Статья познакомит с реализацией новой многофакторной системы оценки качества образования, учитывающей предметные, метапредметные и личностные результаты развития младшего школьника.
В соответствии с ФГОС меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся.
Главным средством накопления информации о результатах ученика становится портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу теперь принимается на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач.
«Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.
На первой ступени (начальная школа) важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися.
Основные цели внедрения технологии портфолио – это отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.
Основными задачами применения портфолио являются:
- повышение качества образования в школе;
- поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
- систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
- формирование у учащегося умения учиться – т. е. ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- создание ситуации успеха для каждого ученика;
- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог и администрация школы.
Портфолио учащегося имеет титульный лист и состоит из четырех разделов.
I раздел: «Мой портрет». Здесь содержатся сведения об учащемся, который может представить его любым способом. Здесь могут быть личные данные учащегося, ведущего портфолио, его автобиография, личные фотографии. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.
II раздел: «Портфолио документов». В этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся представляет дипломы, грамоты, благодарности и сертификаты олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования, табели успеваемости, результаты тестирования.
III раздел: «Портфолио работ». Учащийся представляет комплект своих творческих исследовательских и проектных работ, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений.
«Портфолио работ» может включать в себя:
· Работы, проекты, исследования, которые учащиеся выполнили в учреждениях дополнительного образования;
· Работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса (классные, домашние работы; сочинения, творческие работы, фотографии, зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, описание экспериментов, аудио-, видеокассеты с записью выступления; и т.п.);
· Собственные изделия учащегося (модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, и т.п.).
IV раздел: «Портфолио отзывов»:
- включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.;
- включает письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов;
- представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.;
- представляет саморефлексию ученика на выполняемую им разнообразную деятельность.
Примерный перечень документов «Портфолио отзывов»:
· Заключение о качестве выполненной работы;
· Рецензия на статью;
· Отзыв о работе в творческом коллективе дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;
· Резюме школьника с оценкой собственных учебных достижений;
· Отзывы родителей, учителей, одноклассников и т.д.
Оформление портфолио
Портфолио оформляется в соответствии с принятой структурой, самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
Папка личных достижений хранится у владельца или в классе.
Обучаясь на средней и старшей ступени образования, ученик может продолжать накапливать материалы портфолио до конца обучения в школе для использования при поступлении в высшие или средне – специальные образовательные учреждения.
Любая работа должна приносить плоды – результаты, и они должны быть видны и ощутимы.
Контроль за работой над портфолио осуществляют все участники образовательного процесса: обучающиеся, родители, классный руководитель, администрация.
На первоначальном этапе портфолио заполняются под руководством классного руководителя, в дальнейшем с помощью родителей. Дети фиксируют результаты деятельности по мере их достижений. Заполняя страницы.
Второй этап – включает представление результатов работы с портфолио по итогам четверти, 1- го полугодия, учебного года, диагностику учеников.
По итогам 1-го полугодия проводится классный час, на котором обучающиеся представляют результаты своей деятельности в устной форме и с показом страниц портфолио.
Итоговый классный час в конце учебного года требует более тщательной подготовки. Перед классным часом организуется выставка портфолио с целью знакомства с достижениями одноклассников. Папки раскладываются на столе, дети имеют возможность их просмотреть.
На классном часе «Мои достижения» учащиеся презентуют портфолио, рассказывают о наиболее значимых достижениях за год. Выступление строится по плану:
«Мой личностный рост»
- Какие результаты ты считаешь наиболее значимыми?
- Удалось ли тебе подняться на ступеньку вверх в собственном развитии?
- Что не удалось достичь? Почему?
В конце классного часа проводится взаимооценивание работ с портфолио. Детям предлагается выделить:
- Самое содержательное портфолио
- Самое эстетично оформленное портфолио
- Самое результативное портфолио
- Самый оригинальный портфолио
Возможны и другие номинации.
Включается оценивание портфолио: самим учеником, родителями, классным руководителем.
На итоговом классном часе заполняется страница «Пожелания для меня», где письменно в произвольной форме высказываются одноклассники, классный руководитель.
В конце учебного года проводится анкетирование, целью которого является выявление отношения учащихся к работе портфолио.
Эффективным является проведение в конце учебного года совместного с родителями классного часа по представлению портфолио. Предусматривается совместное выступление ребёнка с родителями. В выступлении отражается следующее:
- Какими результатами я могу гордиться?
- Какие результаты ребёнка у меня вызывают гордость?
- Что я ему пожелаю?
Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в форме таблицы. За каждый вид деятельности и результат, представленный в портфолио проставляются баллы. Оценка суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость»
Экспертиза проводится один раз в полугодие экспертной группой, в которую входят родители, обучающиеся и классный руководитель. Итоги мониторинга учитываются при построении классным руководителем индивидуальной образовательной траектории учащегося.
С целью получения объективных результатов возможно взаимооценивание портфолио экспертными группами классов одной параллели.
На заключительном мероприятии «Слёт отличников» в конце учебного года подводятся итоги «Лучшего портфолио учащегося» и детям вручаются дипломы и грамоты за лучший портфолио. Для получение объективной оценки при подведении итогов представители Управляющего совета анализируют портфолио детей, заполненные экспертные листы и выносят решение о награждении.
Роль администрации заключается в контроле деятельности классного руководителя по организации ведения портфолио учащимися. Происходит это через анализ экспертных листов и выборочный анализ портфолио учащихся, посещение классных часов, посвящённых презентации портфолио учащихся.