Чтение – это труд, и труд тяжёлый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя. Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста? Почему читают медленно? Их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задания при неоднократном чтении, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Вот вопросы, над которыми стоит задуматься, поработать и найти оптимальное решение.
Комплекс умений и навыков, который в школьном обиходе для «Краткости и удобства именуют» навыком чтения, может быть представлен в общем, виде такой схемой
Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т.е. осуществляется без напряжения, полуавтоматически или автоматически.
Все компоненты «навыка чтения» важны. Но если ребёнок будет читать выразительно, то и слушать его приятно, и сам читающий понимает смысл прочитанного.
Выразительное чтение как высший тип чтения – это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью всё это до слушателя или аудитории, сделать приятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.
Выразительность чтения в первом значении мы вправе требовать от ученика во всех случаях, когда ему приходится читать текст любой жанровой принадлежности – то ли это условие математической задачи в учебнике «Математики», то ли грамматико-орфографическое правило или упражнение в учебнике «Русского языка», то ли параграф учебника «Природоведение» и т.п. Во всех этих случаях ученик должен уметь осознанно использовать важнейшие средства выразительности – темп, интонацию, паузы, логические ударения – естественного для выявления содержания, смысла читаемого. В самом простейшем виде – это умение вовремя распознать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, предсказываемую им этим знаком.
Чтобы дети читали осознанно, выразительно, прежде всего надо, чтобы ребята любили читать. И естественно, уроки чтения должны проходить интересно. Хочется рассказать о нескольких видах упражнений, которые делают мои уроки интересными, увлекательными, незабываемыми.
Использую на всех уроках «Весёлый словарь фразеологизмов». Каждый фразеологический оборот обыгрывается в шутливой стихотворной форме, что позволяет яснее понять его в контексте речи и легче запомнить. Многие дети не понимают фразеологических оборотов; это и немудрено: большинство таких оборотов воплощают в себе приметы жизни и быта давних времён. Этот словарь помогает ребёнку ощутить родную речь (да в чём-то родную историю) как живое, развивающееся явление. Словарь способствует развитию чувства юмора у детей и взрослых, развивает умение фантазировать и сочинять.
Работа с фразеологическим оборотом идёт по следующему плану:
Значение «Бежать без оглядки» - быстро, не оглядываясь бежать, спасаясь от опасности.
Стихотворение:
Ты чего ревёшь, Евсей?
Я ходил дразнить гусят,
А они мне в ответ
Исщипали пятки;
Думал, что спасенья нет,
Бежал без оглядки!
Говорят дети: Бежать без оглядки – это очень быстро бежать, не смотря по сторонам, не оглядываясь.
Задание: Посмотри, бедный зайчишка без оглядки бежит, спасаясь от охотника. Помоги серому малышу найти дорогу, которая приведёт его к маме зайчихе.
Интересно проходит игра «Собери пословицу».
На столе лежат половинки пословиц, надо по смыслу найти вторую половинку. Ни для кого не секрет, что пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной.
«Чтение лучшее учение».
«Книга для ума – что тёплый дождик для всходов».
«Книга помогает в труде, выручит в беде».
«Кто много читает, тот много знает».
«Грамоте учиться – всегда пригодится».
На уроке стараемся к каждому рассказу или стихотворению подобрать пословицу. Также ребятам нравится игра «По двум словам отгадай пословицу».
Коса – камень: «Нашла коса на камень».
Дело – мастер: «Дело мастера боится».
Труд – лень: «Труд человека кормит, а лень портит».
Язык – дело: «Не спеши языком, торопись делом».
Лес –дрова: «Чем дальше в лес, тем больше дров».
Игра «Семь и один». Назовите пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1.
«Семеро одного не ждут».
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
«Семь бед – один ответ».
«Семеро с ложкой, один с сошкой».
В начале урока стараюсь проводить минутки–чистоговорки. Слоговые цепочки и рифмированные строчки способствуют развитию слухового внимания, речевого слуха, памяти. Эти ритмичные строчки создают положительный эмоциональный настрой, легко запоминаются, и дети часто повторяют их вне занятий. Речевой материал берётся по принципу классификации звуков в порядке возрастания их сложности: свистящие звуки (с, з, ц), шипящие звуки (ш, ж, ч, щ), соноры л-л, р-р.
Дом из песка
Сок – сок – сок – во дворе у нас песок.
Сок – сок – сок – мы несём песок.
Ска – ска – ска – дом мы строим из песка.
Ске – ске – ске – мои рисунки в песке.
Какое слово спряталось в слове песок? (Сок).
Овца
Ца – ца – ца – вот овца.
Це – це – це – много шерсти на овце.
Цы – цы – цы – шерсть стригут с овцы.
Ец – ец – ец – пастух пасёт овец.
Ец – ец – ец – Саня молодец.
Цу – цу – цу – он загнал в сарай овцу.
Су – су – су – он насыпал овсу.
При выполнении заданий «Отгадай загадку», «Подскажи словечко» найденное слово может быть использовано для упражнений в нахождении места звука в слове, для обучения ребёнка делению слов на слоги, либо для звукового анализа.
На дне реки усатый сом
Сладко спит и видит ... (сон).
На осину Костя влез.
С высоты он видит ... (лес).
Густо на грядке,
Сидим по порядку.
Кочаны зелёные
Не сорвать без хруста.
Вы узнали меня?
Я ... (капуста).
После этих упражнений переходим к отработке звука в потешках и скороговорках.
Заучивать скороговорки нужно в замедленном темпе, при этом взрослый должен чётко произносить звуки в словах.
Роль скороговорок как речевого материала велика, и справедлива мысль о том, что «скороговорки – это удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразущего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».
Здесь приведены несколько приёмов и методов того большого количества, что можно использовать на уроках чтения для того, чтобы наши ученики любили читать, а когда они читают, их было бы приятно слушать.