В проекте представлена технологическая карта урока русского языка во 2 класс по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными», которая изучается в разделе «Звуки и буквы. Слог. Ударение» по УМК «Перспектива», согласно положениям ФГОС НОО. Данный урок является уроком изучения нового материала.
В ходе проведения урока используются разные методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, ИКТ. Применяются такие формы, как беседа, игра.
№п/п | Этапы урока и вид деятельности | Ресурсы | Деятельность учащегося и вид учебной деятельности | Форма организации | Содержание учебного материала | Формируемые УУД |
I | Мотивация к учебной деятельности Цель: Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу | Тетради, учебник, ручка, карандаш | Приветствуют, слушают учителя, организуют рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей. Комментированная запись числа в тетрадях. | Фронтальная | - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые знания. - Вспомните основные правила проведения интересного и плодотворного урока - Замечаем, размышляем, наблюдаем, делаем выводы | КУУД Слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться. Л УУД Понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
II | Актуализация знаний Цели: Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренних потребностей включения в учебную деятельность 1.Словарно-орфографическая работа | Слайд 1 Карточки Слайд 2 | Читают, сравнивают, называют букву которая не произносится. Собирают слова, записывают слова, подчеркивают орфограмму, проверяют по орфографическому словарю, составляют и записывают предложение. | Индивидуальная Коллективная Индивидуальная Работа в парах | Задание 1 Сравнение слов. - Прочитайте слова, записанные на доске. Грустный – грустить. - Что интересного заметили? - Проведем исследовательскую работу. - Выдвинем гипотезу. - Сосчитайте, чего больше в слове грустный – звуков или букв. - Какая буква обозначает звук, который в этом слове не произносится? - А почему эту букву надо писать? Вывод: Создание условий для возникновения у учеников внутренних способностей включения в учебную деятельность Задание 2: Словарная работа. - Соберите рассыпавшиеся слова, запишите их в тетрадь, подчеркните орфограммы. УТРЕН | ЮН | ТЕН | МА | НАТЫ | ЛЕЙБУС | РУС | РИМ | НИК | СКИЙ | ТРОЛ | НИС | (Утренник, русский, юннаты, теннис, Римма, троллейбус.) - Что объединяет эти слова? - Что означает слово утренник? -Как вы понимаете слово юнатты? - Составьте и запишите одно предложение, используя данные слова. Вывод: Написание словарных слов нужно запомнить. | ЛУУД Понимают значение грамотного письма для формирования общей культуры человека КУУД Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга ПУУД Находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы ПУУД Осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; извлекают необходимую информацию из текста РУУД Высказывать свое предположение на основе работы с материалом. КУУД Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга |
III IV | Выявление места и причины затруднения Цель: организовать формулирование темы урока обучающимися, организовать постановку целей урока обучающимися Физкульт минутка | Учебник, тетрадь, ручка | Самостоятельно читают текст, отвечают на вопросы, высказывают гипотезы, обосновывают выбор написания Воспроизведение предложений Выделение орфограммы. | Индивидуальная Фронтальная | Задание 3: Выполнение упражнения для постановки учебной задачи Прочитайте слова. Запишите их, вставляя где, нужно пропущенную букву. Учебник стр.125,упр.189 Как можно сформулировать тему урока. Какие задачи и цели мы поставим перед собой на данном уроке? Вывод: Подвести к умению формировать проблему, ставить цели и задачи урока. | РУУД Определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать свое предположение КУУД Слушать и понимать речь других ПУУД ЛУУД Осознают свои возможности в учении |
V | Построение проекта выхода из затруднения Цель: Проверить умения работать с информацией, умение находить непроизносимый согласный в слове. | Учебник, тетрадь, ручка | Читают, сравнивают, записывают, подчеркивают высказывают свои предложения и проверяют по учебнику. | Работа в парах | Задание 4: ????? Сравните слова первой группы со словами-родственниками второй группы. Найдите в них общую часть. Учебник стр.125, Упр.190 - Распределите обязанности в паре: один читает слова, другой повторяет их. - Запишите слова парами, подчеркните буквы, которыми обозначены непроизносимые согласные звуки. Вывод: Проверить есть ли в слове непроизносимый согласный. | ПУУД Знать правила проверки слов с непроизносимыми согласными КУУД Слушать и понимать речь других, соблюдать простейшие нормы этикета РУУД Ориентироваться в рабочей тетради |
VI | Реализация проекта Цель: обеспечить формирование и умения, самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях | Тетрадь, ручка, карандаш | Работают самостоятельно в рабочей тетради. Называют правила на которое опирались, производят взаимопроверку | Работа в парах | Задание 5:????? Выписать слова с непроизносимым согласным звуком, подберите к каждому слову слово-родственник, в котором эта непроизносимая согласная слышится чётко. -Подчеркните букву на месте этого непроизносимого согласного звука. Упр.111 стр.63 - Какие слова вы не выписали? Почему? (Чудесный, прекрасный) Проверьте друг у друга. Оцените себя. Вывод: Обеспечить формирование и умения самостоятельно применять знания. | Р УУД Работать по предложенному учителем плану, работать по алгоритму КУУД Учитывать различные мнения, ориентироваться на позицию партнера ПУУД Формировать навык правописания слов с непроизносимыми согласными, ПУУД осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; извлекают необходимую информацию из текста |
VII | Включение в систему знаний и повторение Цель: Проверить умение работать с информацией, самостоятельно оценивать свои знания и умения, уметь выбирать задания по своим способностям | Карточки Слайд 3 | Работают самостоятельно с карточками | Индивидуальная | Задание 6: ???? Измените слова по образцу, вставляя буквы, где это необходимо. ПРОЧИТАЙ | ПРОВЕРЬ | НАПИШИ | Мес..ность | место | местность | Чудес..ный | | | Чес..ый | | | Радос..ый | | | Поз..но | | | Со..нце | | | Вкус..ный | | | Опас..ный | | | Интерес..ный | | | - Проверим! - Оцените. Вывод: Самостоятельно оценивать свои знания и умения | ЛУУД Выполнять самооценку РУУД Работать по предложенному учителем плану ПУУД Находить ответы на вопросы, преобразовывать информацию из одной формы в другую, осознано и произвольно строить речевые высказывания, логические цепочки рассуждений ПУУД Формировать навык правописания слов с непроизносимыми согласными |
VIII IX | Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности Домашнее задание | Смайлики Слайд 4 | Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от урока, формулируют конечный результат своей работы на уроке, организуют самооценку учебной деятельности | Фронтальная | Обобщение по вопросам -Какая учебная задача стояла перед нами в начале урока? -Смогли ли мы её достичь? -Что вы узнали нового и хотели рассказать родителям? -С какими затруднениями вы столкнулись на уроке? -Какие вопросы вы бы задали в связи с этим? С какими словами, мы сегодня познакомились? Какие выводы мы сделали? Непроизносимые согласные можно проверить, подобрав к ним слово-родственник. Не всегда в слове есть непроизносимые согласные. Некоторые слова с непроизносимыми согласными нельзя проверить, их правописание проверяют по орографическому словарю. Достигли мы с вами цели урока? Оцените себя: Я все понял, могу объяснить другим Я понял, но у меня ещё есть вопросы – Я не понял новый материал Упр.109 стр. 62 в рабочей тетради. | РУУД Уметь оценивать правильность выполнения действия ЛУУД Выполнять самооценку, проявлять интерес к предмету КУУД Соблюдать простейшие нормы этикета, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью ПУУД Ориентироваться в своей системе знаний |