kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс.Тема "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне."

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока по русскому языку, по теме -

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

Цель:

 – развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс.Тема "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне."»

Урок русского языка в 3 классе

Учитель Макарова Л.В( 1 категория)

Тема: Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

Цель:

– развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Словарная работа.

1. Устный диктант. Работа с сигнальными карточками. Ученики показывают ту букву, правописание которой надо запомнить.

Дельфин, квартира, чемодан, комната, потом, балкон, сосед, закон.

2. Запишите 4 слова с удвоенной буквой согласного и непроверяемой буквой безударного гласного а. (Аппетит, бассейн, грамматика, пассажир.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.



II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.


















– Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трём сёстрам: орфограммам-буквам согласных. Одна из них следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква.

– Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма?

(Чтобы не забывали писать удвоенную букву согласного в корне слова.)

– Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке.

Проблемная ситуация. Работа по учебнику.

Упр. 75 – используется побуждающий диалог.

– Прочитайте слова. Как они называются? (Однокоренные.)

– Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие вы заметили? (В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.)

– Сформулируйте проблемный вопрос. (Какой вопрос возникает?)

Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится? (Почему в однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква пишется? Как называется новая орфограмма?)

– Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике.

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

  • Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



III. Открытие новых знаний

1. На слайде (доске) записаны слова:

весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.

Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы.

При побуждающем диалоге: По какому признаку вы их разделите?

При подводящем диалоге: Запишите в один столбик слова, в которых согласный [т] произносится, во 2-й – слова, в которых согласный [т] не произносится.

– Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится.

Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т.

Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает).

2. Проверка предварительных выводов при наблюдении за другими однокоренными словами.

Упр. 76.

– Назовите слова, в которых согласный звук не произносится.

– Как можно назвать этот согласный? (Непроизносимый.)

– Подтвердились ли ваши предположения?

Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?

Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72.

3. Работа над текстом в рамке.

– Прочитайте про себя.

Вопросы после чтения:

– Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки?

– Непроизносимые согласные – это буквы или звуки? (Звуки.)

– Это правило письма или закон языка? (Закон языка.)

– Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры.



ΙV. Развитие умений – применение знания.

1. Работа в учебнике

Упр. 77 – развивается умение находить непроизносимые согласные в словах, определять, почему следует писать буквы непроизносимых согласных.

Задания:

– Прочитайте слова каждого ряда.

– Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти согласные звуки.

– Как думаете, почему нужно писать букву непроизносимого согласного? (В других однокоренных словах она пишется.)

– Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимый согласный, известными вам способами?

– Что для этого нужно сделать? (Изменить или подобрать однокоренное слово, в котором после этого звука стоял бы гласный.)

– Найдите среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки).

Упр. 78.

Продолжение наблюдения над словами с непроизносимыми соглаcными звуками.

– Прочитайте слова. Что их объединяет? (Однокоренные.)

– А что различает? (В двух последних словах есть непроизносимый согласный [т].)

– Найдите среди однокоренных слов проверочные.

– Почему они являются проверочными? (После согласного стоит гласный звук.)

Сделайте вывод: как обнаружить непроизносимый гласный и правильно написать слова, в которых он встречается.

Вывод: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.

Сравните свою формулировку с правилом в рамке на с. 73.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




V. Итог урока.



– С какой новой орфограммой вы познакомились?

– Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук? (Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн].)

– Как его можно обнаружить? (Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо.) 4 4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?






VI. Домашнее задание.


1. Упр. 1, с. 86.

2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Макарова Лариса Витальевна

Дата: 06.02.2016

Номер свидетельства: 289243


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства