 слова, в которых звуков больше, чем букв объясните причину.
Найдите в предложении №3 словосочетание со связью управление.
Укажите в тексте сложные прилагательные. Расскажите о дефисном написании сложных прилагательных.
Выпишите из текста 5 местоимений, укажите их разряд.
Объясните графически знаки препинания в предложении № 6.
Укажите в тексте не менее трех изобразительно-выразительных средств и объясните их роль.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ВАРИАНТ .
В старом деревя...ом доме пахло сухой сосной. И если у печ...ки педела кочерга били часы или разд...вался иной ре...кий звук брёвна в ст...не отзывались на него долгим зам...рающим (2) звоном. Время останавливалось в этом дом... Когда под обаянием его звенящ...й тишины я вых...дил из повышенного темпа жизн... большого города то нач...нал вид...ть словно через волшебные оч...ки множество окружавших меня подробностей и значительных м...лочей которые раньше пр...пускал мимо внимания. Мир из гр...хоч...щей лавины врем...ни превращался в красочную вереницу (3) дли(н, нн)ых минут. (4)
Хозяйками таких домов обыч...но бывают старушки давно пережившие свое время: добрые чистоплотные и (не)много наивные. Именно такой и была хозяйка этого дома - Ирина Васильевна Ладыгина. Много зим подряд я пр...езжал к ней поскр...петь как она говорит по сне...ку валенками. (С. Никитин)
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Определите тип речи.
3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
4. Выполните указанные виды разбора.
5. Найдите слова, которые являются формой одного и того же слова.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ВАРИАНТ .
Каменистое (2) (ж...лто)рыжее от выс...хшей травы нагорье т...нул...сь за окном (3) вагона (4). Нагорье накрывал (густо)синий казалось отв...рдевший как монолит купол неба без единого облач...ка. И вдруг на горизонт... справ... по ходу поезда (не)ясно проступила гряда облаков странного (ни)когда (не)вида...ого мною к...нического оч...ртания. Их было два этих слившихся св...ими основаниями конуса сотв...рё...ых на син...м фоне неба из белых и (нежно)голубых облаков. Поезд пр...должал свой бег через (ж...лто)рыжую пустыню а их оч...ртания всё ост...вались прежними (не)подвлас...ными (не, ни) ветрам (не, ни) перемен... ракурса и вдруг как счас...ливое оз...рение меня пронзила мысль: "Да ведь это Арарат!" (С. Никитин)
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Определите стиль текста и тип речи.
3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
4. Выполните указанные виды разбора.
5. Найдите в тексте однокоренные слова
6. Определите лексическое значение слов: монолит, ракурс.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ВАРИАНТ .
Знаете ли вы эти дни апреля, когда в ...крытых от сол..ца уголках з...мли ещё л...жит снег, ещё пахнет им тревожно и шально воздух, а на пр...пёках уже зелене...т трава и, хилый, сморще...ый, вдруг сверкнет в глаза, как з...лотой самородок, первый одува...ик? В такие дни ...первые отворяют окна, см...тая с подоко...иков дохлых мух; в такие дни, блаже..о улыбаясь, часами с...дят у ворот на лавочках; в такие дни каж..ся, что счастье - это просто сол...це, просто воздух, просто жизнь сама по себе.
О, как мы ждали этих дней! У каждого городского (3) человека случаю... минуты, когда его нач...нают ра...дражать автобусы, афиши, пр...куре...ые коридоры учреждений, и ему хоть не надолго хоче... сменить небо над головой... (4) Кто волновался, вдохнув буйный запах черемухи, видел, как ра...крывается на ра...вете точеный цветок лилии в тихой заводи реки, грустил (2), провожая взглядом осе...ий караван журавлей, тот и в себе открывал что...то прекрасное. (С. Никитин)
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Определите тему, выделите основную мысль.
3. К какому типу речи относится текст?
4. К выделенным словам подберите синонимы.
5. Выполните разборы, расставьте знаки препинания.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ВАРИАНТ .
С нежным как бы чуть бурлящ...м (2) им...нем этой реки связано у меня одно из самых высоких насл...ждений пр...красным какое мне когда(либо) доводилось и...пытывать.
(Не)далеко от её слияния с Клязьмой возле села Боголюбово стоит древний храм Покрова - ч...до ру(с, сс)кого архитектурного мастерства. Мне всегда кажет...ся что создан он (без)помощи рук одним лишь вжохновением равным чародейской силе сказоч...ных волшебников. Естьв нём что(то) (не)постиж...мое действующее не на глаз а на душу начинающ... как(то) торжестве(н, нн)о возвыше(н, нн)о и грус...но томит...ся при виде этой белокаме(н, нн)ой поэмы древних времён.
Увид...вший этот храм хоть раз уже не может сказать что в жизни его не было счас...ливых минут.
Много раз потом (в)течение (3) долгой жизни во(с, сс)тавал в моём воображени... и памяти чудес...ный храм и всегда это видение сопровождалось высоким отрешё(н, нн)ым от всего житейского и блаженным чу(?)ством. (4) (по С. Никитину)
1. Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль?
2. Определите стиль текста.
3. Подберите синоним к слову "счас(?)ливые" минуты.
4. Расставьте знаки препинания. Сделайте разные виды разборов.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ВАРИАНТ .
Я почитаю Рублева как великого живописца. Считаю его иконы в особенности "Троицу", непревзойденными в позднейшие времена. Но что касается фресок то я больше люблю Дионисия. Кто-то назвал его Моцартом русской живописи. И точно - Моцарт!
Нужно ехать на Белое озеро чтобы видеть Дионисия во всём его могуществе и блеске. Вас окружает такая ясная такая радостная такая мажорная красота что на душе вдруг делается необыкновенно радостно и празднично. Особенно поражает сочетание неизъяснимой лёгкости с торжественностью и своеобразным пафосом. (В. Солоухин)
I. Восприятие текста
1. Выразительно прочитайте текст.
2. К какому стилю он относится? Назовите признаки.
3. Определите стиль речи.
II. Анализ языковых единиц
1. Начертите схему предпоследнего предложения.
2. Произведите его синтаксический разбор.
3. Выпишите из текста два именных и два глагольных словосочетания. Разберите по одному из них.
4. Расскажите о видах синтаксической связи слов в словосочетаниях.
5. В чём особенность произношения и написания слов позднейшие, празднично?
6. Как вы понимаете значение слова мажорная?
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ВАРИАНТ .
Весна вершила в мире свой праз...ник. как это бывает в марте густота н...бес(?)ной син... настолько пр...глушала (2) блеск солнца что на него можно было см...треть (не)сколько секунд и эти (не)сколько секунд оно вид...лось идеально круглым т...ж...лым золотым слитком лишё(н, нн)ым лохматого лучевого сияния За(то) снега в полях (не)ст...рпимо для глаза сверкали излома(н, нн)ым на все цвета солнечного спектра светом и в сн...говую даль можно было взглянуть только через (1) сетч...тую шторку ресниц. А воздух! (4) Это был какой(то) острый беше(н, нн)ый напиток заст...влявший подрагивать (2) ноздри льющийся в груди свободно без усилия и (на)чисто р...створяющийся в кров.... (С. Никитин)
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите стиль текста и тип речи.
4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
5. Выполните указанные виды разбора.
6. Объясните, пользуясь словарём, значение слова спектр.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ВАРИАНТ .
Есть в летн... полдне средн... русск... полосы с его (не)ровными ветерками (2) со стрекотом кузнечиков в траве с калёным зноем с во...двигнутыми из голубого и золотистого (3) света кучевыми облаками по г...ризонту что(то) отреша...щее от повседневных забот и мирской суеты.
Я л...жал с теневой ст...р...ны у стога сена. Их было много на дли(н, нн)ом у...ком лугу зажатом между двумя дубовыми гривами а дальше по др...жанию воздуха угадывалась Клязьма и (мглисто)синей гр...дой ч...ть ниже облаков высился её правый бере... . По гребню его и в ш...роких ра...падинах пестрели ра...ноцветные крыш... изб (жёлто)белёсо сверкали на со...нце ржаные поля и тёмными кущами застыли в бе(з, с)ветрии деревенские вязы тополя и липы.
В пойме давно уже отшумевшей покосом было пусты(н, нн)ое бе...людье. (4) Те кто натоптал и наездил в лугах эти едва уже заметные тропинки и колеи зар...стающие мя...кой травой занялись на том берегу делами другой страды. (по С. Никитину)
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Определите стиль текста.
3. Определите тип речи текста.
4. Какова стилистическая окраска слова воздвигнутый?
5. Объясните значение слова куща.
6. Сделайте необходимые виды разбора.
7. Расставьте недостающие знаки препинания.
Источник — «http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%8B_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0»