обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи;  
   совершенствовать навыки определения лексико-грамматических разрядов имён существительных;
   способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
   способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
   содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
 
      |  Этап урока   | Учитель | Ученики | Универсальные учебные действия ученика | 
  |  Организационная часть. Мотивация. | - Здравствуйте. Начинаем наш урок. Желаю всем удачи. Всё у нас получится. Прослушайте стихотворение. Подумайте, в чём его особенность (тексты на парте) 
 
 |  Приветствуют учителя. Организуют рабочие места. Слушают стихотворение, строят предположения. 
 | Личностные, регулятивные Умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности» | 
  | Актуализация.   
 Целеполагание. | - Вы можете определить тему урока? - Мы знакомы с ч.р. существительное? - Но всё ли мы знаем о ней? Приём «ЗУХ» (заполняем графу «знаю», «умею»). Работа (устно) с таблицей. Какое действие мы не смогли выполнить? Почему? - Что хотите узнать?   - Какие цели вы поставили?   Мы вернёмся к этой таблице в конце урока. 
 |  Определяют тему урока. Заполняют таблицу «ЗУХ». Фиксируют возникшее затруднение (не знают определение конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные имена существительные) Выдвигают предположения по изучению нового. 
 | Познавательные Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Личностные, регулятивные Готовность к самообразованию; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | 
  | Открытие нового знания. Организация парной работы по обобщению теоретических знаний об имени существительном. 
 | В парах, используя материал п.32, приготовьте обобщённый рассказ об имени существительном. Проверка. Определение места затруднения учащихся.   - Согласны ли вы с кратким схематическим отражением материала параграфа?   Итог этапа урока: - Какие понятия, прозвучавшие на уроке, оказались для вас новыми? (Конкретные, отвлечённые, собирательные и вещественные существительные.) - Так какие существительные называются конкретными? Отвлечёнными? Собирательными? Вещественными? - Какие затруднение при изучении нового материала у вас возникли?  Реализовали ли мы цель урока в плане теории? Переходим к практике.   | Работают в рабочих листах. Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи. Заполняют клястер.    Повторяют и проговаривают по опорной схеме. Рассказывают друг другу. Проверяют правильность выполнения. Оценивают свою работу в парах. Выступление готовых пар.   Демонстрация правильного варианта на слайде (работает пара учащихся)   Отвечают на вопросы. Анализируют возникшие затруднения. | Коммуникативные Установление рабочих отношений, интеграция в пару и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым в условиях решения предметной задачи. Личностные, регулятивные Умение составлять алгоритмы; адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | 
  | Закрепление с проговариванием во внешней речи. Задания на восприятие   | 1. Фронтальная работа (устно)  Установите, к какому лексико-граммматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные: лист (конкр.), листва (собир.), симфония (конкр.), городишко (конкр.), деление (отвл.), пшено (веществ.), молоко (веществ.), сапожище (конкр.), детвора (собир.), поэзия (отвл.), подмастерье (конкр.), ручища (конкр.). Объясните, почему вы так думаете. 
 | Используя имеющиеся знания, определяют лексико-грамматические разряды имён существительных с объяснением. |  Личностные, регулятивные Умение самостоятельно применять знания в новой ситуации 
 | 
  | Физминутка (под стихотворение М.И.Цветаевой) 
 | О, люди - встаньте!Под глубокий вздох
 Вы руки к небу поднимите.
 Глазами тучу поищите.
 Себе под ноги посмотрите.
 Кругом просторы оглядите.
 Руками пепел разотрите.
 Дав силам отдохнуть своим от споров,
 И снова мы вернемся к разговору.
 
 | 
 | 
 | 
  | Организация индивидуальной работы по применению знаний | Организует индивидуальную работу | Работают по карточкам (самопроверка по эталону) Вносят в лист ошибок количество неверных ответов. | Познавательные   Формирование предметных понятий, закрепление навыков систематизации знаний по теме «Имя существительное» Личностные, регулятивные Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;   Формирование умения самоанализа результатов и самооценки готовности к выполнению заданий разного уровня сложности. | 
  | Рефлексия. Итог урока |   Достигли ли вы поставленных целей?   В чём были затруднения? Выполнение какой карточки вызвало затруднение? Комфортно ли вам было работать в паре с одноклассником?   Довольны ли вы своей работой? По пятибальной шкале оцените свою работу на уроке в плане активности. Поставьте себе оценку за правильность выполнения (решение карточек).   Кому можно поставить дополнительный балл за урок? Почему? После проверки домашней итоговой работы по теме я выставлю общую оценку в журнал.      - Придумайте практическое применение нашей темы.  - Всем спасибо за урок. До свидания! 
 | Отвечают на впросы. Анализируют свою деятельность. Предлагают пути решения затруднений. 
 
 
 
 Выставляют оценки | Предметные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;   Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;   Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.   Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). | 
  | Домашнее задание | Домашняя контрольная работа по теме (3 варианта) Индивидуальные задания «Гласные в суффиксах имён существительных»; «Правописание сложных имён существительных» 
 | 
 | 
 |