обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи;
совершенствовать навыки определения лексико-грамматических разрядов имён существительных;
способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Этап урока | Учитель | Ученики | Универсальные учебные действия ученика |
Организационная часть. Мотивация. | - Здравствуйте. Начинаем наш урок. Желаю всем удачи. Всё у нас получится. Прослушайте стихотворение. Подумайте, в чём его особенность (тексты на парте) | Приветствуют учителя. Организуют рабочие места. Слушают стихотворение, строят предположения. | Личностные, регулятивные Умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности» |
Актуализация. Целеполагание. | - Вы можете определить тему урока? - Мы знакомы с ч.р. существительное? - Но всё ли мы знаем о ней? Приём «ЗУХ» (заполняем графу «знаю», «умею»). Работа (устно) с таблицей. Какое действие мы не смогли выполнить? Почему? - Что хотите узнать? - Какие цели вы поставили? Мы вернёмся к этой таблице в конце урока. | Определяют тему урока. Заполняют таблицу «ЗУХ». Фиксируют возникшее затруднение (не знают определение конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные имена существительные) Выдвигают предположения по изучению нового. | Познавательные Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Личностные, регулятивные Готовность к самообразованию; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. |
Открытие нового знания. Организация парной работы по обобщению теоретических знаний об имени существительном. | В парах, используя материал п.32, приготовьте обобщённый рассказ об имени существительном. Проверка. Определение места затруднения учащихся. - Согласны ли вы с кратким схематическим отражением материала параграфа? Итог этапа урока: - Какие понятия, прозвучавшие на уроке, оказались для вас новыми? (Конкретные, отвлечённые, собирательные и вещественные существительные.) - Так какие существительные называются конкретными? Отвлечёнными? Собирательными? Вещественными? - Какие затруднение при изучении нового материала у вас возникли? Реализовали ли мы цель урока в плане теории? Переходим к практике. | Работают в рабочих листах. Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи. Заполняют клястер. Повторяют и проговаривают по опорной схеме. Рассказывают друг другу. Проверяют правильность выполнения. Оценивают свою работу в парах. Выступление готовых пар. Демонстрация правильного варианта на слайде (работает пара учащихся) Отвечают на вопросы. Анализируют возникшие затруднения. | Коммуникативные Установление рабочих отношений, интеграция в пару и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым в условиях решения предметной задачи. Личностные, регулятивные Умение составлять алгоритмы; адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
Закрепление с проговариванием во внешней речи. Задания на восприятие | 1. Фронтальная работа (устно) Установите, к какому лексико-граммматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные: лист (конкр.), листва (собир.), симфония (конкр.), городишко (конкр.), деление (отвл.), пшено (веществ.), молоко (веществ.), сапожище (конкр.), детвора (собир.), поэзия (отвл.), подмастерье (конкр.), ручища (конкр.). Объясните, почему вы так думаете. | Используя имеющиеся знания, определяют лексико-грамматические разряды имён существительных с объяснением. | Личностные, регулятивные Умение самостоятельно применять знания в новой ситуации |
Физминутка (под стихотворение М.И.Цветаевой) | О, люди - встаньте! Под глубокий вздох Вы руки к небу поднимите. Глазами тучу поищите. Себе под ноги посмотрите. Кругом просторы оглядите. Руками пепел разотрите. Дав силам отдохнуть своим от споров, И снова мы вернемся к разговору. | | |
Организация индивидуальной работы по применению знаний | Организует индивидуальную работу | Работают по карточкам (самопроверка по эталону) Вносят в лист ошибок количество неверных ответов. | Познавательные Формирование предметных понятий, закрепление навыков систематизации знаний по теме «Имя существительное» Личностные, регулятивные Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; Формирование умения самоанализа результатов и самооценки готовности к выполнению заданий разного уровня сложности. |
Рефлексия. Итог урока | Достигли ли вы поставленных целей? В чём были затруднения? Выполнение какой карточки вызвало затруднение? Комфортно ли вам было работать в паре с одноклассником? Довольны ли вы своей работой? По пятибальной шкале оцените свою работу на уроке в плане активности. Поставьте себе оценку за правильность выполнения (решение карточек). Кому можно поставить дополнительный балл за урок? Почему? После проверки домашней итоговой работы по теме я выставлю общую оценку в журнал. - Придумайте практическое применение нашей темы. - Всем спасибо за урок. До свидания! | Отвечают на впросы. Анализируют свою деятельность. Предлагают пути решения затруднений. Выставляют оценки | Предметные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
Домашнее задание | Домашняя контрольная работа по теме (3 варианта) Индивидуальные задания «Гласные в суффиксах имён существительных»; «Правописание сложных имён существительных» | | |