kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация новой многофакторной системы оценки качества образования младшего школьника (статья)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья познакомит с реализацией новой многофакторной системы оценки качества образования, учитывающей предметные, метапредметные и личностные результаты развития младшего школьника.

В соответствии с ФГОС меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся.

Главным средством накопления информации о результатах ученика становится портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу теперь принимается на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

       Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач.

      «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период  его обучения в школе.

       На первой ступени (начальная школа) важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися.

       Основные цели внедрения технологии портфолио – это отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.

       Основными задачами применения портфолио являются:

-   повышение качества образования в школе;

- поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности,  расширение возможности обучения и самообучения;

- систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;

- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;

- формирование у учащегося умения учиться – т. е. ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- создание ситуации успеха для каждого ученика;

- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

       Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог и администрация школы.

        Портфолио учащегося имеет титульный лист и состоит из четырех разделов.

I раздел: «Мой портрет».  Здесь содержатся сведения об учащемся, который может  представить его  любым способом. Здесь  могут быть личные данные учащегося, ведущего портфолио, его автобиография, личные  фотографии. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.

II раздел: «Портфолио документов». В  этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся представляет  дипломы, грамоты, благодарности и сертификаты олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования, табели успеваемости, результаты тестирования.

III раздел: «Портфолио работ». Учащийся представляет комплект своих творческих исследовательских и проектных работ, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах,  конференциях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений.

       «Портфолио работ» может включать в себя:

·                    Работы, проекты, исследования, которые учащиеся выполнили в учреждениях дополнительного образования;

·                    Работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса (классные, домашние работы; сочинения, творческие работы, фотографии, зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, описание экспериментов, аудио-, видеокассеты с записью выступления; и т.п.);

·                    Собственные изделия учащегося (модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, и т.п.).

IV раздел: «Портфолио отзывов»:

- включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.;

- включает письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов;

- представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.;

- представляет саморефлексию ученика на выполняемую им разнообразную деятельность.

       Примерный перечень документов «Портфолио отзывов»:

·                    Заключение о качестве выполненной работы;

·                    Рецензия на статью;

·                    Отзыв о работе в творческом коллективе дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

·                    Резюме школьника с оценкой собственных учебных достижений;

·                    Отзывы родителей, учителей, одноклассников и т.д.

Оформление портфолио

       Портфолио оформляется в соответствии с принятой структурой, самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.

       По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся  постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

       Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.

       В конце года ученик самостоятельно проводит  анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.

       Папка личных достижений хранится у владельца или в классе.

       Обучаясь на средней и старшей ступени образования, ученик может продолжать накапливать материалы портфолио до конца обучения в школе для использования при поступлении в высшие или средне – специальные образовательные учреждения.

       Любая работа должна приносить плоды – результаты, и они должны быть видны и ощутимы.

       Контроль за работой над портфолио осуществляют все участники образовательного процесса: обучающиеся, родители, классный руководитель, администрация.

       На первоначальном этапе портфолио заполняются под руководством классного руководителя, в дальнейшем с помощью родителей. Дети фиксируют результаты деятельности по мере их достижений. Заполняя страницы.

       Второй этап – включает представление результатов работы с портфолио по итогам четверти, 1- го полугодия, учебного года, диагностику учеников.

       По итогам 1-го полугодия проводится классный час, на котором обучающиеся представляют результаты своей деятельности в устной форме и с показом страниц портфолио.

       Итоговый классный час в конце учебного года требует более тщательной подготовки. Перед классным часом организуется выставка портфолио с целью знакомства с достижениями одноклассников. Папки раскладываются на столе, дети имеют возможность их просмотреть.

       На классном часе «Мои достижения» учащиеся презентуют портфолио, рассказывают о наиболее значимых достижениях за год. Выступление строится по плану:

«Мой личностный рост»

  1. Какие результаты ты считаешь наиболее значимыми?
  2. Удалось ли тебе подняться на ступеньку вверх в собственном развитии?
  3. Что не удалось достичь? Почему?

       В конце классного часа проводится взаимооценивание работ с портфолио. Детям предлагается выделить:

  • Самое содержательное портфолио
  • Самое эстетично оформленное портфолио
  • Самое результативное портфолио
  • Самый оригинальный портфолио

       Возможны и другие номинации.

       Включается оценивание портфолио: самим учеником, родителями, классным руководителем.

       На итоговом классном часе заполняется страница «Пожелания для меня», где письменно в произвольной форме высказываются одноклассники, классный руководитель.

       В конце учебного года проводится анкетирование, целью которого является выявление отношения учащихся к работе портфолио.

       Эффективным является проведение в конце учебного года совместного с родителями классного часа по представлению портфолио. Предусматривается совместное выступление ребёнка с родителями. В выступлении отражается следующее:

  • Какими результатами я могу гордиться?
  • Какие результаты ребёнка у меня вызывают гордость?
  • Что я ему пожелаю?

       Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в форме таблицы. За каждый вид деятельности и результат, представленный в портфолио проставляются баллы. Оценка суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость»

       Экспертиза проводится один раз в полугодие экспертной группой, в которую входят родители, обучающиеся и классный руководитель. Итоги мониторинга учитываются при построении классным руководителем индивидуальной образовательной траектории учащегося.

        С целью получения объективных результатов возможно взаимооценивание портфолио экспертными группами классов одной параллели.

        На заключительном мероприятии «Слёт отличников» в конце учебного года подводятся итоги «Лучшего портфолио учащегося» и детям вручаются дипломы и грамоты за лучший портфолио. Для получение объективной оценки при подведении итогов представители Управляющего совета анализируют портфолио детей, заполненные экспертные листы и выносят решение о награждении.

        Роль администрации заключается в контроле деятельности классного руководителя по организации ведения портфолио учащимися. Происходит это через анализ экспертных листов и выборочный анализ портфолио учащихся, посещение классных часов, посвящённых презентации портфолио учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Копия портфолио»
































______________________________________________________________________________________________________


Фамилия, имя


учащегося______________класса____________средней школы № 3



г. Бийска




СОДЕРЖАНИЕ_______________________________________________

Раздел I. «Мой портрет» стр.

Мой портрет. Мое имя

Моя родословная

Что я люблю делать

Что я люблю больше всего

Я думаю, что я могу... Я знаю, что я могу!

Безопасный маршрут «Дом-школа». Мой адрес

Мои друзья

Моя школьная жизнь

«ТЕСТ»

Раздел II. «Портфолио документов»

Мои достижения

Раздел III. «Портфолио работ»

Мои работы

Раздел IV. «Отзывы»

Раздел V. «Копилка»

«Советы Знайки»



РАЗДЕЛ I

















МОЙ ПОРТРЕТ

(нарисуй или приклей фотографию)




















МОЕ ИМЯ


напиши о себе:


имя_________________________________________________________________________

Отчество___________________________________________________________________

Фамилия ____________________________________________________________________

Дата рождения_______________________________________________________________

Что означает твоё имя?______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выясни у родителей, почему они тебя так назвали? Есть ли еще в вашем роду люди с таким именем? Что ты знаешь об известных людях, носящих такое же, как у тебя, имя?_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему нужно дорожить своим именем?_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



СЕМЬЯ


Напиши о своих родителях

Папа


Мама


Имя



Отчество



Дата рождения



Профессия



Какие они?



Кто ещё есть в твоей семье?________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что, по твоему мнению, нужно делать, чтобы сохранить семью крепкой и дружной?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Есть ли у вас любимые семейные праздники? Каковы общие увлечения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А сейчас ответь на вопрос: «Что такое счастье семьи?»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЧТО Я ЛЮБЛЮ ДЕЛАТЬ


В этих квадратиках нарисуй, что ты больше всего любишь делать, или вырежи картинки из журнала и наклей их.










































Мое любимое время года________________________________________

Мое любимое животное_________________________________________

Место, где я люблю бывать больше всего на свете__________________

_____________________________________________________________________________

Мой лучший друг_______________________________________________

Мой любимый вид спорта________________________________________

Моя любимая книга_____________________________________________

Мое любимое занятие___________________________________________

Мой любимый фильм____________________________________________

Моя любимая телепередача______________________________________

Моя любимая одежда___________________________________________

Моя любимая музыка___________________________________________

Мой любимый музыкальный инструмент____________________________

Моя любимая песенка___________________________________________

Моя любимая игра______________________________________________

Мой любимый цвет_____________________________________________

Мой любимый звук_____________________________________________

Мое любимое время года________________________________________

Моя любимая игрушка__________________________________________

Мое любимое блюдо____________________________________________

Мой любимый запах ________________________________

Мое любимое время суток ________________________________

___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Я ДУМАЮ, ЧТО Я МОГУ….

Я ЗНАЮ, ЧТО Я МОГУ!




Лучше всего я умею:

1._____________________________________________________________

2._____________________________________________________________

3.________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

5._________________________________________________________________



Я не очень хорошо умею:

1._____________________________________________________________

2._____________________________________________________________

3.________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

5._________________________________________________________________



Больше всего я хочу научиться лучше…

1._____________________________________________________________

2._____________________________________________________________

3.________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

5._________________________________________________________________



Вот, что мне для этого нужно:

1._____________________________________________________________

2._____________________________________________________________

3.________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

5._________________________________________________________________




Безопасный маршрут

«ДОМ-ШКОЛА»








































МОЙ АДРЕС :_____________________________

______________________________________________________

_____________________________________________________


История моей улицы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________НАСТОЯЩИЙ ДРУГ



«Почему у меня нет друзей?», «Почему наш класс недружный?» - такие вопросы ребята часто задают взрослым, друг другу и сами себе. А действительно, почему? И кто такой НАСТОЯЩИЙ ДРУГ? Может быть, и тебя волнуют эти вопросы?


Согласен ли ты с этими утверждениями?

(отметь кружком те утверждения, с которыми согласен)


1. Настоящий друг - это тот, кто никогда не обманывает своего друга.

2. Настоящий друг - это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.

3. Настоящий друг - это тот, кто никому не выдаст секреты своего друга.

4. Настоящий друг - это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.

5. Настоящий друг - это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.

6. Настоящий друг - это тот, кто постарается защитить от обидчика.


Ты согласен с большинством утверждений? Если согласен, то попробуй в каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставить короткое слово Я. Ну как, получается?


Прочитай, что получилось. Ещё раз посмотри на себя «со стороны». Может быть, тебе захочется что-то изменить в своём характере, поведении, привычках.

Составь свой ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМОВОСПИТАНИЯ и постарайся его выполнять.



СОВЕТЫ ЗНАЙКИ

Подумай, что тебе надо изменить в себе - в своём характере, привычках, увлечениях, - чтобы и с тобой людям захотелось дружить.


Здесь расскажи о тех, с кем ты дружишь

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Мой интерес к школьным предметам



Мои любимые учителя


Мои любимые предметы


1



2



3



4



5




ТЕСТ

  1. На что тебе нужно обратить особое внимание, чтобы улучшить свои успехи в школе? (Подчеркни)

________________________________________________________

- распорядок и режим дня;

- тренировка силы воли;

- тренировка памяти (зрительной, слуховой, логической);

- развитие логического мышления;

- чтение научной и художественной литературы;

- просмотр развивающих телепередач;

- занятия в кружках, секциях, ..

- посещение музеев.


  1. Есть ли у тебя увлечения? Считаешь ли ты их серьёзными? Помогают ли они тебе в учёбе, или в чём-то другом?


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Мои секреты успешной работы


Организация рабочего места



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Мой распорядок дня


______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




ТЕСТ



Напоследок выполни небольшую контрольную

работу. Допиши незаконченные предложения.



1. Мне нравятся люди, которые___________________________________________________

2. Я хочу, чтобы в школе____________________________________________________________

3. После занятий я люблю__________________________________________________________

4. Когда бывает трудно, я__________________________________________________________

5. Я знаю, что моё здоровье_________________________________________________________

6. Друзей у меня______________________________________________________________________

7. Я часто думаю о__________________________________________________________________

8. Дома я______________________________________________________________________________

9. Более самостоятельным я стану_____________________________________________

10. В будущем я_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Раздел II
















п/п

Мои достижения, награды, заслуги

дата















































































Раздел III










п/п

Перечень представленных творческих работ

дата






















































































Раздел IV










Раздел V




















СОВЕТЫ ЗНАЙКИ




Почему одни хорошо учатся, а другие не очень? Случается так: на уроке

ученик был, учителя слушал и даже что-то записывал, а пришёл домой - и ничего не помнит. И как задачу решать - совершенно непонятно. А кажется, что-то объясняли...

Может, не решать, а списать у кого-нибудь?




ТЕСТ

Трудности в учёбе бывают у всех, даже у отличников. Попробуй выяснить, в чём их причина лично для тебя.


Выбери и отметь подходящий вариант окончания фразы.

На уроках мне обычно...

интересно

скучно

На уроках я...

слушаю внимательно

часто отвлекаюсь

Домашние задания я выполняю

сразу после школы

поздно вечером

Если что-то не получается, я...

стараюсь добиться успеха

сразу бросаю


Прочти все получившиеся фразы. Результаты этого теста могут подсказать тебе, на что надо обратить внимание в первую очередь.

Иметь серьёзные увлечения очень важно. Какие увлечения можно считать серьёзными? Да самые разные. Это может быть и коллекционирование, и спорт, и любое ремесло, и литература - что хочешь. Но вот заниматься всем этим нужно серьёзно, только тогда будет польза.


Например, собирая марки, ты можешь очень многое узнавать: историю и географию разных стран, имена и судьбы выдающихся людей, историю научных открытий - ты будешь расширять свой кругозор. А чем шире твой кругозор, тем интереснее становится твоя жизнь и тем интереснее с тобой другим людям. Новые знания прочно закрепляются в памяти (потому что интересно!) и могут не раз пригодиться, в том числе и на уроках в школе.


Попробуй разные занятия, ищи свое увлечение.





27

Просмотр содержимого документа
«Оценка достижений учащихся по материалам портфолио»

Оценка достижений учащихся по материалам портфолио

Показатели

Измерители

Результат-балл

Самооценка

Оценка эксперта

Учебная деятельность

2, 3, 4 класс-средний балл годовых оценок

До 5



1, 2, 3, 4 класс-результаты итоговой комплексной работы

До 5



Олимпиады, конкурсы

Школьная:

Победитель

Призёр

Участник


3

2

1



Городская:

Победитель

Призёр

Участник


5

4

3



Краевая:

Победитель

Призёр

Участник


7

6

5



Всероссийская:

Победитель

Призёр

Участник


9

8

7



Международная:

Победитель

Призёр


10

10



Спортивные достижения

Школьные соревнования:

Победитель

Призёр

Участник


3

2

1



Городские соревнования:

Победитель

Призёр

Участник


5

4

3



Краевые соревнования:

Победитель

Призёр

Участник


7

6

5



Всероссийские соревнования:

Победитель

Призёр

Участник


9

8

7



Международные соревнования:

Победитель

Призёр


10

10



Дополнительное образование

Участие в кружках и секциях


2



Школьные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник



3

2

1



Городские конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник



5

4

3




Краевые конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник



7

6

5



Школьные мероприятия, практики

Участие

Участвовал и стал призёром

Организация и проведение мероприятия

1

2

3




Сводная итоговая ведомость

______________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Класс_____________

Показатели

Общий балл

Самооценка

Оценка эксперта

1

Учебная деятельность



2

Олимпиады, конкурсы



3

Спортивные достижения



4

Дополнительное образование



5

Школьные мероприятия, практики








ИТОГО:





Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в порфолио.

Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.


Дата__________

Классный руководитель___________________

Эксперты____________________________

_____________________________

____________________________

Просмотр содержимого документа
«Портфолио младшего школьника»

Реализация новой многофакторной системы оценки качества образования, учитывающая предметные, метапредметные и личностные результаты развития младшего школьника

В соответствии с ФГОС меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся.

Главным средством накопления информации о результатах ученика становится портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу теперь принимается на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач.

«Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.

На первой ступени (начальная школа) важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися.

Основные цели внедрения технологии портфолио – это отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.

Основными задачами применения портфолио являются:

- повышение качества образования в школе;

- поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;

- систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;

- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;

- формирование у учащегося умения учиться – т. е. ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- создание ситуации успеха для каждого ученика;

- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог и администрация школы.

Портфолио учащегося имеет титульный лист и состоит из четырех разделов.

I раздел: «Мой портрет». Здесь содержатся сведения об учащемся, который может представить его любым способом. Здесь могут быть личные данные учащегося, ведущего портфолио, его автобиография, личные фотографии. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.

II раздел: «Портфолио документов». В этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся представляет дипломы, грамоты, благодарности и сертификаты олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования, табели успеваемости, результаты тестирования.

III раздел: «Портфолио работ». Учащийся представляет комплект своих творческих исследовательских и проектных работ, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений.

«Портфолио работ» может включать в себя:

  • Работы, проекты, исследования, которые учащиеся выполнили в учреждениях дополнительного образования;

  • Работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса (классные, домашние работы; сочинения, творческие работы, фотографии, зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, описание экспериментов, аудио-, видеокассеты с записью выступления; и т.п.);

  • Собственные изделия учащегося (модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, и т.п.).

IV раздел: «Портфолио отзывов»:

- включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.;

- включает письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов;

- представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.;

- представляет саморефлексию ученика на выполняемую им разнообразную деятельность.

Примерный перечень документов «Портфолио отзывов»:

  • Заключение о качестве выполненной работы;

  • Рецензия на статью;

  • Отзыв о работе в творческом коллективе дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

  • Резюме школьника с оценкой собственных учебных достижений;

  • Отзывы родителей, учителей, одноклассников и т.д.

Оформление портфолио

Портфолио оформляется в соответствии с принятой структурой, самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.

По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.

В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.

Папка личных достижений хранится у владельца или в классе.

Обучаясь на средней и старшей ступени образования, ученик может продолжать накапливать материалы портфолио до конца обучения в школе для использования при поступлении в высшие или средне – специальные образовательные учреждения.

Любая работа должна приносить плоды – результаты, и они должны быть видны и ощутимы.

Контроль за работой над портфолио осуществляют все участники образовательного процесса: обучающиеся, родители, классный руководитель, администрация.

На первоначальном этапе портфолио заполняются под руководством классного руководителя, в дальнейшем с помощью родителей. Дети фиксируют результаты деятельности по мере их достижений. Заполняя страницы.

Второй этап – включает представление результатов работы с портфолио по итогам четверти, 1- го полугодия, учебного года, диагностику учеников.

По итогам 1-го полугодия проводится классный час, на котором обучающиеся представляют результаты своей деятельности в устной форме и с показом страниц портфолио.

Итоговый классный час в конце учебного года требует более тщательной подготовки. Перед классным часом организуется выставка портфолио с целью знакомства с достижениями одноклассников. Папки раскладываются на столе, дети имеют возможность их просмотреть.

На классном часе «Мои достижения» учащиеся презентуют портфолио, рассказывают о наиболее значимых достижениях за год. Выступление строится по плану:

«Мой личностный рост»

  1. Какие результаты ты считаешь наиболее значимыми?

  2. Удалось ли тебе подняться на ступеньку вверх в собственном развитии?

  3. Что не удалось достичь? Почему?

В конце классного часа проводится взаимооценивание работ с портфолио. Детям предлагается выделить:

  • Самое содержательное портфолио

  • Самое эстетично оформленное портфолио

  • Самое результативное портфолио

  • Самый оригинальный портфолио

Возможны и другие номинации.

Включается оценивание портфолио: самим учеником, родителями, классным руководителем.

На итоговом классном часе заполняется страница «Пожелания для меня», где письменно в произвольной форме высказываются одноклассники, классный руководитель.

В конце учебного года проводится анкетирование, целью которого является выявление отношения учащихся к работе портфолио.

Эффективным является проведение в конце учебного года совместного с родителями классного часа по представлению портфолио. Предусматривается совместное выступление ребёнка с родителями. В выступлении отражается следующее:

  • Какими результатами я могу гордиться?

  • Какие результаты ребёнка у меня вызывают гордость?

  • Что я ему пожелаю?

Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в форме таблицы. За каждый вид деятельности и результат, представленный в портфолио проставляются баллы. Оценка суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость»

Экспертиза проводится один раз в полугодие экспертной группой, в которую входят родители, обучающиеся и классный руководитель. Итоги мониторинга учитываются при построении классным руководителем индивидуальной образовательной траектории учащегося.

С целью получения объективных результатов возможно взаимооценивание портфолио экспертными группами классов одной параллели.

На заключительном мероприятии «Слёт отличников» в конце учебного года подводятся итоги «Лучшего портфолио учащегося» и детям вручаются дипломы и грамоты за лучший портфолио. Для получение объективной оценки при подведении итогов представители Управляющего совета анализируют портфолио детей, заполненные экспертные листы и выносят решение о награждении.

Роль администрации заключается в контроле деятельности классного руководителя по организации ведения портфолио учащимися. Происходит это через анализ экспертных листов и выборочный анализ портфолио учащихся, посещение классных часов, посвящённых презентации портфолио учащихся.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рожнова Наталья Васильевна

Дата: 25.08.2016

Номер свидетельства: 340700

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства