- Сегодня к нам на занятие пришли гости две сестренки, их имена мы узнаем, выделив первый звук из названия картинок. Картинки (тыква, огурец, машина, арбуз) Тома. (дерево, арбуз, шапка, автобус) Даша - Какие первые звуки в именах девочек ([т], [д]). - Сегодня мы будем учиться различать звуки [т] - [д]. II. Артикуляционная гимнастика Но прежде, сделаем гимнастику для язычка. “Язычок проснулся, потянулся. Лег на нижнюю губу и лежит, отдыхает. Одну, две, три, четыре, пять минут лежит. Направо посмотрел, налево посмотрел, направо – налево (5-6 раз). Побегал из стороны в сторону. Вверх посмотрел, вниз посмотрел, вверх – вниз (5–6 раз). Чашечку сделал, подержал чашечку, чаю в нее налил, попил чай с конфеткой. Почувствовали, какая конфетка вкусная? (Почмокали). На сладкое осы налетели – З-З-З. За ними жуки прилетели – Ж-Ж-Ж. Вдалеке пароход загудел – Л-Л-Л. В кустах кошка зашипела –Ш-Ш-Ш. Собака на нее зарычала – Р-Р-Р. Язычок сел на лошадку и поскакал. Быстро бежит лошадка, копытами цокает. Сломалась лошадка. Язычок взял молоточек и починил лошадку – Д-Д-Д. Слез с лошадки и решил сделать зарядку”. III. Речевая зарядка Сначала он сделал зарядку с Дашей. Да-та-да До-то-до Ду-ту-ду Зда-ста-зда Зде-сте-зде Зды-сты-зды. Сделал зарядку с Дашей, затем стал делать с Томой. Та-та-та у нас в доме чистота Ты-ты-ты сметану съели всю коты То-то-то стали мы играть в лото. IV. Сравнительная характеристика звуков Потренировался язычок теперь готов произносить любые звуки. Давайте произнесем звук [т]. Один из детей дает характеристику звука [т]. (Cогласный, глухой, бывает твердым и мягким) Характеристику звука [д] дает следующий ребёнок. - Чем отличаются артикуляция звуков? (При произнесении звука [т] голос не участвует, при произнесении звука [д] - участвует). Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и просит назвать, что изображено. – Как можно их назвать одним словом? – Какие птицы? – Где они живут? – Кто за ними ухаживает? Педагог рассказывает детям, что птицы, как и люди, живут семьями. Знакомство с птичьими семьями: – петух, курица, цыплята – куриная семья; – селезень, утка, утята – утиная семья; – гусак, гусыня, гусята – гусиная семья; – индюк, индюшка, индюшата – индюшиная семья. 3. Дидактические игры. И г р а «Кто как разговаривает?». Петух –.., курица –… цыпленок –, утки –, гуси –, индюки. И г р а «Один – много» (с мячом). Педагог бросает мяч ребенку и называет птицу в единственном числе, ребенок, бросая мяч обратно, называет эту же птицу во множественном числе. Например: селезень – селезни, петух – петухи и т. д. И г р а «У кого кто?» (ед. и мн. число). У курицы – цыпленок, цыплята и т. д. - А сейчас дадим занятие рукам, Прохлопаем домашних птиц по слогам! Каждый ребенок по своей карточке: пе-тух, ку-ри-ца и т. д. 3. - Где можно встретить всех домашних птиц? Игра с мячом: - Я говорю вам одну птицу, а вы говорите, что их в деревне много. утка - селезень - 4. Выставить картину «Птичий двор». - Здесь большое оживленье – Птицы в разном оперении Объясните, дети, всем Где родители, где дети? Кто отдельно, а кто вместе? Дети строят предложения, согласовывая все слова: У петуха с курицей – цыплята. У утки с селезнем – утята. У гусыни с гусем – гусята. У индюшки с индюком – индюшата. - Как назвать всех деток у домашних птиц? - Откуда они появляются? Физминутка (с показом движений и звукоподражанием) . Наши уточки с утра: кря-кря-кря Наши гуси у пруда: га-га-га Наши курочки в окно: ко-ко-ко А индюшка с индюком: бл-бл-бл А как Петя петушок рано-рано поутру Нам споет: ку-ка-ре-ку! - Что делают утки? - Что делают гуси? - Что делают куры? - Что делают индюки - Что делает петух? |