Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
Самоопределение к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне | - Здравствуйте, девочки! - Здравствуйте, мальчики! - Возьмитесь за руки, посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому. Вот видите от ваших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе. - Каким вы хотите видеть наш урок? - Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился именно таким. - Желаю вам хорошего настроения! А вы пожелайте удачи друг другу! | Ученики становятся в круг в своей группе (высказывания детей)
|
Личностные: самоопределение готовности к уроку, положительное отношение к урокам русского языка, стремление к положительным результатам своего труда; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдать правила общения, отвечать на вопросы, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам |
Мотивация к учебной деятельности Цель: Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность
| - «Грамоте учиться всегда пригодится» - так можно сказать о наших уроках русского языка. - А чему вы учитесь на любом уроке? - Напомните, что это значит?
- «Ужасно интересно все то, что неизвестно!» - Вы согласны? Хотелось бы вам сегодня на уроке узнать то, что нам пока неизвестно? Тогда отправляемся в путь! - Сегодня мы начнем морское путешествие на корабле. - «Ужасно интересно все то, что неизвестно!» - пусть эти слова станут девизом нашего урока. - Издавна отважные мореплаватели отправлялись в дальние плавания, чтобы открыть новые земли, страны, моря и океаны. -А что откроем мы с вами? - Давайте запишем дату начала нашего путешествия. Пишем чисто и красиво! | Проверяют готовность рабочего места к уроку.
Слушают фонограмму песни «Ужасно интересно!»
Высказывают свои мысли.
Настраиваются на работу.
|
Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, выполнение задания пробного действия для выявления затруднения | - Давайте проверим, все ли необходимое мы взяли в путешествие. Другими словами: с чего мы начнем работу? - Главный работник языка – это слово. А что в слове главное? - В какой части слова хранится общее значение однокоренных слов? - Какие орфограммы корня мы знаем и научились проверять? - Прочитайте слова. Какая орфограмма их объединяет? Ули…ка, кра…ка, у…кий, кре…кий. - Запишите слова, объясняя устно выбор буквы. - Каким требованиям должны соответствовать проверочные слова? - Какие способы проверки нам помогли? | Повторяют сведения о корне как главной части слова, орфограммах корня, способах проверки парных согласных в корне слова.
На доске с помощью карточек выстраивается схема со способами проверки орфограмм корня | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков |
Выявление места и причины затруднения Цель: обсуждение затруднения, проговаривание темы урока, постановка цели, составление плана работы | - Наш корабль отплыл в открытое море. Ребята, с нами на корабле два необычных пассажира. Упр. 436. - Давайте прочитаем их диалог. - Дополните записи значками звуков. Чем похожи эти слова? Запишите сочетание звуков в схему. - Запишите эти два слова на планшетах. - Что получилось? - Вы записали слова по-разному. - Может ли кто-то объяснить написание слова и доказать, что оно правильное? - Итак, у нас разные написания слов и нет объяснения, правильно ли написаны слова. С чем вы столкнулись? - Что должен сделать ученик в такой ситуации? Итак, корабль делает остановку.
- Давайте подумаем. Какое задание выполняли? На месте одинакового сочетания СН возникли разные написания. Можно ли назвать это место опасным? - Где находится эта орфограмма? Докажите. - Это орфограмма безударного гласного? Парного согласного? Как называется эта орфограмма? - Так почему же вы не знаете, как пишутся эти слова, и не можете объяснить их написание? - Молодцы! Мы поняли, в чем наше затруднение. Какова роль затруднения в учебной деятельности? - Так что же новое мы должны сегодня узнать? Какую цель перед собой поставим? |
Читают задание
Проводят звуковой анализ слов ГРУСТНЫЙ и ВКУСНЫЙ, записывают на планшетах транскрипцию слов, обсуждают наличие разных вариантов записи слов, пробуют доказать правильность написания.
Фиксируют свое затруднение и объясняют его причину.
С помощью учителя формулируют цель своей учебной деятельности. | Регулятивные: планирование, прогнозирование, умение определять цель учебной деятельности; Коммуникативные: принимать активное участие в работе, формулировать мысли, высказывать суждения, используя речевые коммуникативные средства, соблюдать правила общения. Личностные: интерес к работе по учебнику, умение видеть и признавать свои ошибки. |
Построение проекта выхода из затруднения Цель: решение учебной задачи, составление эталона-правила проверки | - Продолжаем путь. Знакомство с новой орфограммой - Посмотрите, как правильно пишутся слова: груСТНый, вкуСНый. Какое несоответствие видим? - Прочитайте заголовок в учебнике и скажите, к какому слову он больше подходит? - Произнесите выделенные сочетания. Какое из них произносится труднее? Почему?
- Прочитаем вывод на с. 73 и сравним свои наблюдения. Как можно назвать такие согласные? Как же называется новая орфограмма, с которой мы встретились? - Как же можно назвать тему нашего урока? Уточните цель. Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, а пишутся в тетрадке. И что писать, не ясно нам… Что же делать, как нам быть? Как проблему-то решить? Наблюдение за парами однокоренных слов - Пока мы делали первые выводы, наш корабль попал в пролив Дельфинов. Всем известно, что дельфины помогают человеку в море. Думаю, и нам они помогут. Работа в группах Ме[сн]ый – местный – место Опа[сн]ый – опасный – опасен Че[сн]ый – честный – честь Прекра[сн]ый – прекрасный – прекрасен - Как можно назвать данные пары слов? Как пишутся корни родственных слов? - В каких словах есть непроизносимая согласная? - Можно ли второе слово назвать проверочным? - Каким способом подобрано проверочное слово? Эти способы нам знакомы? - Какой вывод можно сделать? - Как проверить правильность нашего вывода? Прочитаем сообщение авторов на с. 74. - Можем ли мы теперь объяснить, написание слов грустный и вкусный? Попробуем. Правило работает? -Молодцы! Мы справились с затруднением, и оно привело нас к новому знанию. Построение алгоритма работы с правилом - Ребята, чтобы не сбиться с пути, и научиться писать слова с непроизносимыми согласными, давайте составим план наших действий. -Как называется план действий по-другому? - Соберите картинку-пазл и в помощь вы получите алгоритм проверки непроизносимых согласных. | Сравнивают свои варианты написания слов с образцом. Устанавливают несоответствие: слышим одинаковое сочетание СН, а пишем слова по-разному. Уточняют цель урока.
Проводят наблюдение за произношением и написанием слов с непроизносимой согласной, делают вывод о способе проверки таких слов.
Сравнивают свои выводы с образцом в учебнике.
Работают в группах, составляют алгоритма правила проверки непроизносимых согласных.
| Познавательные: проводить аналогию и на основе её делать выводы. Подведение под правило; Установление причинно - следственных связей Личностные: интерес к предметно-исследовательской деятельности, интерес к работе по учебнику, умение видеть и признавать свои ошибки. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, выполнение учебных действий в устной и письменной речи Коммуникативные: принимать активное участие в работе, формулировать мысли, высказывать суждения, используя речевые коммуникативные средства, соблюдать правила общения. |
Первичное закрепление Цель: повторение нового знания, применение нового правила для решения орфографических задач | - Вот и оказались мы на острове Непроизносимых согласных. Кто живет здесь? - Мы открыли новое правило, у нас в руках надежный план действий. Думаю, можно совершить экскурсию по острову и познакомиться с его жителями. Упр. 438 – разобрать слова чудесный, свистнет, устная, лестница. | С помощью составленного алгоритма объясняют написание данных в упражнении слов. Дополняют в схему способ проверки – словарь. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения, выполнять учебные действия в устной и письменной речи. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу Цель: проверка умения пользоваться новым правилом при решении новой орфографической задачи | - Ребята, как вы считаете, усвоили вы правило проверки непроизносимых согласных? - Как это проверить? - Вернемся к девизу нашего урока: «Ужасно интересно все то, что неизвестно». Есть ли в этом предложении слова с сочетаниями СН? -Попробуйте записать эти слова правильно, подобрав проверочные слова. Индивидуальная работа на карточках. Ужас…но интерес…но все то, что неизвес…но! __________________________________________ Самопроверка по образцу Ужасно интересно Ужасы (ужасен) интерес (интересы, интересуюсь) Все то, что неизвестно! Известие (весть, весточка) - Кто справился с работой без ошибок? - Кто ошибся, поняли свою ошибку? - Оцените свою работу. - Что показала самостоятельная работа? | Строят высказывания.
Самостоятельно выполняют задание по решению новых орфографических задач.
Сравнивают свой результат с образцом, данным учителем.
Проводят анализ выполненной работы, фиксируют правильность (неправильность) выполнения задания. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией, контроль, оценка, коррекция способа действия и результата. Познавательные: Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Личностные: интерес к работе по карточке, умение удерживать учебную задачу, умение видеть и признавать свои ошибки. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса | - К концу подходит наш урок, пора нам подвести итог. - Как назывался наш урок? Какую цель перед собой поставили? Справились ли мы с затруднением? - Дома вы выполните упр. 440 и посмотрите видеоурок (ссылка будет в блоге), чтобы еще раз все повторить. - Оцените свою работу на уроке: лесенка успеха. - Мы молодцы?! Какое у вас настроение? Всякая душа праЗДНику рада. - Мы можем о себе так сказать? Почему? - Что интересного в слове праздник? - Есть и другие опасные сочетания, в которых могут быть непроизносимые согласные. А значит, мы не будем торопиться в обратный путь и задержимся на острове Непроизносимых согласных еще на несколько дней. - Какую цель поставим на следующие уроки? - Что вы можете сказать в конце урока? - Ужасно интересно все то, что неизвестно. Частичку неизвестного, еще одну тайну нашего языка, мы сегодня открыли. А сколько еще открытий нас ждет уже завтра! - Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь. - Я благодарю вас за урок. Я думаю, он получился таким, как мы хотели! | Сопоставляют поставленную цель и результат деятельности. Прикрепляют магнитики на ступеньки лесенки. Делают вывод о том, что есть другие сочетания с непроизносимыми согласными. Осознают необходимость дальнейшей работы с новой орфограммой и правилом ее проверки.
Высказывают свое мнение об уроке, благодарят одноклассников за работу.
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам; Личностные: стремление к положительным результатам труда, развитие способности адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении; Регулятивные: определять успешность выполнения заданий в диалоге с учителем, сравнивая результат с целью; |