Этап урока. Цель | Время (мин.) | Содержание взаимодействия с обучающимися | Методы, приёмы работы | Форма организа-ции учебной деятельно-сти | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Органиацион-ный момент. Цель: организация учебной деятельности | 1 | 1.Приветствие. С добрым утром! Начат день, В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Первым делом гоним лень. Не уроке не молчать, Всем работать, отвечать! Так скорей, друзья, за дело! 2. Выявление отсутствующих. | | Фрон-тальная | Приветствует обучающихся, проверяет готовность | Приветствуют учителя. Размещают учебный материал на рабочих месте, демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: положительно относятся к учебной, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения; совершенствование имеющихся. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
Мотивирование к учебной деятельности Цель: стимуляция интереса к теме урока | 1 | Слово учителя. Мы снова в стране Орфография, в которой живут орфограммы, весёлые непоседы. За ними строго следят Правила. Орфограммы же любят играть с ними в прятки. Нам нужно научиться их находить и возвращать их на место. | «Ситуация яркого пятна» | Фрон-тальная | Создаёт условия для возникновения желания включиться в деятельность | Определяют искомый объект, объясняют свой выбор | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание понять новое. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания | 4 | 1. Игра «Четвёртый лишний»: 1) багаж, варежка, сказка, честный; 2)устный, ненастный, опасный, прелестный. | Игра «Четвёртый лишний» | Работа в парах | Создаёт условия для проблемной ситуации, проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует наблюдение над материалом, способствующим к выходу на тему и проблему урока | Участвуют в диалоге, строят монологическое высказывание. Анализируют, делают выводы | Личностные: умение работать в парах; оценивать ответы одноклассников Познавательные: выполнение логических действий, осознание и произвольное построение высказывания; умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Коммуникативные: способность действовать с учётом позиции других; работать в парах. |
3. Выявление места и причины затруднения Цель: организовать выявление учащимися места и причины затруднения | 4 | Мозговой штурм «Что? Где? Когда?» -Какая орфограмма спряталась в этих словах? - Где она находится? - Почему не произносится? - Как узнать, есть ли в слове непроизносимая согласная? Каков опознавательный признак этой орфограммы? -Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слова с непроверяемой согласной? | «Мозговой штурм». Беседа | Фрон-тальная | Диалог с обучающимися Организует выявление учащимися места и причины затруднения | Участвуют в диалоге, строят монологическое высказывание. Соотносят свои действия с алгоритмом действия; выявляют и фиксируют причину затруднения | Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Личностные: смыслообразование, самоопределение. Коммуникативные : умение выслушать, доказать свою точку зрения |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: подготовка к восприятию и осмыслению новой темы | 7 | 1. Диалог. -Обсудите в парах и сформулируйте тему урока. - Какова цель урока? - Какие слова будут сегодня ключевыми? -Что нам нужно сделать, чтобы научиться «видеть» слова с непроизносимой согласной и правильно их писать? 2. Уточнение темы и целей урока. ( Учащиеся записывают в тетради тему урока.) 3. Чтение и анализ правила (с.24) 4. Анализ графического обозначения орфограммы | Беседа Работа с текстом учебника | Работа в парах. Фрон-тальная | Руководит процессом проектирования будущих учебных действий, корректирует тему и цель урока | Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ действия, сравнивают с формулировкой в учебнике. Записывают в тетради тему урока | Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Личностные: смыслообразование, самоопределение. Коммуникативные : умение выслушать, доказать свою точку зрения |
5. Реализация построенного проекта | 4 | 1. Создание алгоритма действий (см. рубрику «Советы помощника» на с.20): 1) Прочитайте внимательно слово. 2) Выясните, есть ли в нём стечение согласных. 3) Если есть, подберите однокоренное проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. | | Работа в парах | Организует работу, инструктирует | Отвечают на вопросы. Анализируют, обобщают. Составляют алгоритм | Познавательные: умение искать пути решения проблемы; строить логически обоснованные рассуждения. Коммуникативные умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, работать в парах, участвовать в выработке общего решения; учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
Физкультминут-ка | 1 | Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И ещё разок! А потом вприсядку И снова – по порядку. Побежим мы по дорожке И похлопаем в ладошки, И повертим головами, Потанцуйте вместе с нами! | | Фрон-тальная | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения | Личностные: позитивный настрой; проявление самоуважения, взаимоуважения; осознание необходимости заботы о своём здоровье. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: закрепление полученных знаний и умений | 4 | 1. По цепочке. (1 уч-ся у доски) СН или СТН? Обозначить орфограмму. ( На доске до урока) Радос(?)ный грус(?)ный ненас(?)ный неизвес(?)ный вес(?)ник вкус(?)ный лес(?)ница. | | Фрон-тальная | Организует работу, инструктирует | Решают типовые задачи на новый способ действия с проговариванием алгоритма решения вслух | Познавательные: умение строить логически обоснованные рассуждения. Коммуникативные: умение осуществлять самопроверку. Регулятивные: умение оценивать свою работу ; осуществлять коррекцию. Личностные: умение уважительно выслушивать мнения других. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: закрепление полученных знаний и умений | 5 | 1.Карточка №1.Выписать слова с непроизносимыми согласными в корне, в скобках указать проверочные слова. До чего ж сегодня день прелестный, Солнце в небе празднично горит, Освещает местность и окрестность И теплом своим сердца бодрит, Но лежит на пастбище корова, Грустно смотрят карие глаза, Чувствую, что ей пастух суровый «Здравствуйте» сегодня не сказал. (А. Хайт, А. Левенбук «Танго о непроизносимых согласных») 2. Беседа. -Определите тему и основную мысль текста. - Озаглавьте текст. | Самостоятель-ная работа | Индиви-дуальная Фрон-тальная | Организует работу, инструктирует | Выполняют задания | Познавательные: умение строить логически обоснованные рассуждения. Коммуникативные: умение осуществлять самопроверку. Регулятивные: умение оценивать свою работу ; осуществлять коррекцию. Личностные: умение уважительно выслушивать мнения других. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: закрепление полученных знаний и умений | 7 | 1.Карточка №2 Подберите и запишите однокоренные прилагательные к данным существительным, объясните значения получившихся слов: гигант – поверхность – доблесть - страстный - 2. Карточка №3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Я страс(?)ный любитель природы. Ещё в де(?)стве изучил мес(?)ный лес до мелочей. Так прекрас(?)но бродить по окрес(?)ностям. Идешь и чу(?)ствуешь себя счас(?)ливым. 3. Словарная работа: а) упр. 45 б) слова на с. 25 . Что их объединяет? 4.Карточка №4. Найдите слова с изученной орфограммой и объясните их написание. Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно Букву Т писать напрасно. Интересно? А также всем известно, как прелестно Букву Т писать уместно! | Самостоятель-ная работа | Индиви-дуальная Работа в парах Фрон-тальная | Организует работу, инструктирует | Выполняют задания; осуществляют взаимопроверку | Познавательные: умение строить логически обоснованные рассуждения. Коммуникативные: умение осуществлять самопроверку. Регулятивные: умение оценивать свою работу и работу одноклассников ; осуществлять коррекцию. Личностные: умение уважительно выслушивать мнения других. |
9. Рефлексия учебной деятельности Цель: учить творчески интерпретиро-вать полученную информацию | 1 | 1. Диалог - Какой была тема урока? -Какую цель перед собой ставили? -Достигли ли мы поставленной цели? -Чему научились? Над чем ещё нужно поработать? 2. Рефлексия «Незаконченный тезис»: «На сегодняшнем уроке я понял(а), что…» | Диалог | Фрон-тальная Индивидуальная | Организует рефлексию посредством диалога | Отвечают на вопросы, подводят итог работы, проводят рефлексию | Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) Регулятивные: умение соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы |
10. Домашнее задание | 2 | 1. Обязательно для всех: правило на с. 24, слова (упр. 45 и с. 25). 2. Упр. 44(п), или составить текст со словосочетаниями из упр. 44, или упр. 4 (Рабочая тетрадь) | Индиви-дуальная | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению | Познавательные, личностные: самодисциплинирование |