Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
I этап:Организационный |
Мотивация к учебной деятельности | Работа с эпиграфом: Я слышу и забываю Я вижу и запоминаю Я делаю и понимаю Как вы понимаете это высказывание? | Настраиваются на урок | Личностная. Мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне | | Включение в учебный процесс |
II этап: Актуализация знаний |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока | - Работа с именем философа Конфуция и со словами на презентации: цыплёнок, циклон, сигнализация, лестницы -Какой звук мы слышим после звука Ц? А какую букву пишем? -Давайте посмотрим на этот звук и вспомним, что мы о нем знаем. (согласный, твердый, глухой, непарный). Этот звук сегодня будет гостем нашего урока. -Давайте вернемся к нашим словам и сформулируем проблему, с которой столкнулись на нашем уроке(почему в одном случае пишется И, а в другом Ы).Давайте искать решение этой проблемы. -Сможете ли вы сформулировать тему урока? | Учащиеся обсуждают ситуацию, с которой и они не раз сталкивались, отправляя СМС Примерные ответы: - Во всех словах есть буква Ц. - Тема урока: «Буквы И-Ы после Ц» | Учебно-познавательная, коммуникативная | Фронтальная беседа | Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать тему урока |
III этап: Постановка целей и задач |
Выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач, планирования дальнейшей деятельности | - Что нужно сделать, чтобы написать грамотно эти слова? Используйте слова: -Я узнаю… - Я смогу… -Я научусь.. -Я смогу применить… -Как вы сможете достичь этих целей? Что поможет нам? С чего нужно начать? | Выдвигают формулировки целей, обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей Примерные ответы: -Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы. -Я смогу определять, в каком случае пишется И, а в каком Ы после Ц - Я научусь правильно писать слова с буквами И-Ы после Ц - Я смогу применить знания в жизни, например, правильно решу упражнение и получу «5» - С изучения орфограммы, поможет учебник. | Учебно-познавательная (планирование деятельности), коммуникативная | Беседа | Умение формулировать цели, задачи урока, планировать собственную деятельность |
IV этап: Решение учебной задачи (открытие нового знания) |
Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умение преобразовывать информацию | Организует работу по открытию нового знания. Исследуем текст: В цирке. Сегодня мы идём в цирк. Мы - это папа, мама, моя сестрёнка и я, Вова Синицын. Папа сказал, что сегодня будут выступать борцы, гимнасты, мотоциклисты, наездницы и весёлый зверинец. Весь день я смотрел на циферблат часов. Наконец, маленькая стрелка остановилась на цифре «три». Папа сказал, что пора собираться. Сестра быстро убрала в стол альбом и циркуль, туда же отправилась и моя коллекция марок. Мы были готовы. По дороге в цирк, на углу одной улицы, папа купил душистый букет акации для артистов. Вот и цирк. Круглолицый контролёр с улыбкой пригласил нас в зал. Класс делится на 4 группы, каждая группа работает с разными морфемами: корни, слова на –ция, окончания, суффиксы. Группы по очереди отвечают на вопросы своих карточек. После составления графической схемы давайте сформулируем правило и прочитаем его в учебнике, обращая внимание на графическое обозначение орфограммы. | Исследуют теоретический материал, работая в группе, обсуждают, находят пути решения задания Составляем графическую схему на доске, которую дети переносят себе в тетрадь. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Исследование | Умение преобразовывать информацию в схему, алгоритм, т.е. анализировать, систематизировать. |
V этап: Первичное закрепление |
Организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения | Организует работу по первичному закреплению нового знания Игра «Передай мелок другу» Ребята! Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду вызывать к доске по одному человеку, вы будете записывать слова и объяснять, почему вы написали ту или иную букву. Ну что, начнем? Ц…рк, порц…я, ц…ган, молодц.., рукавиц…, ц…фра, девиц…, операц…я, голубц…, певц…, ц…пленок. Лексический диктант. Твёрдый покров некоторых животных (панцирь). Основной закон государства (конституция). Пункт остановки поезда (станция). Плодовые растения, к которым относятся апельсин, лимон и мандарин (цитрусовые). Дословная выдержка из литературного произведения (цитата). Четкое произнесение звуков(дикция) Орган, отвечающий за порядок в городе (полиция) | Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или схеме | Учебно-познавательная, коммуникативная | Индивидуальная работа | Умение действовать по алгоритму |
VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой в классе |
Организовать учащихся на самостоятельное пошаговое выполнение заданий нового типа, на самопроверку по эталону (образцу) | Организует выполнение задания по алгоритму Обратимся к написанию буквы ы. Она пишется в суффиксе прилагательных. Это суффиксы, которые обозначают принадлежность кого-то чему-то и отвечают на вопрос чей? Образуйте от существительных прилагательные по образцу: кормилица-кормилицын Птица- Лисица- Синица- Сестра- Курица- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. Поставьте плюс или минус. | Самостоятельно выполняют задания нового типа, сравнивают с эталоном. Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. | Учебно-познавательная | Выполнение, самооценка | Умение работать самостоятельно по алгоритму, сопоставлять с эталоном, адекватно оценивать свою деятельность |
VII этап: Применение нового знания и включение в систему знаний |
Обеспечить включение нового знания в систему знаний; организовать повторение и закрепление ранее изученного, самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; создать ситуацию успеха для каждого; | Физкультминутка. Ребятки, давайте с вами немного отдохнем и выполним физкультминутку. Какие слова на изученную орфограмму вам встретились, подумайте, как их правильно их написать. Мы ребята молодцы! Укрепляем мышцы, Разминаем пальцы, Упражненье «Ножницы», Прыгаем на цыпочках, Как цыплята пикаем, Мы глазами поморгаем И работать продолжаем. Отдохнули? Значит, продолжаем! 1.Творческое задание. Снова делимся на 4 группы. Работа с карточками. Объяснить написание слов и с любым из них составить небольшой текст( до пяти предложений) . 1 группа: нарцисс, порция, циркуль, цирк 2 группа: цифра, лисицын, лестницы, ножницы 3 группа: голубцы, цыплёнок, цитата, станция 4 группа: дикция, коллекция, цыганский, улицы 2. Работа с упражнением 448 в учебнике 3.Сигнальный диктант (используем карточки с буквами И-Ы) Ц…рковой, ц…тата,на ц…почки, декорац…я, операц…я, ц…ц, традиц…я, секц…я, ц…ганский, у ящериц…, с улиц…, ц…ркуль, мультипликац…я, сестриц…н, панц…рь, молодц…, ц…фра, ц…нга | Делятся на группы, участвуют в игре, выбирая соответствующие заданию слова, включаются в мыслительную деятельность Выполняют работу самостоятельно Используют приобретенные знания в практической деятельности | Учебно-познавательная | Работа в группах | Умение логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос |
VIII этап: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. |
Организовать действия по обобщению изученного, нацелить на на работу творческого характера | Предлагает задание: Придумать кроссворд на тему «Буквы И-Ы после Ц» или выполнить упражнение 449. | Ориентируются в информации. | Учебно-познавательная, информационная | | Умение объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание. Формирование собственных представлений о предмете изучения. |
IXэтап:Рефлексия. Подведение итогов |
Помочь учащимся осознать результаты деятельности | Учитель возвращает к началу урока, к постановке целей | Анализируют деятельность по достижению цели для себя (самооценка), товарищем (взаимооценка), всем классом. Используем сигнальные карточки «Светофор». | Учебно-познавательная, коммуникативная | Ответы на вопрсы: Я узнал… - Я смог… -Я научился.. -Я смог применить… | Анализ достижения цели. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. |