Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Целеполагание. | Приветствую обучающихся, проверяет их готовность к уроку - Здравствуйте, ребята. Запишите в тетрадях число, классная работа Мне очень интересно узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Опишите, пожалуйста, свое настроение 2-3 словами, отвечающими на вопрос какое? Слайд 2. Настроение (какое?)………….. (отвечают 3-4 ученика) С помощью слов какой части речи вы смогли описать свое настроение? (с помощью имен прилагательных) Итак, вы уже догадались, что сегодня речь пойдет об имени прилагательном как части речи. Запишите тему: «Имя прилагательное как часть речи». Слайд 3. Сформулируйте цели урока. Как вы думаете, что о прилагательном мы должны сегодня вспомнить, повторить? (вспомнить все, что знаем о прилагательном из начальной школы, повторить морфологические признаки, синтаксическую роль.) - А еще, ребята, мы должны выяснить роль прилагательных в тексте. Зачем нужны прилагательные? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Отвечают на вопросы
Формулируют под руководством учителя цели, задачи урока. | Метапредметные : регулятивные: -осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; личностные: -положительное отношение к учению; познавательные: осознавать познавательную задачу |
Актуализация и пробное учебное действие. Выявление затруднений. | Слайд 5. Лингвистическая разминка. На доске вы видите слова: Светло-зеленый, розоватый, розоветь, розовенький; Белый, белизна, бел, белый-пребелый. Назовите лишнее слово. Вывод: Итак, почему лишними оказались слова розоветь и белизна? (Это не прилагательные). Как же вы узнали, что остальные слова имена прилагательные? Для чего необходимо знать морфологические признаки частей речи? (Чтобы правильно определить, к какой части речи относится слово). Как вы думаете, почему имя прилагательное так называется? Давайте сформулируем определение, что такое прилагательное, а для этого послушаем отрывок из комедии Фонвизина «Недоросль», которую вам ещё предстоит изучить в старших классах. (Работа с мультимедийным комплексом). | Выполняют упражнение устно. Отвечают на вопросы. Смотрят мультимедийную презентацию Воспринимают на слух информацию Осваивают лингвистические термины. | регулятивные: -осуществлять контроль правильности ответов обучающихся; - дополнять, уточнять высказывания по существу полученного задания; - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; познавательные: - выделять существенную информацию из прослушанного; коммуникативные: - взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; - слушать и понимать речь других; |
Построение проекта выхода из затруднения | - Можно ли согласиться с Митрофанушкой? Чем же прилагательное отличается от существительного? Составьте схему-опору. (1 человек составляет у доски) Признак предмета Какой? Чей? Согласуется с существительным Изменяется по родам, числам, падежам. В предложении является чаще определением или сказуемым Слайд 6. Задание. - Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Найдите прилагательные и определите, каким членом предложения они являются. Умн… с…бака ре…ко лает. Наша с…бака умна. В саду цв..тут красивые розы. Эти розы красивы. Сделайте вывод о синтаксической роли имен прилагательных. ( Полные прилагательные – определения, краткие сказуемые). | Отвечают на вопросы Высказывают предположения. Составляют схему-опору Работают в парах, сверяют её со схемой на доске. Выполняют задание в тетрадях, 1 человек на интерактивной доске. Делают вывод. | познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы; личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). регулятивные: -осуществлять проверку; самооценку; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; предметные: - знать в комплексе отличительные признаки имени прилагательного как части речи, уметь различать краткие и полные прилагательные и их синтаксическую роль. |
Включение в систему знаний и повторение. | - Откройте учебники, упр. 327. Возьмите карандаши. Прочитайте текст. Объясните орфограммы. Выпишите выделенные слова вместе с существительными. Определите род, число, падеж. Прочитайте это стихотворение без прилагательных. Лучше стало или хуже? Почему? -Для чего нужны прилагательные в художественной речи? ( Имена прилагательные придают речи точность, меткость, выразительность, образность, яркость, настроение. Они используются при создании портретных характеристик, при описании чувств, душевных переживаний, прилагательные делают речь более точной, помогают описать предмет, позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками.) Слайд 7. Давайте прочитаем материал «Это интересно». Что вы нового узнали о прилагательных? А что такое эпитеты? Давайте потренируемся подбирать эпитеты. Запишите как можно больше эпитетов к словам 1 ряд – снег (синий, белый, белоснежный, пушистый, рассыпчатый, колючий, холодный) 2 ряд – зима (седая, снежная, вьюжная, морозная, лютая, мягкая, пышная) Устроим соревнование в парах, выигрывает тот, кто придумает больше эпитетов. Вот как много эпитетов вы подобрали. А если вы испытываете затруднения, можно обратиться к словарю эпитетов. (Зима – седая, снежная, вьюжная, морозная, лютая, мягкая, пышная) Утро – прекрасное, обворожительное, ненастное, туманное, хорошее, чудесное, солнечное, славное) Вот как много эпитетов вы подобрали. А если вы испытываете затруднения, можно обратиться к словарю эпитетов. Посмотрите, я скопировала словарные статьи, вот еще сколько эпитетов не названо. | Работают с учебником.
Выполняют упражнение.
Читают стихотворение
Отвечают на вопросы
Формулируют роль прилагательных в тексте.
Работают с учебником Отвечают на вопросы Подбирают и записывают эпитеты к данным словам
Соревнуются в парах Работают со словарём эпитетов | познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - отличать верно выполненное задание от неверного; Коммуникативные: уметь общаться в парах, уметь выслушать. |
Рефлексия учебной деятельности | Вот и подошел к концу наш урок. О какой части речи мы сегодня говорили? Что нового узнали? Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Вот сколько прилагательных я использовала. А теперь оцените свою работу, дополнив текст именами прилагательными. (Дети получают карточки) Дополни текст именами прилагательными. Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я _______________. И сейчас у меня _______________ настроение. | Отвечают на вопросы Анализируют свою работу на уроке.
Заполняют карточки | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; |