Ұйымдастырылған оқу іс- әрекетінің технологиялық картасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Топ (группа): КПП
Білім беру бөлімі (образовательная область): ПОЗНАНИЕ
Бөлім (раздел): Естествознание
Раздел № 1 Живая природа
Подраздел 1.3. «Животный мир »
Тақырыбы (тема): Почему птицы улетают ?
Мақсат (цель): 0.1.3.3. Называть зимующих и перелетных птиц.
Міндеттер (задачи):
Обучение умению различать и называть перелетных и зимующих птиц; закрепление представления о пользе птиц.
Развитие элементарных естественно - научных представлений; аналитических способностей при сравнении предметов; развитие речевых и творческих навыков.
Воспитание эмоционального доброжелательного отношения к природе, этических и эстетических чувств.
Жұмысқа дайындық \ Предварительная работа: Участие в элементарных опытах, чтение энциклопедий, рассматривание фотографий, иллюстраций, экскурсия за пределы школы, отгадывание загадок, беседа. Подготовка предварительных сообщений детьми (Глеб, Амир, Паша)
Құрал-жабдықтар\Оборудование: схематический символ цветка лотоса, расположенный на ковре; карточки с изображениями различных птиц, карточки с заданиями, цветные карандаши. Видеоролик (Отлет птиц в теплые края ). Пластилин, веточки перья (для творчества).
Сөздік қоры (словарная работа): насекомоядные, зимующие, перелётные, повадки птиц.
Полиязычие: құстар–птицы - birds
Іс -әрекет кезеңдері
Этапы
деятельности
Педагогтың басқару іс-әрекеті
Управленческие действия педагога
Балалардың іс-әрекеті
Деятельность детей
l этап
Мотивациялық-қозғаушы
Мотивационно-
побудительный
Создаёт положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность предлагая загадки :
Постановка вопроса: о чем, или ком пойдет речь на сегодняшнем занятии?
Полиязычие – птицы
Проявляют интерес.
Слушают загадки, называют ответ:
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой! (дятел)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее .(.сорока)
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? (Снегирь)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла
У хозяина .(орла)
Рассуждают – о птицах. Птицы живые, поэтому мы говорим – о ком
құстар–птицы - birds
ll этап
Іздену-ұйымдастырушы
Организационно – поисковый
Ориентирование детей на поиск, исследование проблемы через сообщения в рубрике - «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
предлагает прослушать рассказ детей , принять участие в беседе.
Установка - слово птицы произносить на казахском русском языке и английском языках
Ставит проблемный вопрос: летучая мышь – это птица или нет?
Проблемный вопрос: почему птицы улетают именно осенью?
(К) Игра-тренинг «Спаси птенца».
Подводит к выводу
Знакомит с насекомоядными: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.
Предлагает прослушать информацию:
Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают?
Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: почему ночью?.
Предлагает внимательно просмотреть (видеоролик) (отлет птиц)
Уточняет : А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой.
Предлагает просмотреть еще видеоролик – с установкой наблюдения,
Вопрос на внимание: Заметили ли вы что-нибудь необычное….?
подводит к выводу.
Динамическая пауза
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири,
Тень-тень-тень!
Педагог предлагает дидактическую игру «Составь целое из частей».
Цель : закрепление птиц - перелетных и зимующих
Предлагает волшебный сундучок.
Организует процесс познания через экспериментальную деятельность.
(Ф)Мотивирует на практическую работу:
Гнездо – жилище птиц. Разные птицы вьют разные гнёзда.
А вы знаете, какие гнёзда вьют воробьи, вороны, голуби, сороки?
(Г) Предлагает воспитанникам изготовить гнездо для птицы предлагая различный материал.
Воспитатель приглашает детей принять участие в
Рубрике «Соображайка»
Цель. Закреплять знания о многообразии птиц и их особенностях
Обобщающий вопрос: Какую пользу приносят птицы?
Просит напомнить, как на казахском и английском языке произносится слово – птицы?
Используют знакомую информацию и избыточную. Дополняют друг друга, вступают в диалог друг с другом и педагогом:
Сообщение Глеба:
В природе существует большое разнообразие птиц. Где бы мы не гуляли – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу, повсюду встречаем птиц.
Почти все они умеют летать.
Какие птицы құстар- birds не летают?
(страусы)
Сообщение Амира
Птицы құстар- birds – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. Могут ли быть птицы с шерстью ?
Сообщение Паши:
Птицы құстар- birds живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Птица-мама откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.
Но есть птица, которая не вьет гнезда?
(кукушка) показывает картинку.
Доказывают рассуждая – голова, туловище, ноги - 4, шерсть, крылья, клюва нет, пасть с зубами, выкармливает малышей молоком.
Делают вывод – летучая мышь – не птица, а зверь.
Рассуждают : осенью құстар–birds - птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
Выполняют все, что предлагает детям педагог :
вытянуть руки ладонями вверх и представить, что у них в руках находится маленький беспомощный птенец. Ему холодно. Согреем птенчика. Медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согрейте своим ровным теплым дыханием. Приложим ладони к своей груди, отдадим птенцу доброту своего сердца. А теперь раскройте ладони. Наш птенчик радостно взлетел. Улыбнитесь ему
Делают вывод, что становится холодно, нечего кушать. Осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.
Рассматривают картинки, обсуждают, приходят к выводу: как можно узнать насекомоядных птиц – по клюву.
( он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых).
делятся впечатлениями.
Рассуждают, так безопаснее…
Смотрят часть видеоролика
Вспоминают сюжеты с порядком перелёта: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу.
Просмотр второй части видеоролика (отлет птиц)
Делают вывод :
Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят, как попало.
А крупные хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают: летят в одиночку.
Выполняют упражнения:
Прыжки на месте на двух ногах.)
(Прыжки на месте на левой ноге.)
(Прыжки на месте на правой ноге.)
(Кружимся на месте.)
(Присели.)
(Встали, наклоны головы влево-вправо.)
(Прыжки на месте на левой ноге.)
(Прыжки на месте на правой ноге.)
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Делятся на подгруппы и собирают картинку, рассказывают какую птицу они собрали – перелетную, или зимующую.
Открывают волшебный сундучок, обнаруживают перо птицы. Принимают участие в исследовании пера птицы
Делают вывод – легкое, мягкое, нежное, не тонет,
Участвуют в опыте с пером.
Наносят на перо кисточкой жировую смазку (растительное масло), а затем пипеткой капают воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц не зря говорит пословица «Как с гуся вода».
Рассуждают о гнездах птиц.
Видели ли вы такие гнёзда? (под козырьком подъезда или балкона).
Например, воробьиное гнездо – небольшое.
Выделяют, что существуют такие птицы, которые вообще не вьют гнёзда?
Кукушка!
Она подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда.
Принимают приглашение педагога смастерить гнездо в группах из пластилина, веточек, соломинок, пуха, пёрышек, кусочков ваты.
Принимают участие в диалогической с воспитателем игре : воспитатель подходит к любому ребенку и продолжается рассказывание:
Д: Тук – тук. Кто в теремочке живёт?
В: Это я, петух. А ты кто?
Д: Я – ворона. Пусти меня.
В: Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
Д: Мы - птицы. Ты можешь кричать, я могу кричать. У тебя есть крылья, и у меня есть крылья. Я питаюсь зерном и ты тоже…
В: А теперь скажи, чем мы с тобой различаемся.
Д: Ты, петух, домашняя птица, а я нет. Мы с тобой различаемся по цвету. Я хорошо летаю, а ты плохо…
Хлопают друг другу., благодарят за участие
Рассуждают : уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.
құстар–birds
lll этап
Рефлесивтік - коррекциялаушы
Рефлексивно – корригирующий
Подводит итог деятельности на занятии.
Фиксирует индивидуальный шаг каждого воспитанника в ходе познания, исследования
Создаёт эмоционально-нравственную ситуацию (поощрение).
Выражают свои эмоции.
Делятся впечатлениями, отмечая, что было легче всего, а с чем было трудно справится.
«Солнышко»
Моё настроение похоже на:
солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией.
Күтілітін нәтиже (ожидаемый результат)
Айтады (Воспроизводят): называют незнакомые виды птиц, с помощью воспитателя строят рассказ о полезных и вредных свойствах тепла и холода; произносят слова на казахском и английском языках;
Түсінеді (Понимают): почему птицы улетают в теплые края, какая разницу между
зимующими птицами и улетевшими в тёплые страны; пользу, которую приносят птицы.
Қолданады (Применяют): навыки наблюдения за птицами.