по теме: «Орфограмма «Непроизносимый согласный».
а) Создать условия для развития умения анализировать, составлять модель.
б) Создать условия для развития умений и навыков практического применения новой учебной информации – орфограммы непроизносимый согласный в разных типах заданий.
в) Создать условия для развития речи учащихся, умения правильно высказать свою мысль.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. | 1) Приветствую учащихся, даю позитивный настрой на урок, проверяю готовность к уроку. - Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем наших гостей. Повернулись ко мне, с каким настроением мы проведём наш урок? 2) Даю задание оформить работу в тетради. | Проверяют готовность своего рабочего места. Оформляют работу. |
II. Создание «ситуации успеха» | Предлагаю записать в тетрадь 10 слов под диктовку в два столбика Умею проверять, не умею проверять. Трава, страна, арбуз, ветер, мостик, группа, зима, собака, суббота, город. А теперь обменяйтесь тетрадями. Оцените работу своего соседа по следующим критериям «5» - нет ошибок «4»- одна ошибка «3»- две ошибки «2»-три ошибки - Что мы умеем делать? - Над чем нам надо ещё потрудиться? | Работают со словами, записывают под диктовку. Выполняют взаимопроверку
-Проверять слова, по сильной позиции изменяя слово или подбирая однокоренные слова. - Находить слова в словаре, которые не можем проверить |
V. «Ситуация разрыва». | - Сегодня ребята, необычный день. Кто знает, почему 12 апреля особая дата? - Люди с дальних времен интересовались звездным небом. Запишите это предложение под диктовку с пропуском слабой позиции. У доски работает Маша. Люд_ _ давн_х вр_мён _нт_р_с_вал_сь звёзн_м неб_м - Сравните свою запись, с записью на доске. Обратите внимание на слово звёздным 2 вариант. – Я увидела, что ребята записали это слово по-разному, кто-то записал звёздным, а кто-то звёзным. Почему так получилось? Где звук? Над какой проблемой мы сегодня подумаем? Какую задачу мы ставим? С чем надо разобраться? | - 12 апреля – впервые в мире совершил полет в космос Юрий Алексеевич Гагарин. Объясняют пропуск. Люд_ _ давн_х вр_мён _нт_р_с_вал_сь звёзн_м неб_м. 1вариант- В слове звёздным надо писать букву д Проблема: почему надо писать букву, которую мы не слышим когда произносим. Разобраться почему надо писать букву, можно ли проверить, как проверить надо писать букву или нет |
VI. Моделирование. | Проведем наблюдения. Предлагаю поработать в группах. Солнце-[ cонцэ] Вестник- [в, эсн,ик] Радостный- [радосный] Праздник- [празн,ик] - Что заметили? Такое явление называется – НЕПРОИЗНОСИМЫЙ согласный | Работают в группе и фиксируют вывод на модели. Слова пишутся с буквой, а при произношении её не слышно |
Рефлексия | |
Как с этим работать? Как проверить? Работа в группах , подбор проверочных слов. (на тех же листах) Солнце-[ cонцэ]- солнышко Вестник- [в, эсн,ик] - весточка Радостный- [радосный]- радость Праздник- [празн,ик] ??? (проверить по словарю) Покажите с помощью модели , как можно проверить написания непроизносимого согласного звука в словах? | Подобрать проверочное слово, воспользоваться словарем |
| Предлагаю составить модель со способами проверки. Прошу выбрать модель лучшую для работы. Какой можем сделать вывод?
- Вернёмся к слову в предложении – звёздным. Как пишется это слово?
- А что необходимо , ребята, нам ещё сделать, чтобы запомнить это правило. | Доказывают выбор модели. Вывод : тот же способ проверки, подбор родственного слова, изменение формы слова по закону русского письма, использование словаря - Слово звёздным пишется с непроизносимым согласным , с буквой д - Потренироваться, выполнить упражнения. |
VII. Первичное закрепление изученного. | Организую фронтальную работу со словами. Учебник стр. 81 упр.250 С помощью родственных слов определи, в каких выделенных сочетаниях звуков есть непроизносимые согласные, а в каких нет. -Предлагаю посмотреть и найти слова с непроизносимым согласным в словаре | Работают фронтально, один ученик у доски. |
IX. Рефлексия урока. | - Повысились ли наши знания? Всё мы теперь знаем об орфограмме непроизносимый согласный? - Поднимите руки, кому было трудно на уроке? Какое задание больше всего понравилось выполнять? - С какой новой орфограммой познакомились? Получилось у нас разобраться, почему надо писать букву? Нашли ответ на вопрос: как проверить слова с непроизносимым согласным звуком? | Отвечают на вопросы. |
| Известный – известие, здравие – здравствуй… Теперь от ребят ты не прячься, согласный! А трудности будут – словарик возьмём И нужное слово всегда в нём найдём! | |