Технология деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы
Технология деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы
В статье представлен опыт практических результатов применения технологии деятельностного метода на уроках русского языка и литературы.Эффективность применения технологии системно-деятельностного метода, на мой взгляд, заключается в том, что обучение, построенное на основе включения учащихся в активную деятельность, учёте жизненного опыта, уровня развития, потребностей учеников, в соответствии со свободным выбором способов и путей решения познавательных задач, повышает интерес к изучаемому предмету, создает условия для развития УУД, социализации школьников и совершенствования их творческой подготовки. Усвоение учебной программы становится более успешным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы »
Глушкова Татьяна Игоревна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа
Технология деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, понимать и анализировать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
С этой задачей, на мой взгляд, успешно справляется технология деятельностного метода, разработанная Л.Г. Петерсон, формирующая личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, критичностью, креативностью, рефлексивностью. Главное в этой технологии, что не ученик приспосабливается к системе обучения - обучение строится таким образом, что учитывает запросы, присущие ученику: стремление к свободе, обретению независимости; построение собственной системы познания; потребность в самоутверждении.
Любому учителю известно, что ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленной учителем, то он учится по принуждению. Знания успешно усваиваются, если ученик к ним не равнодушен, если они представляют для него личностно значимый смысл. Значит, задача учителя - создать такие условия на уроке, когда ребёнку будет интересно учиться.
Решая данную задачу, я на уроках стараюсь включить ученика в активную учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации; организую совместную работу обучающихся и диалогическое общение в процессе получения знаний (между учителем и учениками, между учащимися).
Иначе говоря, создаю «деятельностную нишу» для ребёнка, организую ситуации успеха, при которых ученику хотелось бы учиться.
Основной формой учебных занятий становятся уроки-исследования, уроки-поиски, уроки-мастерские, на которых разворачивается процесс познания. На таких уроках ученики не получают готовых знаний, а добывают их самостоятельно. Например, даю ученику возможность побывать в роли автора. Стать автором не только сочинений, творческих работ, но и отдельных предложений, высказываний. При этом ученик сам может выбрать жанр и форму собственного текста. Использование репродукций картин, справочных таблиц, раздаточного материала, придумывание предложений по предложенной схеме расширяют словарный запас учащихся, формируют у школьников навыки самостоятельной работы, активизируют их индивидуальную или групповую деятельность на уроке. Цель таких уроков заключается в том, чтобы создать ситуацию, находясь в которой ученик сам бы ответил на возникающие у него вопросы. Его ответы могут быть не похожи на ответы одноклассников и учителя. Важно, чтобы он ощущал удовлетворение от самостоятельно найденного решения.
Многократно замечала, что ребенок, успешно выполнивший пусть даже маленькую, но творческую задачу и отмеченный учителем, начинает верить в себя. У него открывается «второе дыхание», появляется горячее желание вновь и вновь добиваться успеха. Знание, которым он овладел, будит его творческие силы, которые, в свою очередь, способствуют развитию его интеллектуальных возможностей. Так у ребенка повышается самооценка, он начинает осознавать себя значимой личностью, начинается процесс саморазвития.
Большое внимание уделяю мотивирующему началу, созданию проблемной ситуации, в которой большую роль играют творческие стимулы при выполнении таких, например, заданий, которые связаны с уточнением этимологии слова, замыслом рисунка, с воспоминаниями о волнующих детей событиях, с демонстрацией фотографий, картин. Для этой же цели на уроках использую игровые моменты.
Обучающие и ролевые игры помогают перейти от теории к практике, снимают перегрузки, стимулируют индивидуально-коллективный поиск оптимального количества решений. Игр можно придумать множество. В форму игры можно облечь любое задание, вплоть до «кто быстрее и правильнее сделает упражнение № …». Так при изучении различных разделов курса русского языка использую игры: «Проверки», «Слова по схеме», «Чепуха», «Предложения по знакам препинания», «Что общего?», «Классификация». На мой взгляд, учебные игры в умеренных количествах, особенно при изучении сложного, требующего запоминания материала, незаменимы.
Обучать - значит постоянно выдумывать приемы, затрагивающие личность ученика, учитывать его опыт, поощрять его самостоятельный поиск. Поэтому даже во время объяснения нового материала не даю готовую информацию, а помогаю её осваивать. Стараюсь так организовать обучение, чтобы ученик сам выбрал путь и способ познания, в соответствии со своим уровнем подготовленности и уровнем мышления. Все дети разные: одному быстро запомнить правило поможет алгоритм действий, другому - ассоциативные рисунки, кластеры, таблицы, опорные конспекты. Следует отметить, что кластеры, опорные конспекты, таблицы не даются детям в готовом виде, а составляются в ходе изучения нового материала, «вырастая» на доске и в индивидуальных тетрадях-справочниках. Так обучение приобретает личностный смысл. Считаю, что создание учебных ситуаций, побуждающих ребенка мобилизовать все свои интеллектуальные ресурсы, является одной из важнейших предпосылок развития его умения действовать самостоятельно, путем преодоления затруднений с помощью волевых усилий и собственной работы мысли.
Помня о том, что знания формируются в деятельности, на уроках стараюсь создавать условия, когда изучаемый объект, первоначально нейтральный для учащихся, неожиданно начинает переживаться как субъективно значимый. Например, работу со словами, правописание которых не регулируется правилами, организую с помощью особых приемов: тематическое распределение слов в лексические группы; составление с данными словами словосочетаний и предложений; образование гнезда однокоренных слов; включение трудных слов в творческие работы; орфографическое проговаривание и запись слов в индивидуальные словари-справочники; работа с орфографическими, этимологическими и толковыми словарями; словарные диктанты; запись слов по памяти.
Все слова, данные в рамках, я условно делю на группы. В 5 классе выделяю следующие тематические группы: спорт, армия, дом и комната, дорога и движение, школа, мера длины и веса, прилагательные, одежда, магазин, профессия, искусство, сад и огород, общественно-политическая лексика, космос. В 6 классе: общественно-политическая лексика, прилагательные, школа, литература и искусство, дом и комната, город, наука, строительство, улица и движение, спорт, нравственные качества. В 7 классе появляются новые темы: обед, связь и почта, больница, глаголы, наречия. В 8 классе: литература, театр и искусство, армия и флот, общественно-политическая лексика, строительство, наука, школа, улица и движение, спорт, нравственные качества. В 9 классе: наука, общественно-политическая лексика, строительство и производство, искусство, нравственные качества человека. В словарь ввожу слова, которые учащиеся слышат по телевидению. Такая работа облегчает запоминание слов, потому что опирается на жизненный и личностный опыт школьника.
На уроках литературы формировать УУД помогают проблемные вопросы, «Реклама книги», «Паспорт читателя», ролевые беседы, диспуты, исследовательские задания, учебные проекты, портфолио. Здесь главное - заинтересовать, вызвать «души неопытной волненье», и далее вести учеников от нравственных взглядов к нравственным убеждениям и поступкам, то есть учить их жить в социуме.
Урок литературы – это урок – общение, в ходе которого возможно и исследование героя, и подлинное воспитание души человека. Открывая героя, ученики открывают и себя, и друг друга. Считаю необходимым «включать» в урок жизненный опыт учеников. Что это дает? Ребятам становится интересно, многим хочется высказаться. Конечно, не каждый высказывает свою точку зрения, но на таком уроке и молчание созидательно. Ученики размышляют, приходят к выводам, делают открытия. Общение – это диалог автора, учителя и ученика, который возможен даже тогда, когда школьник–читатель не проявляет себя. Главное - его чувственная и интеллектуальная реакция на произведение.
Важно помнить, что общение невозможно, если урок не даёт ответов на возрастное, близкое, насущное. В основе общения - всегда откровение, поэтому на своих уроках я не боюсь быть откровенной, говорю о своих пристрастиях, о любви к автору, произведению. Нахожу в художественных текстах деталь, слово, фразу, которая помогла бы мне начать урок, замотивировать ребят. Обращаясь к художественной детали, создаю проблемные ситуации, которые заставляют ученика не только вспомнить текст, но и, опираясь на личный опыт, напряженно думать, как может поступить в такой ситуации человек. Главное – сделать так, чтобы ребенок взял в руки книгу, чтобы книга стала инструментом познания жизни. Тогда она увлечет за собой.
Эффективность применения технологии системно-деятельностного метода, на мой взгляд, заключается в том, что обучение, построенное на основе включения учащихся в активную деятельность, учёте жизненного опыта, уровня развития, потребностей учеников, в соответствии со свободным выбором способов и путей решения познавательных задач, повышает интерес к изучаемому предмету, создает условия для развития УУД, социализации школьников и совершенствования их творческой подготовки. Усвоение учебной программы становится более успешным.
Литература:
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика, М.: 2009 - №4. - С18-22.
Зинченко А.П. Игровая педагогика. Тольятти, 2000. -- 184 с.
Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
Петрова, М. А. Отличительные особенности компеттностного и системно-деятельностного подходов в образовании [Текст] / М. А. . Петрова// Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации : материалы науч.-практ. Интернет-конф. (Иркутск, 2-8 мая 2012 г.). - Иркутск : ИГЛУ, 2012. - С. 6- 12.
http://www.sch2000.ru/
Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. Просвещение, 2011.- (серия «Стандарты второго поколения»). Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. М., Просвещение, 2011.- (серия «Стандарты второго поколения»).
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М., Просвещение, 2011.- (серия «Стандарты второго поколения»).
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}