Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
Обоснование выбора
Систематичность использования (периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности)
Результат (методическая и практическая направленность использования)
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Технология универсальна. Может применяться на уроках русского языка и литературы. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему эта технология, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Эта технология едина для всех типов уроков деятельностной направленности в соответствии с ФГОС:
-уроки «открытия» нового знания;
-уроки отработки умений и рефлексии;
-уроки общеметодологической направленности;
-уроки развивающего контроля.
Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом. Соответственно она используется на таких этапах изучения темы, как первичное восприятие, обработка информации и обобщение.
На уроках любого типа эта технология всегда используется на этапе мотивации к деятельности и на этапе актуализации знаний. Также на 50% уроков эта технология используется на этапе включения в систему знаний и повторения.
На своих уроках я использую такие виды деятельности, как
- постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе;
- определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста;
- выбор ключевых слов;
- фиксации первичных впечатлений;
- постановка уточняющего вопроса;
- постановка к тексту обобщающих вопросов;
- анализ текста;
- обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста;
- выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов;
- творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
В результате использования
технологии формирования типа правильной читательской деятельности решаются следующие задачи:
- формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
- одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать с целью поиска необходимой для решения определённых задач на уроке и в жизни информации;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой;
- развитие творческих способностей детей;
- приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с различными понятиями.
Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Проблемно-диалогическая технология
Эта технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Проблемно-диалогическое обучение означает, что на уроке «открытия» новых знаний должны быть проработаны два звена: постановка
учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность.
Побуждающий диалог
помогает ученику
на этапе постановки проблемы.
На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию
темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию.
В результате использования технологии повышается познавательная активность: вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего до чего додумался лично.
Технология проблемнодиалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания.
Проблемнодиалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблем школьниками.
Проблемнодиалогические методы дают широкие возможности
варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной
При проблемнодиалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний.
Технология критического мышления
Название технологии объясняет её суть: мышление «работает» через чтение и письмо, через те базовые процессы, с помощью которых человек получает и передаёт информацию, следовательно, важно научить школьников эффективно читать и писать, т.е. развивать письменную («внутреннюю») и устную речь. Имеется
в виду обучение не первичному письму и чтению, а продуктивному
(вторичному) чтению,
в процессе которого информация подвергается анализу.
С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Под критическим мышлением подразумевается, по определению И.О.Загашева и С.И.Заир-Бека, «мышление рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии.
Урок по данной технологии
состоит из трех этапов (стадий):
- стадия вызова,
- смысловая стадия
- стадия рефлексии.
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме (повторение изученного, обучение с опорой на субъектный опыт), затем познакомиться
с новой информацией (этап исследования нового учебного материла), потом подумать, для
чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить (этап применения знаний). В целом данная структура урока соответствует традиционной структуре, но урок по данной технологии
отличается тем, что главным вопросом для учителя является вопрос, как будет организована мыслительная
деятельность учеников, насколько эффективна будет учебная работа. Отмечается, что предпочтение отдаётся самостоятельной деятельности обучающихся. Основными формами урока являются парно-групповые формы, что полностью соответствует системно-деятельностному
подходу к обучению в рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС).
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» направлена на достижение образовательных результатов:
1) умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
2) пользоваться различными способами интегрирования информации;
3) задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
4) решать проблемы;
5) вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
6) выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
7) аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
8) способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
9) брать на себя ответственность;
10) участвовать в совместном принятии решения;
11) выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
12) умение сотрудничать и работать в группе и др.