kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика комплексного анализа текста на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методика  (филологического) комплексного анализа текста.

 

Анализ текста – трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы анализа текста нет и быть не может, потому что каждое произведение искусства – уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий прием положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности.

Привить школьникам литературный вкус, любовь к  тексту– одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками.

Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение "надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью".

Не секрет, что современным школьникам скучно анализировать тексты, многие составные части анализа для них остаются непонятными. Я считаю, самым ценным в работе с текстом будет личностное восприятие и умение ответить на вопрос: что мне помогло понять лирическое произведение, поэтому целесообразно чаще задавать вопрос: зачем? почему? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства? Зачем такая композиция? Зачем такая система стихосложения? Ответы на подобные вопросы помогут ученикам понять, какой глубинный смысл таится за каждым элементом текста, какая самая главная авторская мысль постепенно открывается читательскому пониманию.

Я для обучения анализу как лирического, так и прозаического произведения использую логические схемы – планы. Подобные схемы можно предлагать ученикам готовые, сделанные учителем, можно составлять вместе с учащимися в процессе разбора произведения, можно просить детей составить подобные схемы самостоятельно.

Мне очень понравилась методика работы профессора БИРО Татьяны Николаевны Дорожкиной. Она нам прочитала лекцию о комплексном анализе текста на курсах повышения квалификации. И я, начиная с 2003 года, использую на уроках литературы ее методику филологического анализа текста.

Алгоритм анализа поэтического текста:

 

1.Ключевые образы ( их 2, они противоположные).

2.Лексическая цепочка ( характеристика образам).

3.Ассоциация ( представление).

4.Определение темы и идеи текста.

5.Авторская позиция.

6.Изобразительно - выразительные средства ( тропы, фигуры речи, языковые средства).

7.Определение  размера и рифмы.

8.Сюжет произведения.

9. Актуальность.

Анализ прозаического текста:

 

1.История создания произведения.

2.Жанр.

3.Сведения об авторе.

4.Палифонизм.

5.Хронотоп.

6.Сюжет произведения.

7. Язык произведения.

8.Тема и идея текста.

9.Актуальность.

 

Задача учителя русского языка и литературы – воспитать грамотного читателя, уметь понимать, видеть все детали, должны уметь читать, « входить в литературу».  «Культура – это не чтение количество книг, это восприятие прочитанного, количество понятого». Существует три уровня чтения: 1) словесно- речевой уровень; 2)структурно – композиционный; 3) идейно- тематический, содержание. И все эти три уровня выявляют образ автора.

Для более глубокой оценки произведения ученик на уроках должен неоднократно тренироваться, выполняя задания, направленные на формирования навыков анализа текста. Как учителю построить свою работу на уроке, чтобы ученики воспринимали текст  не только на уровне пересказа, но и попытались более осмысленно интерпретировать прочитанное. Универсального "ключа" к любому  тексту нет, и каждый текст может требовать разных приемов анализа. Задача учителя в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой "ключ". Учить анализировать текст – работа кропотливая. Эта работа требует взаимного общения. Общаются поэт, писатель – учитель, поэт, писатель  – ученик, учитель – ученик. Конечно же, учитель играет немаловажную роль в диалоге ученика и автора текста.

   Таким образом, комплексный анализ текста помогает обучающимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Не только при выполнений тестовых заданий, но и при написаний сочинений.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика»

Методика (филологического) комплексного анализа текста.


Анализ текста – трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы анализа текста нет и быть не может, потому что каждое произведение искусства – уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий прием положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности.

Привить школьникам литературный вкус, любовь к тексту– одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками.

Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение "надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью".

Не секрет, что современным школьникам скучно анализировать тексты, многие составные части анализа для них остаются непонятными. Я считаю, самым ценным в работе с текстом будет личностное восприятие и умение ответить на вопрос: что мне помогло понять лирическое произведение, поэтому целесообразно чаще задавать вопрос: зачем? почему? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства? Зачем такая композиция? Зачем такая система стихосложения? Ответы на подобные вопросы помогут ученикам понять, какой глубинный смысл таится за каждым элементом текста, какая самая главная авторская мысль постепенно открывается читательскому пониманию.

Я для обучения анализу как лирического, так и прозаического произведения использую логические схемы – планы. Подобные схемы можно предлагать ученикам готовые, сделанные учителем, можно составлять вместе с учащимися в процессе разбора произведения, можно просить детей составить подобные схемы самостоятельно.

Мне очень понравилась методика работы профессора БИРО Татьяны Николаевны Дорожкиной. Она нам прочитала лекцию о комплексном анализе текста на курсах повышения квалификации. И я, начиная с 2003 года, использую на уроках литературы ее методику филологического анализа текста.

Алгоритм анализа поэтического текста:


1.Ключевые образы ( их 2, они противоположные).

2.Лексическая цепочка ( характеристика образам).

3.Ассоциация ( представление).

4.Определение темы и идеи текста.

5.Авторская позиция.

6.Изобразительно - выразительные средства ( тропы, фигуры речи, языковые средства).

7.Определение размера и рифмы.

8.Сюжет произведения.

9. Актуальность.

Анализ прозаического текста:


1.История создания произведения.

2.Жанр.

3.Сведения об авторе.

4.Палифонизм.

5.Хронотоп.

6.Сюжет произведения.

7. Язык произведения.

8.Тема и идея текста.

9.Актуальность.


Задача учителя русского языка и литературы – воспитать грамотного читателя, уметь понимать, видеть все детали, должны уметь читать, « входить в литературу». «Культура – это не чтение количество книг, это восприятие прочитанного, количество понятого». Существует три уровня чтения: 1) словесно- речевой уровень; 2)структурно – композиционный; 3) идейно- тематический, содержание. И все эти три уровня выявляют образ автора.

Для более глубокой оценки произведения ученик на уроках должен неоднократно тренироваться, выполняя задания, направленные на формирования навыков анализа текста. Как учителю построить свою работу на уроке, чтобы ученики воспринимали текст не только на уровне пересказа, но и попытались более осмысленно интерпретировать прочитанное. Универсального "ключа" к любому тексту нет, и каждый текст может требовать разных приемов анализа. Задача учителя в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой "ключ". Учить анализировать текст – работа кропотливая. Эта работа требует взаимного общения. Общаются поэт, писатель – учитель, поэт, писатель – ученик, учитель – ученик. Конечно же, учитель играет немаловажную роль в диалоге ученика и автора текста.

Таким образом, комплексный анализ текста помогает обучающимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Не только при выполнений тестовых заданий, но и при написаний сочинений.



Просмотр содержимого презентации
«Комплекный анализ текста как способ коммуникации на уроках - копия»

Инновационные технологии

Инновационные технологии

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

Задачи:

Задачи:

  • Привить школьникам литературный вкус, любовь к тексту.
  • Воспитать грамотного читателя, уметь понимать, видеть все детали, должны уметь читать, « входить в литературу».
  • Учить анализировать текст.
Алгоритм анализа поэтического текста: Алгоритм анализа поэтического текста: 1.Ключевые образы ( их 2, они противоположные). 2.Лексическая цепочка ( характеристика образам). 3.Ассоциация ( представление). 4.Определение темы и идеи текста. 5.Авторская позиция. 6.Изобразительно- выразительные средства ( тропы, фигуры речи, языковые средства). 7.Определение размера и рифмы. 8.Сюжет произведения. 9. Актуальность.
  • Алгоритм анализа поэтического текста:
  • Алгоритм анализа поэтического текста:
  • 1.Ключевые образы ( их 2, они противоположные).
  • 2.Лексическая цепочка ( характеристика образам).
  • 3.Ассоциация ( представление).
  • 4.Определение темы и идеи текста.
  • 5.Авторская позиция.
  • 6.Изобразительно- выразительные средства ( тропы, фигуры речи, языковые средства).
  • 7.Определение размера и рифмы.
  • 8.Сюжет произведения.
  • 9. Актуальность.
Анализ прозаического текста: 1.История создания произведения. 2.Жанр. 3.Сведения об авторе. 4.Палифонизм. 5.Хронотоп. 6.Сюжет произведения. 7. Язык произведения. 8.Тема и идея текста. 9.Актуальность.
  • Анализ прозаического текста:
  • 1.История создания произведения.
  • 2.Жанр.
  • 3.Сведения об авторе.
  • 4.Палифонизм.
  • 5.Хронотоп.
  • 6.Сюжет произведения.
  • 7. Язык произведения.
  • 8.Тема и идея текста.
  • 9.Актуальность.
Существует три уровня чтения: 1) словесно- речевой уровень; 2)структурно – композиционный; 3) идейно- тематический, содержание.
  • Существует три уровня чтения: 1) словесно- речевой уровень; 2)структурно – композиционный;
  • 3) идейно- тематический, содержание.
поэт, писатель – учитель; поэт, писатель – ученик; учитель – ученик.
  • поэт, писатель – учитель;
  • поэт, писатель – ученик;
  • учитель – ученик.
Приемы работы:

Приемы работы:

  • ассоциативный ряд;
  • опорный конспект;
  • ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
  • мозговая атака;
групповая дискуссия;  чтение с остановками и вопросы  кластеры;  синквейн;  «Продвинутая лекция» ;
  • групповая дискуссия;
  • чтение с остановками и вопросы
  • кластеры;
  • синквейн;
  • «Продвинутая лекция» ;
эссе;  ключевые термины;  перепутанные логические цепочки;  дидактическая игра;
  • эссе;
  • ключевые термины;
  • перепутанные логические цепочки;
  • дидактическая игра;
лингвистические карты;  лингвистическая аллюзия (намек) ;  исследование текста;  работа с тестами;  нетрадиционные формы домашнего задания.
  • лингвистические карты;
  • лингвистическая аллюзия (намек) ;
  • исследование текста;
  • работа с тестами;
  • нетрадиционные формы домашнего задания.
Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методика комплексного анализа текста на уроках литературы

Автор: Шайхутдинова Алия Фанавиевна

Дата: 03.01.2015

Номер свидетельства: 149696

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Лингвистическое толкование текста как средство развития навыков анализа художественного произведения на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(139) "linghvistichieskoie-tolkovaniie-tieksta-kak-sriedstvo-razvitiia-navykov-analiza-khudozhiestviennogho-proizviedieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "146877"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419268560"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "методическая разработка по теме "Комплексный анализ художественного текста при обучении русскому языку" "
    ["seo_title"] => string(117) "mietodichieskaia-razrabotka-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-khudozhiestviennogho-tieksta-pri-obuchienii-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "235137"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443614984"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Межпредметные связи на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "136041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417020009"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства