Тема | Обобщающий интегрированный урок по теме «Имя существительное в стихах русских поэтов» |
Цель | Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи |
Задачи | 1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте. 2.Осознать ценность совместной деятельности. 3.Развивать монологическую и диалогическую речь. 4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 5.Задуматься о красоте родного языка, стимулировать творческую деятельность в его изучении и изучении творчества русских поэтов и композиторов. |
Формируемые УУД | Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы,самостоятельное создание алгоритмов деятельности,построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные:достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия | Морфологические, синтаксические признаки имени существительного, морфемы, словообразование, склонение, фонетика. |
Ресурсы | Доска, мультимедиа система, презентация, распечатки произведений русских поэтов, запись музыкальных произведений. |
Организация пространства | Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, групповая работа |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты Предметные | Планируемые результаты УУД |
1.Орг. момент.Цель создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей предстоящей деятельности по теме. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | Стимулирую деятельность обучающихся: -читаю стихотворения о родине на фоне музыки; -сообщаю о форме урока - представляю гостей | Приветствие учителя; -запись темы в тетрадь | Сегодня у нас обобщающий урок, тему которого нам предстоит определить и соответственно сформулировать задачи на предстоящий урок. части речи и показать умение применять на практике знания. Также мы продолжим подготовку к контрольной работе. Сегодня у нас урок не совсем обычный. Русский язык и литература. Нам надо на произведениях русских поэтов показать знания по русскому языку. Итак, задача ясна, и мы приступаем. Начать наш урок мне бы хотелось со стихотворения Полторацкого. Россия – радуга и синь, Степная сизая полынь, Полей разлёт, и снег, и лёд И хоровод берёз, Взметнувшихся над Волгой. Она багряный листопад, И снова синь, и снова сад, А в нём, пленительный и долгий, Шального соловья раскат. Россия – ясная роса, Косого ливня полоса И запах медуниц от луга, Глаза ребёнка, сердце друга, Вечерних росстаней печаль. И распахнувшаяся даль От Селигера до Байкала, Всё, всё она в себя впитала! Россия – всё, чем я живу, К чему во сне и наяву Душа стремиться не устала. Почему именно это стихотворение. Что интересного вы в нем заметили? Оформим день. Дата. Тема. | | Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; Помочь обучающимся целостно представить проект по обобщению, систематизации знаний в рамках темы. |
2.Слайд с пословицами и задания по нему Цель: актуализация личного опыта и опорных знаний обучающихся, умение использовать их на практике при реконструкции текста. | Для достижения цели использую: -игровую деятельность, -нестандартную ситуацию при проверке выполнения заданий (ученик- ученик), -самостоятельность обучающихся за контролем знаний, -дифференцированная помощь. | Выполняет задания с классом (1чел.) Отвечают у доски. Объясняют пословицы (можно с места). | Я приглашаю к выполнению заданий. Задание 1. Восстановить пословицы (в тетради) . Задание 2. Сделать морфологический разбор слова (на доске) Песни – существ. Задание 3. Указать способ образования существительных (на доске): матери | -Морфологические признаки существительных; -собственное или нарицательное; -одушевленное или неодушевленное; -склонение; -способы действия при морфологическом и словообразовательном разборах. | - смогут осознать значение изучаемого предмета, -совместной деятельности, -развивать умения классифицировать познавательные объекты, - развивать монологическую и диалогическую речь. |
3. Задания по стихотворениям Цель: организация деятельности по закреплению использования алгоритма правил орфографии, продолжить работу по воспитанию организованности, ответственности, развитию алгоритмического мышления, грамотного письма. | . Использую, кроме игры, следующее: - аргументированный ответ; -самостоятельную работу в сочетании с беседой; -участие обучающихся в оценке качества знаний; -выборочно- распределительное письмо (анализ) | Вспоминают правила правописания –чик и –щик и записывают текст. Выписывают существительные,распределяя по склонениям и объясняя выбор. Контролируют друг друга и проводят коррекцию знаний. | Задание 1. Объяснить правописание –чик и –щик Задание 2. Выписать существительные в столбик и определить склонения с объяснением. | -Склонение имен существительных– правила правописания - чик -щик; - алгоритм применения на практике. | - Развивать умения «приостановить» свою деятельность , –умение отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к ситуации взаимодействия , –закреплять понятия (спряжение глагола), умение использовать правила на практике. |
4.Выполнение задания по стихотворениям Цель: обеспечение развития умения ставить цель и планировать свою деятельность, обеспечить применение обучающимися знаний и способов действий при морфемном и синтаксическом разборах. | Продолжаю работать, используя те же методы. Даем словесную оценку деятельности в группах | Делают синтаксический и морфемный разбор. Работают у доски и в тетради, оценивают работу. | «Задание 1. Списать предложение и указать грамматическую основу. Задание 2. Синтаксический разбор предложения (по составу – сложное, из 3 ч.) -тип – БСП, СПП, ССП - по цели высказывания – повествовательное - по интонации – невосклицательное Задание 3. Морфемный разбор слов раскат, листопад, синь. | -Морфемы; –члены предложения; –синтаксические признаки существительного; –характеристика предложений; –порядок разборов. | -Развивать умения структурировать информацию, -умение классифицировать познавательный объект, -осознавать практическую значимость материала. |
5.Домашнее задание.Цель: организация деятельности обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях, обеспечение развития умения планировать свою деятельность. | Проверяю готовность выполнить домашнее задание - по активности каждого, -эмоциональному климату в классе; - учитываю возможные затруднения и способы их ликвидации ; -провожу инструктаж и фронтальный опрос с учетом индивидуальных особенностей по планированию выполнения домашней работы. | Слушают инструктаж. Планируют деятельность по домашнему заданию. Отвечают на вопросы учителя. | Получаем домашнее задание. (слайд). 1.Проиллюстрировать стихотворение понравившегося автора 2.Выполнить синтаксический разбор назывного предложении 3.Выполнить морфемный разбор слова, состоящего из 5-6 морфем 4.Фонетический разбор слова, в котором звуков больше, чем букв | - Признаки имени существительного как части речи; – порядок синтаксического разбора предложений; – порядок морфемного разбора; –фонетического разбора. | -развивать умения организации деятельности по закреплению способов действий при выполнении разных разборов; умения формулировать проблему и предлагать пути решения; - умения осуществлять самоконтроль, самокоррекцию. |
6.Тест и итог урока. Цель: проверка сформированности общеучебных умений и навыков, самооценка результатов деятельности и всего класс а, создать условия развития у школьников умения работать во времени, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. | и. Использую фронтальную беседу по вопросам урока. Далее проверяю знания, используя тест. Показываю на экране критерии оценивания для самооценки. Выставляю оценки за урок, обсуждая их с учениками. | | (Далее говорит преподаватель). Подведем итог нашей сегодняшней работы. Урок пролетел незаметно, но мы проведем похожий после изучения темы «Имя прилагательное». А сейчас обобщим изученное по теме Выполним тест (прилагается на отдельном листе на каждой парте). Если есть время, объясним задания. Проверяют тесты 2 ученика. На доске ответы и критерии оценивания (появятся чуть позже). Оценки за тест выставляем себе сами. Вернемся к началу урока. Что мы сделали на сегодняшнем уроке? Дети, как вы считаете, мы справились с задачей урока? (Предполагается положительный ответ). Урок окончен. | -Все правила, повторяемые на уроке Выбирают смайлики, соответствующие настроению | - помочь осознанию значимости изучаемого материала; -ценности совместной деятельности; -умения адекватной самооценки; -осознание оценки учителя. |