Мотивация (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности) | Формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе | -Давайте улыбнемся друг другу. – Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? - Чтобы вы хотели пожелать своим одноклассникам на уроке русского языка? | Дети отвечают, высказывают своё мнение |
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи. | Подведение детей к формированию темы и постановке задач урока. Составление плана урока Физминутка | -Отгадайте загадку: Это что за чудеса: Дует ветер в паруса? Ни паром, ни дирижабль – По морю плывет…..( корабль) - Как вы думаете, почему я загадала вам такую загадку? - Сегодня на уроке мы совершим виртуальное путешествие на сказочном корабле к острову, где живут буквы, которые любят играть в прятки. На пути к острову вас ждут испытания, исследования, но я уверена, что вы справитесь с ними. (слайд 1) - Отправляемся в путь. Внезапно начался шторм! Вот первое испытание. Чтобы успокоить море необходимо найти «лишнее» слово в каждом столбце. (слайд 2) АРБУЗ ШУБКА ХЛЕБ ТРАВКА ВЕТЕР ВЬЮГА - Какое слово «лишнее» в первом столбце? - Во втором столбце? - Как проверить парную согласную? - С этим заданием вы справились. Вы настоящие путешественники, сообразительные и находчивые! (слайд 3) Отдохнем с тобой дружок, Ставим руки дружно в бок, Наклонились влево – вправо, Влево-вправо, влево-вправо, Потянулись мы на славу, Сядем тихо, мой дружок, И продолжим наш урок. | Дети отгадывают загадку и высказывают свои предположения. Обосновывают выбор Отвечают - ветер Отвечают – вьюга Вспоминают изученную орфограмму, называют проверочные слова (арбуз – арбузы, хлеб – хлеба, шубка – шуба, травка – трава) |
Открытие нового . | Подведение детей к самостоятельному выводу Проверка понимания способа действия | - Море успокоилось, и на горизонте показался остров. (слайд 4) - Давайте поприветствуем остров. - Каким словом приветствуют при встрече? - Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним…(солнце). Как радостно бьётся у каждого из вас… (сердце) - Посмотрите на слова. Что необычного в них? - А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте и последите за их написанием. - Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла? - Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце», «радостно», «сердце»? - Как бы вы назвали эти согласные, которые пишутся, но не произносятся? (тема «Непроизносимые согласные в корне слова»). - Вот на этом прекрасном острове мы продолжим выполнять различные задания и упражнения. - Запишите в столбик слова с непроверяемыми согласными. - Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете? - Вот как на этот вопрос ответили герои сказки (слайд 5) -А сейчас послушайте сказку: -Так как же найти звук, который не произносится, но пишется? - Как будем проверять слова с непроизносимыми согласными? - А как об этом говорится в правиле? -Скажите, а во время плавания кто бывает на корабле? Они работают в команде. Вот и мы сейчас поработаем командой. (Работа в группе) -Вспомните правила работы в группе. (Каждой группе даются свои слова.) - Ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными. - Запишите попарно эти слова. - Каждая группа оценит свой ответ и ответ другой группы. - Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | Здравствуйте! Отвечают Проговаривают и отвечают Отвечают: «в», «л», «т», «д» Обосновывают выбор: непроизносимые согласные. Высказывают своё мнение Записывают слова, осуществляют самооценку Высказывают своё мнение Один из учеников читает сказку, другие слушают. -Согласные звуки затеяли играть в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться! Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже почти все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина. Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти. Вдруг один звук и говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах. Обосновывают выбор и отвечают Отвечают: надо изменить слово так, чтобы непроизносимая согласная четко слышалась. Непроизносимый согласный звук будет четко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной Читают и запоминают правило Вспоминают , что на корабле бывает капитан, боцман, матросы.
Вспоминают правила работы в группе.
Выполняют задание печальный - грустный весёлый – радостный здешний – местный всадник – наездник огромный – гигантский знаменитый – известный правдивый – честный гневный – яростный хмурая - ненастная Аргументируют правильность своих ответов и оценивают ответы других групп |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным | Развитие мелкой моторики Проверка понимания способа действия | Наши пальчики сцепились, И тянулись, и крутились, Каждый хочет победить, И награду получить. -Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом напишите проверочные слова. - Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили для вас: -Как называется ряд ступенек, идущих вверх или вниз? - Есть ли в этом слове непроизносимая согласная? Как мы проверим? Если слово нельзя проверить, а написать надо правильно, что надо сделать? -Скоро Новый год. Это весёлый … - Как проверить непроизносимую согласную? -Работа в парах. | Исследуют, при любом ли сочетании согласных один из них не произносится. Выписывают слова с непроизносимыми согласными и рядом пишут проверочные слова Обосновывают выбор ответа (лестница) Отвечают, делают выводы Обосновывают выбор ответа (праздник) Повторяют правило. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой Закрепляют новый материал игровыми упражнениями Вспоминают правила работы в парах. Объясняют написание слов чудесный, прекрасный. Формулируют свои предположения в паре. Осуществляют взаимопроверку |
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Задание на дом. | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | - С какими согласными мы познакомились? - Почему их так назвали? - Как проверить слово с непроизносимой согласной? -Кого бы вы хотели оценить за урок? Наш корабль возвращается в родную гавань. На горизонте видно солнце. - У каждого на парте – бумажное солнышко. Чего не хватает у него? - Если вы поняли, как проверить непроизносимые согласные и у вас радостное настроение, нарисуйте улыбку солнышку. А если что-то не поняли, нарисуйте просто ротик. - А теперь покажите ваши солнышки. Домашнее задание: 1 группа: - Составить предложения со словарными словами (чувство, лестница, праздник). 2 группа: - Выписать из детской литературы 3 предложения, подчеркнуть непроизносимые согласные в словах. - Урок окончен! | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили Слушают учителя и определяют, чего не хватает Формулируют конечный результат своей работы Рисуют улыбку или ротик – по настроению. Поднимают рисунки вверх и показывают, что получилось. Планируют выполнение домашнего задания |