kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тексты для анализа на уроках русского языка в 5-6 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тексты предназначены для  развития речи обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Тексты для анализа на уроках русского языка в 5-6 классах»

Тексты для анализа на уроках развития речи в

5 -6 классах








































1) Раз вечером разыгралась непогода: молния так и сверкала, гром гремел, а дождь лил как из ведра; ужас что такое!

Вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошел отворять.

У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая принцесса!

«Ну, уж это мы узнаем!» - подумала старая королева, но не сказала ни слова и пошла в спальню. Там она сняла с постели все тюфяки и подушки и положила на доски горошину. Поверх горошины постлала двадцать тюфяков, а еще сверху двадцать пуховиков.

На эту постель и уложили принцессу на ночь.

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

  • К какому стилю и типу речи относится текст?

  • Докажите, что это текст. Посчитайте, сколько абзацев в тексте.

  • Посмотрите внимательно на текст и зачитайте восклицательные предложения. На что вы обратили внимание?

  • Найдите в тексте предложение с прямой речью. Постройте схему этого предложения.

Составьте предложение самостоятельно, чтобы оно соответствовало этой схеме.

  • Найдите в тексте фразеологический оборот, объясните его значение. Составьте предложение с ним.

  • Словарная работа.

  • Найдите слово, значение которого вам неясно. К какой группе слов оно относится? Объясните лексическое значение. Какой словарь Вам в этом поможет?

  • Подберите и запишите в тетрадях синонимы к словам: разыгралась, отворять, уверяла.

  • Найдите и выпишите слова, употребленные в переносном значении.

  • Найдите антонимы в тексте. Подберите антонимы к словам: отворять, бежала, настоящая, уложили.

  • Внимательно спишите текст, обращая внимание на подчеркнутые слова.

  • Объясните орфограммы в выделенных словах










2) Надо тебе сказать, что как только король и придворные переезжают в город, все цветы сейчас же убегают из сада прямо во дворец, и там у них начинается веселье! Вот бы тебе посмотреть! Две самые красивые розы садятся на трон - это король с королевой. Красные петушьи гребешки становятся по обеим сторонам и кланяются- это камер-юнкеры. Потом приходят все остальные прекрасные цветы, и начинается бал. Гиацинты и крокусы изображают маленьких морских кадетов и танцуют с барышнями - голубыми фиалками, а тюльпаны и большие желтые лилии - это пожилые дамы, они наблюдают за танцами и вообще за порядком.

Г.Х.Андерсен « Цветы маленькой Иды»



  • Выразительно прочитайте текст.

  • Озаглавьте текст.

  • К какому стилю и типу речи относится текст? Докажите.

  • Докажите, что это текст.

Творческие задания.

  • Нарисуйте словесную картину к тексту. Какие краски преобладают на Вашей картине?

  • Давайте поиграем в ассоциации. (По цепочке).

Бал – радость – веселье – маска – сказка – и т.д.

Цветы –

Дворец –

  • Составьте сенкан: бал.

  • По аналогии с этим текстом сочините сказку «Мои игрушки одни дома». (Представьте себе, что все ушли из дома. Игрушки ожили и …)




















3) Целое лето прожила Дюймовочка одна-одинешенька в лесу. Она сплела себе колыбельку и подвесила ее под большой лопушиный лист - там дождик не мог достать ее. Ела крошка сладкую цветочную пыльцу, а пила росу, которую каждое утро находила на листочках. Так прошли лето и осень; но вот дело пошло к зиме, длинной холодной зиме. Все певуньи птички разлетелись, кусты и цветы увяли, большой лопушиный лист, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, весь засох и свернулся в трубочку. Сама крошка мерзла от холода: платьице ее все разорвалось, а она была такая маленькая, нежная долго ли тут замерзнуть! Пошел снег, и каждая снежинка была для нее то же, что для нас целая лопата снега; мы ведь большие, а она была всего-то с дюйм! Она завернулась было в сухой лист, но он совсем не грел, и бедняжка сама дрожала как лист.
Возле леса, куда она попала, лежало большое поле; хлеб давно был убран, одни голые, сухие стебельки торчали из мерзлой земли; для Дюймовочки это был целый лес. Ух! Как она дрожала от холода! И вот пришла бедняжка к дверям полевой мыши; дверью была маленькая дырочка, прикрытая сухими стебельками и былинками. Полевая мышь жила в тепле и довольстве: все помещение было битком набито хлебными зернами, кухня и кладовая у нее были на загляденье! Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и попросила подать ей кусочек ячменного зерна - она два дня ничего не ела! Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»



  • Выразительно прочитайте текст.

  • К какому стилю и типу речи относится текст?

  • Докажите, что это текст.

  • Обратитесь к толковому словарю и узнайте значение слова дюйм.

  • Найдите и выпишите слова в переносном значении.

  • Подберите однокоренные слова к слову хлеб. Найдите и выпишите однокоренные слова.

  • Подберите проверочные слова к словам: в лесу, сплела, цветочную, росу, осень, певуньи, снежинка, бедняжка, дрожала, в тепле.

  • Выпишите слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

  • Объясните правописание слова мышь, приведите собственные примеры.

  • Составьте простой план к тексту, состоящий из 3-4 пунктов.

  • Спишите последний абзац. Охарактеризуйте предложения с точки зрения

интонации, цели высказывания.








4) Дворец был из светло-желтого блестящего камня, с большими мраморными лестницами; одна из них спускалась прямо в море. Великолепные вызолоченные купола высились над крышей, а в нишах, между колоннами, окружавшими все здание, стояли мраморные статуи, совсем как живые. В высокие зеркальные окна виднелись роскошные покои; всюду висели дорогие шелковые занавеси, были разостланы ковры, а стены украшены большими картинами. Загляденье, да и только! Посреди самой большой залы журчал большой фонтан; струи воды били высоко-высоко под самый стеклянный куполообразный потолок, через который на воду и на чудные растения, росшие в широком бассейне, лились лучи солнца.

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

  • Выразительно прочитайте текст.

  • К какому стилю и типу речи относится текст?

  • Докажите, что это текст.

  • Выпишите из текста словосочетания «сущ. + прил.».

  • Выпишите слова с орфограммами и объясните их правописание.

  • Подберите из текста синонимы к слову великолепные.

  • Просклоняйте словосочетания: зеркальные окна, большой фонтан.

  • Разберите по составу слова: вызолоченные, зеркальные, стеклянный, куполообразный.

  • Запишите последнее предложение. Подчеркните грамматическую основу.

  • Прочитайте следующий текст. Чем он отличается от предыдущего?

Запишите текст, заполнив лакуны словами для справок.

Дворец был из … камня, с … лестницами; одна из них спускалась прямо в море. … купола высились над крышей, а в нишах, между колоннами, окружавшими все здание, стояли … статуи, совсем как живые. В … … окна виднелись … покои; всюду висели … занавеси, были разостланы ковры, а стены украшены … картинами. Загляденье, да и только! Посреди самой большой залы журчал … фонтан; струи воды били высоко-высоко под самый … … потолок, через который на воду и на … растения, росшие в … бассейне, лились лучи солнца.

Слова для справок: самой большой , мраморные, светло-желтого блестящего, высокие зеркальные, большими мраморными, великолепные вызолоченные, роскошные, дорогие шелковые, большими, стеклянный куполообразный, чудные.





  5) Во всем мире не нашлось бы дворца лучше, чем у китайского императора. Он весь был из драгоценного фарфора, такого тонкого и хрупкого, что и дотронуться страшно. В саду росли диковинные цветы, и к самым лучшим из них были привязаны серебряные колокольчики. Они звенели, чтобы никто не прошел мимо, не заметив цветов. Вот как хитро было придумано! 
     Сад тянулся далеко-далеко, так далеко, что и сам садовник не знал, где он кончается. За садом был чудесный лес с высокими деревьями и глубокими озерами, и доходил он до самого синего моря. Большие корабли могли заплывать прямо под ветви, и здесь, у самого берега моря, жил соловей. Пел он так дивно, что его заслушивался даже бедный рыбак, у которого и без того дел хватало. 
     Со всех концов света приезжали в столицу императора путешественники; все они дивились дворцу и саду, но, услышав соловья, говорили: "Вот это лучше всего!" Вернувшись домой, они рассказывали об увиденном. Ученые описывали в книгах столицу, дворец и сад императора и никогда не забывали о соловье - его хвалили особенно; поэты слагали чудесные стихи о соловье, живущем в лесу у синего моря. 

Г.Х.Андерсен «Соловей»

1) Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

2) Озаглавьте текст.

3) Каким типом речи является данный текст? Докажите.

4) Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы).

5) Выпишите предложение с прямой речью. Расскажите о знаках препинания

в предложениях с прямой речью. Постройте схему.

6) Объясните правописание слов драгоценного, диковинные,

серебряные; деревьями, озерами, дворцу, домой; чудесные;

рассказывали, приезжали. Приведите свои примеры.

7) Выпишите имена существительные из 1 абзаца, определите падеж.

8) Составьте план текста письменно, подготовьтесь к его устному пересказу

6) Текст для наблюдения при изучении темы «Диалог».

И вот все отправились в лес, в котором жил соловей. Шли они, шли, как вдруг замычала корова. 
     - О! - сказал камер-юнкер. - Вот он! Какая, однако, сила у такого маленького создания! Мне определенно уже доводилось слышать его! 
     - Нет, это корова мычит! - отвечала маленькая кухарка. - А нам еще далеко идти! 
     Вот в пруду заквакали лягушки. 
     - Восхитительно! Восхитительно! - сказал придворный священник. - Теперь я его слышу! Точь-в-точь как малые колокола! 
     - Нет, это лягушки! - отвечала маленькая кухарка. - Но теперь, пожалуй, скоро услышим и его! 
     И вот запел соловей. 
     - Вот он! - сказала девочка. - Слушайте! Слушайте! А вон и он сам! 
     И она указала на серенькую птичку среди ветвей. 
     - Возможно ли! - сказал министр. - Никак не воображал его себе таким! Уж больно простоват на вид! Верно, он стушевался при виде стольких знатных особ. 
     - Соловушка! - громко крикнула девочка. - Наш милостивый император хочет, чтобы ты ему спел! 
     - С величайшим удовольствием! - отвечал соловей и запел так, что любо-дорого было слушать. 
     - Совсем как стеклянные колокольчики! - сказал министр. - Смотрите, как он старается горлышком! Просто удивительно, что мы не слышали его раньше! Он будет иметь огромный успех при дворе! 
     - Спеть ли мне еще для императора? - спросил соловей. Он думал, что император был тут. 
     - Мой несравненный соловушка! - сказал министр. - Имею приятную честь пригласить вас на имеющий быть сегодня придворный праздник. Не сомневаюсь, что вы очаруете его императорское величество своим восхитительным пением! 
     - Меня лучше всего слушать в лесу! - сказал соловей, но все же охотно подчинился воле императора и последовал за придворными. 

Г.Х.Андерсен «Соловей»

1. Выразительно прочитайте текст.

2. В какой форме записан текст?

3. Из чего состоит диалог.

4. Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.

5. Перескажите текст от имени кухарки





7). Текст для наблюдения при изучении темы «Диалог». Гусь и журавль (рассказ)

Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою:

— Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!

Подслушал гуся журавль и говорит ему:

Глупая ты птица, гусь! Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо.

Ушинский.

  1. Выразительно прочитайте текст.

  2. Определите тему текста.

  3. Зачитайте предложение, в котором сформулирована главная мысль.

  4. Подумайте, в каких жизненных ситуациях было бы уместно употребить данное предложение.

  5. В какой форме записан текст?

  6. Сколько участников в этом диалоге?

  7. Найдите в тексте антонимы. Подберите антонимы к выделенным словам.

  8. Выпишите слова с безударной гласной в корне слова, подберите проверочные слова.

  9. Спишите текст.

  10. Сочините самостоятельно рассказ в форме диалога «Павлин и воробей».















10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Тексты для анализа на уроках русского языка в 5-6 классах

Автор: Лукьянова Наталия Ильинична

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354303

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-russkogho-iazyka-v-11-m-klassie-ot-analiza-tieksta-k-sochinieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "143830"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418583546"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме Сложное предложение. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589488"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "технологическая карта урока русского языка 4 класс "
    ["seo_title"] => string(58) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131285"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416134323"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства