kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя прилагательное как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Имя прилагательное как часть речи».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

«Имя прилагательное как часть речи»

Учреждение

Средняя школа п. Железнодорожный

Учитель русского языка и литературы

Ахметзянова Наталья Андреевна

Учебный предмет

Русский язык

Класс

5

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Используемые технологии

Технология деятельностного метода

Используемые методы

Проблемный, частично - поисковый

Тема урока

Имя прилагательное как часть речи

Цель

Показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, их синтаксическую роль в предложении, правильно употреблять прилагательные в речи, систематизировать имеющиеся знания

Задачи

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи, выявить связь прилагательного с существительным

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать логическое мышление, речь.

Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию внимания и уважения к слову

Планируемый результат

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике, тетради;

 -ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

   Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 -оценивать содержание учебного материала

 -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 -работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение;

Принимать и сохранять - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 уметь чётко выражать свои мысли;

 - учиться выполнять различные роли в группе.

Учебно-методический комплекс

Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2023).

 Формы работы

Фронтальная

Самостоятельная

Групповая

                Ресурсы

Книгопечатная продукция:

  1. Учебник (Русский язык: учебник для 5 кл. образовательных учреждений / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2023).

  2. Раздаточный материал для учащихся (карточки  с заданиями).

  3. Доска, проектор, компьютер.

Ход урока:

  1. Организационный момент;

Приветственное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка. Сегодня мы будем работать в парах. Перед вами лежат рабочие листы и схемы, которые в процессе урока вы будете заполнять. Я надеюсь, что вы на уроке будете активными, творческими. Не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Внимательно выслушивайте выступления своих одноклассников, ведь мы учимся друг у друга.

  1. Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности.

Задание 1. Прочитайте тексты.

Текст 1

Текст 2

Сегодня море отражает лучи. Песок приятно греет ноги, а кожа покрывается загаром. А завтра ветер всколыхнет море и волны уже бьются о берег. И уже нет того счастья. Однако и в этом есть своя прелесть. Это красота необузданности и силы. Даже цвет воды часто меняется. Все ее оттенки даже не перечислить.

Сегодня море отражает солнечные лучи (4). Теплый песок приятно греет ноги, а кожа покрывается золотистым загаром. А завтра сильный ветер всколыхнет море и величественные волны уже бьются о берег. Голубое небо станет серым и грозовым. И уже нет того спокойного счастья. Однако и в этом есть своя прелесть. Это красота необузданности и силы. Даже цвет морской воды часто меняется — то она почти голубая, то темно-синяя, то зеленоватая. Все ее оттенки даже не перечислить.



Учитель: Все слова вам понятны? (необузданность — буйность, безудержность, неукротимость)

Учитель: О чем эти тексты?

Дети: О море.

Учитель: Сравните их по объему. Где больше слов? Где описание моря более точное?

Дети: Во втором тексте.

Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание моря становится более точным.

 Дети: Солнечные, теплый, золотистый, сильный, величественные, голубое, серое, грозовое, спокойного, морской, голубая, темно-синяя, зеленоватая.

(показывается слайд с выделенными прилагательными)

Сегодня море отражает солнечные лучи. Теплый песок приятно греет ноги, а кожа покрывается золотистым загаром. А завтра сильный ветер всколыхнет море и величественные волны уже бьются о берег. Голубое небо станет серым и грозовым. И уже нет того спокойного счастья. Однако и в этом есть своя прелесть. Это красота необузданности и силы. Даже цвет морской воды часто меняется — то она почти голубая, то темно-синяя, то зеленоватая. Все ее оттенки даже не перечислить.

Учитель: К какой части речи относятся выделенные слова?

Дети: К прилагательному

Учитель: Итак, как вы думаете о какой части речи мы сегодня будем говорить?

Дети: Имя прилагательное.

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.

Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Тема нашего урока –«Имя прилагательное как часть речи».

Учитель: А какова основная цель сегодняшнего урока?

Дети: вспомнить и обобщить знания об имени прилагательном;

Учитель: Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном? Вспоминая информацию о прилагательном, я предлагаю Вам заполнить схему, которую в течение урока вы будете дополнять. Заполните сейчас только 1 и 2 ячейки.

Дети: Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?

Учитель: Посмотрите, ребята на экран. Выполните следующее задание:

Выпишите из второго текста (задание 1) 5 словосочетаний «сущ.+прил.», укажите род, число и падеж сущ. и прил.

солнечные лучи, теплый песок, золотистым загаром, сильный ветер, величественные волны, голубое небо и т.д.

Учитель: Что вы можете сказать о роде, числе и падеже сущ. и прил. В данных словосочетаниях?

Дети : Прилагательные ставятся в том же роде, числе и падеже, что и сущ.

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно! Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и ещё в падеже.

Учитель: А как изменяются имена прилагательные? Докажите.

Дополните свои схемы данной информацией. Заполните 3 и 4 ячейки.

Учитель: Ребята, а вы помните каким членом предложения является прилагательное? Т.е. какова синтаксическая роль в предложении прилагательного?

Дети: Является определением.

Учитель: Правильно, определением, но ещё может быть и сказуемым. Прилагательное в роли сказуемого мы с вами изучим на следующих уроках. А сейчас давайте вернемся к определению.

- Выпишите 1 предложение из второго текста (см. задание 1) и сделайте его полный синтаксический разбор.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

Сегодня море отражает солнечные лучи.

(Предложение простое, т.к состоит из одной грамматической основы, повествовательное, т.к в нем содержится сообщение, и на конце стоит точка, невосклицательное, 2 составное, т.к есть подлежащее и сказуемое, распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения.

-Молодец, все правильно. Не забудьте эту информацию записать в схему.

А теперь настал момент физкультминутки.

Учитель: Давайте с новыми силами продолжим урок.

Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту.

Александр Пушкин

К морю

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Учитель: Какую картину вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?

Дети: Потому что поэт использовал прилагательные.

Учитель: Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?

Дети: Использование эпитетов. Занесите эту информацию в схему.

Учитель: Молодцы! Теперь вам предстоит выполнить последнее задание. Но оно посложней, ребята! При его выполнении вам необходима внимательность и смекалка.

(Парная работа. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже. Вставьте пропущенные буквы, обозначая условия выбора орфограмм)

1.(…) утром приятно п…бродить по м…рскому берегу, п…дышать (…) воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышит(?)ся (…)плеск волн.

Прилагательные: ранний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

(Ученик читает свой текст, правильный вариант текста будет показан на слайде.)

Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с этим заданием.

Рефлексия:

Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали сегодня! А теперь давайте повторим, что мы узнали сегодня об имени прилагательном.

-Для этого давайте закончим данную схему.

Имя прилагательное




обозначает









изменяется

отвечает на вопросы




является в предложении

Дети: Имя прилагательное- эта часть речи, которая обозначает признак предмета (цвет, размер, вкус ит.д.) отвечает на вопросы какой?, чей?, какая?, который?, изменяется по родам, числам, падежам. В предложении является определением или сказуемым.

Учитель: Молодцы! Запомните эту часть речи, ее признаки в этом ,думаю, поможет эта схема.

Учитель: Спасибо за урок !

Выставление оценок.

Домашнее задание на выбор:

1)Составить текст описание используя прилагательные.

2) сочините четверостишие, используя эпитеты.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Имя прилагательное как часть речи

Автор: Ахметзянова Наталья Андреевна

Дата: 19.03.2025

Номер свидетельства: 666827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(74) "imia_prilaghatiel_noie_kak_chast_riechi_urok_russkogho_iazyka_vo_2_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "393360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487478379"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Имя прилагательное  как часть речи. "
    ["seo_title"] => string(41) "imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "105857"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402918623"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План-конспект урока на тему: "Имя прилагательное как часть речи". 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "189201"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426838448"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства