Преемственность в учебно-воспитательной работе с младшими дошкольниками, младшими школьниками и учащимися основного звена рассматривается как целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Проблемы организации развивающего обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения грамоте, русскому языку и литературе весьма активно разрабатываются в дидактике и методике обучения в начальных классах (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Н.Б.Истомина и др.).
Я работаю по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, соблюдая преемственность методов обучения как в детском саду, так и в начальной школе. Следуя принципам принципам преемственности, я работаю в детском саду № 24 «Буратино» и веду занятия по обучению грамоте, используя элементы развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Основной целью курса «Обучение грамоте» является формирование правильной связной речи и фонематического слуха. Малыши учатся выделять отдельные звуки в звуковой последовательности; строить звуковые модели слов и высказываний; задавать друг другу вопросы и давать на них полные ответы.
Навыки чтения повышают уровень готовности ребенка к школе только при условии, если вы научили ребенка слышать звуки слова, если он осознает его звуковой состав, а само чтение является слитным или послоговым (побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать). Обучение грамоте должно проводиться звуковым аналитико-синтетическим методом. Звуковым этот метод называется потому, что в его основе лежит пристальное внимание к звукам речи, развитию фонематического слуха у детей, т.е. умения правильно слышать, распознавать и выделять в основах звуки, анализировать звуко-слоговой состав слова.
Большое значение в подготовке и обучению грамоте я отвожу словарным упражнениям, потому что они не только учат дошкольника понимать и употреблять речевые термины, но формируют осознанное отношение ребенка к слову, активизируют его речь.
На первом этапе мы должны научить ребенка слышать звуки нашей речи (из каких звуков состоят слова). Здесь нам на помощь приходит игра. Играем в игру «Жуки». Вот жуки расправили крылья, полетели ж-ж-ж-… Дети машут крыльями и жужжат. «Какую песенку поет жук?» - спрашиваю я. «Ж-ж-ж», - отвечает ребенок. Дети охотно повторяют слово жуж-жат, вслушиваются в песенку жука. Такая работа проводится и с другими звуками.
Когда мы строим звуковую модель слова, мы не только вычленяем отдельные звуки, но и делим слова на слоги и ставим ударение. Ударение проставляем при помощи троекратного повтора: рыба-рыба-рыыыба.
Только после того, как дети будут хорошо ориентироваться в звуковой стороне речи, мы начинаем знакомить с их буквами.
Занятия обучению грамоте в детском саду являются эффективным воспитательным инструментом.
Навыки сотрудничества, приобретенные дошкольником, имеют большое значение для его дальнейшего обучения в школе, так как весь процесс обучения в системе Эльконина-Давыдова выстраивается через совместную деятельность педагогов и учащихся.
Таким образом, занятия обучению грамоте можно считать той средой, которая способствует формированию и развитию качеств, необходимых дошкольнику для перехода на новый вид деятельности – учебной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья " Обучение ребёнка грамоте" »
Мухаметдинова Зульфия Наилевна
МБОУ «СОШ № 10»
г.Набережные Челны
Республика Татарстан
lyl-m3@mail.ru
Обучение ребенка грамоте
Преемственность в учебно-воспитательной работе с младшими дошкольниками, младшими школьниками и учащимися основного звена рассматривается как целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Проблемы организации развивающего обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения грамоте, русскому языку и литературе весьма активно разрабатываются в дидактике и методике обучения в начальных классах (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Н.Б.Истомина и др.).
Я работаю по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, соблюдая преемственность методов обучения как в детском саду, так и в начальной школе. Следуя принципам принципам преемственности, я работаю в детском саду № 24 «Буратино» и веду занятия по обучению грамоте, используя элементы развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Основной целью курса «Обучение грамоте» является формирование правильной связной речи и фонематического слуха. Малыши учатся выделять отдельные звуки в звуковой последовательности; строить звуковые модели слов и высказываний; задавать друг другу вопросы и давать на них полные ответы.
Навыки чтения повышают уровень готовности ребенка к школе только при условии, если вы научили ребенка слышать звуки слова, если он осознает его звуковой состав, а само чтение является слитным или послоговым (побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать). Обучение грамоте должно проводиться звуковым аналитико-синтетическим методом. Звуковым этот метод называется потому, что в его основе лежит пристальное внимание к звукам речи, развитию фонематического слуха у детей, т.е. умения правильно слышать, распознавать и выделять в основах звуки, анализировать звуко-слоговой состав слова.
Большое значение в подготовке и обучению грамоте я отвожу словарным упражнениям, потому что они не только учат дошкольника понимать и употреблять речевые термины, но формируют осознанное отношение ребенка к слову, активизируют его речь.
На первом этапе мы должны научить ребенка слышать звуки нашей речи (из каких звуков состоят слова). Здесь нам на помощь приходит игра. Играем в игру «Жуки». Вот жуки расправили крылья, полетели ж-ж-ж-… Дети машут крыльями и жужжат. «Какую песенку поет жук?» - спрашиваю я. «Ж-ж-ж», - отвечает ребенок. Дети охотно повторяют слово жуж-жат, вслушиваются в песенку жука. Такая работа проводится и с другими звуками.
Когда мы строим звуковую модель слова, мы не только вычленяем отдельные звуки, но и делим слова на слоги и ставим ударение. Ударение проставляем при помощи троекратного повтора: рыба-рыба-рыыыба.
Только после того, как дети будут хорошо ориентироваться в звуковой стороне речи, мы начинаем знакомить с их буквами.
Занятия обучению грамоте в детском саду являются эффективным воспитательным инструментом.
Навыки сотрудничества, приобретенные дошкольником, имеют большое значение для его дальнейшего обучения в школе, так как весь процесс обучения в системе Эльконина-Давыдова выстраивается через совместную деятельность педагогов и учащихся.
Таким образом, занятия обучению грамоте можно считать той средой, которая способствует формированию и развитию качеств, необходимых дошкольнику для перехода на новый вид деятельности – учебной.