kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Привитие навыков беглого, выразительного и осознанного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение – это труд, и труд тяжёлый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя. Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста? Почему читают медленно? Их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задания при неоднократном чтении, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Вот вопросы, над которыми стоит задуматься, поработать и найти оптимальное решение.

Комплекс умений и навыков, который в школьном обиходе для «Краткости и удобства именуют» навыком чтения, может быть представлен в общем, виде такой схемой

Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется  как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т.е. осуществляется  без напряжения, полуавтоматически или автоматически.

Все компоненты «навыка чтения» важны. Но если ребёнок будет читать выразительно, то и слушать его приятно, и сам читающий понимает смысл прочитанного.

Выразительное чтение как высший тип чтения – это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью всё это до слушателя или аудитории, сделать приятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.

Выразительность чтения в первом значении мы вправе требовать от ученика во всех случаях, когда ему приходится читать текст любой жанровой принадлежности – то ли это условие математической задачи в учебнике «Математики», то ли грамматико-орфографическое правило или  упражнение в учебнике «Русского языка», то ли параграф учебника «Природоведение» и т.п. Во всех этих случаях ученик должен уметь осознанно использовать важнейшие средства выразительности – темп, интонацию, паузы, логические ударения – естественного для выявления содержания, смысла читаемого. В самом простейшем виде – это умение вовремя распознать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, предсказываемую им этим знаком.

Чтобы дети читали осознанно, выразительно, прежде всего надо, чтобы ребята любили читать. И естественно, уроки чтения должны проходить интересно. Хочется рассказать о нескольких видах упражнений, которые делают мои уроки интересными, увлекательными, незабываемыми.

Использую на всех уроках «Весёлый словарь фразеологизмов». Каждый фразеологический оборот обыгрывается в шутливой стихотворной форме, что позволяет яснее понять его в контексте речи и легче запомнить. Многие дети не понимают фразеологических оборотов;  это и немудрено: большинство таких оборотов воплощают в себе приметы жизни и быта давних времён. Этот словарь помогает ребёнку ощутить родную речь (да в чём-то родную историю) как живое, развивающееся явление. Словарь способствует развитию чувства юмора у детей и взрослых, развивает умение фантазировать и сочинять.

Работа с фразеологическим оборотом идёт по следующему плану:

Значение «Бежать без оглядки» - быстро, не оглядываясь бежать, спасаясь от опасности.

Стихотворение:

Ты чего ревёшь, Евсей?

Я ходил дразнить гусят,

А они мне  в ответ

Исщипали пятки;

Думал, что спасенья нет,

Бежал без оглядки!

 

Говорят дети: Бежать без оглядки – это очень быстро бежать, не смотря по сторонам, не оглядываясь.

 

Задание: Посмотри, бедный зайчишка без оглядки бежит, спасаясь от охотника. Помоги серому малышу найти дорогу, которая приведёт его к маме зайчихе.

Интересно проходит игра «Собери пословицу».

На столе лежат половинки пословиц, надо по смыслу найти вторую половинку. Ни для кого не секрет, что пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной.

 

«Чтение лучшее учение».

«Книга для ума – что тёплый дождик для всходов».

«Книга помогает в труде, выручит в беде».

«Кто много читает, тот много знает».

«Грамоте учиться – всегда пригодится».

 

На уроке стараемся к каждому рассказу или стихотворению подобрать пословицу. Также ребятам нравится игра «По двум словам отгадай пословицу».

 

Коса – камень: «Нашла коса на камень».

Дело – мастер: «Дело мастера боится».

Труд – лень: «Труд человека кормит, а лень портит».

Язык – дело: «Не спеши языком, торопись делом».

Лес –дрова: «Чем дальше в лес, тем больше дров».

 

Игра «Семь и один». Назовите пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1.

 

«Семеро одного не ждут».

«Семь раз отмерь, один раз отрежь».

«Семь бед – один ответ».

«Семеро с ложкой, один с сошкой».

 

В начале урока стараюсь проводить минутки–чистоговорки. Слоговые цепочки и рифмированные строчки способствуют развитию слухового внимания, речевого слуха, памяти. Эти ритмичные строчки создают положительный эмоциональный настрой, легко запоминаются, и дети часто повторяют их вне занятий. Речевой материал берётся  по принципу классификации звуков в порядке возрастания их сложности: свистящие звуки (с, з, ц), шипящие звуки (ш, ж, ч, щ), соноры л-л, р-р.

 

Дом из песка

Сок – сок – сок – во дворе у нас песок.

Сок – сок – сок – мы несём песок.

Ска – ска – ска – дом мы строим из песка.

Ске – ске – ске – мои рисунки в песке.

Какое слово спряталось в слове песок? (Сок).

 

Овца

Ца – ца – ца – вот овца.

Це – це – це – много шерсти на овце.

Цы – цы – цы – шерсть стригут с овцы.

Ец – ец – ец – пастух пасёт овец.

Ец – ец – ец – Саня молодец.

Цу – цу – цу – он загнал в сарай овцу.

Су – су – су – он насыпал овсу.

 

При выполнении заданий «Отгадай загадку», «Подскажи словечко» найденное слово может быть использовано для упражнений в нахождении места звука в слове, для обучения ребёнка делению слов на слоги, либо для звукового анализа.

 

На дне реки усатый сом

Сладко спит и видит ... (сон).

 

На осину Костя влез.

С высоты он видит ... (лес).

 

Густо на грядке,

Сидим по порядку.

Кочаны зелёные

Не сорвать без хруста.

Вы узнали меня?

Я ... (капуста).

 

После этих упражнений переходим к отработке звука в потешках и скороговорках.

Заучивать скороговорки нужно в замедленном темпе, при этом взрослый должен чётко произносить звуки в словах.

Роль скороговорок как речевого материала велика, и справедлива мысль о том, что «скороговорки – это удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразущего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».

Здесь приведены несколько приёмов и методов того большого количества, что можно использовать на уроках чтения для того, чтобы наши ученики любили читать, а когда они читают, их было бы приятно слушать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Привитие навыков беглого, выразительного и осознанного чтения" »


Привитие навыков беглого, выразительного и осознанного чтения

Чтение – это труд, и труд тяжёлый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя. Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста? Почему читают медленно? Их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задания при неоднократном чтении, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Вот вопросы, над которыми стоит задуматься, поработать и найти оптимальное решение.

Комплекс умений и навыков, который в школьном обиходе для «Краткости и удобства именуют» навыком чтения, может быть представлен в общем, виде такой схемой
















Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т.е. осуществляется без напряжения, полуавтоматически или автоматически.

Все компоненты «навыка чтения» важны. Но если ребёнок будет читать выразительно, то и слушать его приятно, и сам читающий понимает смысл прочитанного.

Выразительное чтение как высший тип чтения – это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью всё это до слушателя или аудитории, сделать приятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.

Выразительность чтения в первом значении мы вправе требовать от ученика во всех случаях, когда ему приходится читать текст любой жанровой принадлежности – то ли это условие математической задачи в учебнике «Математики», то ли грамматико-орфографическое правило или упражнение в учебнике «Русского языка», то ли параграф учебника «Природоведение» и т.п. Во всех этих случаях ученик должен уметь осознанно использовать важнейшие средства выразительности – темп, интонацию, паузы, логические ударения – естественного для выявления содержания, смысла читаемого. В самом простейшем виде – это умение вовремя распознать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, предсказываемую им этим знаком.

Чтобы дети читали осознанно, выразительно, прежде всего надо, чтобы ребята любили читать. И естественно, уроки чтения должны проходить интересно. Хочется рассказать о нескольких видах упражнений, которые делают мои уроки интересными, увлекательными, незабываемыми.

Использую на всех уроках «Весёлый словарь фразеологизмов». Каждый фразеологический оборот обыгрывается в шутливой стихотворной форме, что позволяет яснее понять его в контексте речи и легче запомнить. Многие дети не понимают фразеологических оборотов; это и немудрено: большинство таких оборотов воплощают в себе приметы жизни и быта давних времён. Этот словарь помогает ребёнку ощутить родную речь (да в чём-то родную историю) как живое, развивающееся явление. Словарь способствует развитию чувства юмора у детей и взрослых, развивает умение фантазировать и сочинять.

Работа с фразеологическим оборотом идёт по следующему плану:

Значение «Бежать без оглядки» - быстро, не оглядываясь бежать, спасаясь от опасности.

Стихотворение:

Ты чего ревёшь, Евсей?

Я ходил дразнить гусят,

А они мне в ответ

Исщипали пятки;

Думал, что спасенья нет,

Бежал без оглядки!


Говорят дети: Бежать без оглядки – это очень быстро бежать, не смотря по сторонам, не оглядываясь.


Задание: Посмотри, бедный зайчишка без оглядки бежит, спасаясь от охотника. Помоги серому малышу найти дорогу, которая приведёт его к маме зайчихе.

Интересно проходит игра «Собери пословицу».

На столе лежат половинки пословиц, надо по смыслу найти вторую половинку. Ни для кого не секрет, что пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной.


«Чтение лучшее учение».

«Книга для ума – что тёплый дождик для всходов».

«Книга помогает в труде, выручит в беде».

«Кто много читает, тот много знает».

«Грамоте учиться – всегда пригодится».


На уроке стараемся к каждому рассказу или стихотворению подобрать пословицу. Также ребятам нравится игра «По двум словам отгадай пословицу».


Коса – камень: «Нашла коса на камень».

Дело – мастер: «Дело мастера боится».

Труд – лень: «Труд человека кормит, а лень портит».

Язык – дело: «Не спеши языком, торопись делом».

Лес –дрова: «Чем дальше в лес, тем больше дров».


Игра «Семь и один». Назовите пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1.


«Семеро одного не ждут».

«Семь раз отмерь, один раз отрежь».

«Семь бед – один ответ».

«Семеро с ложкой, один с сошкой».


В начале урока стараюсь проводить минутки–чистоговорки. Слоговые цепочки и рифмированные строчки способствуют развитию слухового внимания, речевого слуха, памяти. Эти ритмичные строчки создают положительный эмоциональный настрой, легко запоминаются, и дети часто повторяют их вне занятий. Речевой материал берётся по принципу классификации звуков в порядке возрастания их сложности: свистящие звуки (с, з, ц), шипящие звуки (ш, ж, ч, щ), соноры л-л, р-р.


Дом из песка

Сок – сок – сок – во дворе у нас песок.

Сок – сок – сок – мы несём песок.

Ска – ска – ска – дом мы строим из песка.

Ске – ске – ске – мои рисунки в песке.

Какое слово спряталось в слове песок? (Сок).


Овца

Ца – ца – ца – вот овца.

Це – це – це – много шерсти на овце.

Цы – цы – цы – шерсть стригут с овцы.

Ец – ец – ец – пастух пасёт овец.

Ец – ец – ец – Саня молодец.

Цу – цу – цу – он загнал в сарай овцу.

Су – су – су – он насыпал овсу.


При выполнении заданий «Отгадай загадку», «Подскажи словечко» найденное слово может быть использовано для упражнений в нахождении места звука в слове, для обучения ребёнка делению слов на слоги, либо для звукового анализа.


На дне реки усатый сом

Сладко спит и видит ... (сон).


На осину Костя влез.

С высоты он видит ... (лес).


Густо на грядке,

Сидим по порядку.

Кочаны зелёные

Не сорвать без хруста.

Вы узнали меня?

Я ... (капуста).


После этих упражнений переходим к отработке звука в потешках и скороговорках.

Заучивать скороговорки нужно в замедленном темпе, при этом взрослый должен чётко произносить звуки в словах.

Роль скороговорок как речевого материала велика, и справедлива мысль о том, что «скороговорки – это удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразущего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».


  1. Косила, косила сено коса,

И всё это сено съела коза.


  1. В сад залезли козы,

Потоптали розы.


  1. Я себе под ушко

Положу подушку.



  1. Копает картошку Катюшка.

Рвёт укроп и петрушку Танюшка.


Ребята делали книжки – малышки по темам «Животный мир родного края», «Растительный мир родного края», «Моя Родина», где собирали загадки и стихи. Ученики с удовольствием готовили рефераты, где описывали жизнь животных, их особенности; составляли Красную книгу малой Родины, куда вошли животный и растительный мир нашего района.

Интересно проходит игра «Занимательная грамматика».


На этой осе в сентябре позолота. (Осина)




А это растёт на лугу у болота. (Осока)




А эта на солнце худеет и тает. (Сосулька)





А с этою спит в колыбели малыш. (Соска)





А эта по классу крадётся, как мышь. (Подсказка)





Задача учителя – воспитать талантливого читателя, а не просто научить читать с высокой скоростью. Чтение без мышления – это не чтение. Ученик должен чувствовать удовлетворение от чтения. Осознавать, что чтение – это «приятное» действие.

Существует три режима чтения. Как их лучше распределить по звеньям нашей системы образования?

I звено (1 – 2 классы). Учебно–аналитический режим. Это главное звено, в котором развивается правильное (безошибочное) чтение вслух, закладываются основы оптимального чтения. Задача учителя в первом классе – научить читать плавно, без ошибок, с соблюдением интонации. Во втором классе особое внимание обратить на приёмы, обучающие скорости чтения. Скорость чтения к концу 2 класса довести до 70 – 80 слов в минуту вслух.

II звено (3 – 8 классы). Комфортный режим. В третьем классе – задача учителя научить читать вдумчиво, сознательно. Этот режим – школа гуманизма, нравственности. Здесь отрабатывается умение воспринимать и анализировать содержание текста, умение воспроизвести прочитанное в различной форме (подробно, выборочно, кратко, выделить главную мысль и т.д.). чтение вслух к концу 4 класса довести до 120 – 180 слов в минуту.

III звено (9 – 11 классы). Режим ускоренный. Последний режим особенно важен, т.е. является базой для многих видов динамического чтения (поискового, обзорного, ознакомительного).

Авторы методик динамического чтения Посталовские, Ромм, Семёнов, Федоренко, Пальченко и другие отмечают, что в своей практике не встретили ни одного случая, чтобы человек был не в состоянии усвоить курс динамического чтения.

А в раннем возрасте, т.е. в начальных классах овладение навыками скорочтения происходит легче и эффективнее. Вот почему особое внимание следует уделить методике обучения чтению в начальных классах, учителю овладеть комплексом упражнений, которые помогут в развитии навыка чтения ученика.

Группы упражнений

Постановка дыхания – важное условие хорошего чтения.

  1. Чтение на одном дыхании как можно большего количества слов (звуков).


  • Чтение четверостиший.

Вдох – «Закружилась листва золотая

В розовой воде на пруду,

Выдох – Словно бабочек стая

С замираньем летит на звезду».


  • Чтение скороговорок. Вздохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор, пока хватит воздуха.

«Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка,

Два Егорка,

Три Егорка...»

Соревнуйся с товарищами: кто сможет дольше считать, не делая вдоха.


  • Чтение смыслового блока из двух – трёх предложений ( с установкой, где взять дыхание, как сделать вдох). Подходят четверостишья С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова.


  • По тренажёру (набор согласных букв по рядам и строчкам)


1

2

3

4

5

1

В

Д

З

Р

Ш

2

Р

В

П

Т

С

3

Т

Х

Р

М

П

4

Б

З

С

К

Т

5

Г

Р

В

М

К

6

Т

Ж

Л

М

Н










Установки:

  1. Читаем столбик 1, чётко проговариваем звуки. Соблюдаем установку на дыхании.

  2. Читаем столбик 5, с добавлением гласной а (ша, са, па, та и т.д.)

  3. Добавляем гласную до и после столбика (ата, аха, ара и т.д.)

  4. Гласная до столбика 1 и после столбика 2 (авда, арва, атха и т.д.).


Развитие артикуляции, тренировка речевого аппарата.

    1. Упражнение для губ.

      • Вытягивание губ вперёд трубочкой.

      • Чередование положений губ в улыбке и трубочкой.

    2. упражнения для языка.

  • Язык широкий

  • Язык узкий

  • Вкусное варение

  • «Маятник»

  • «Лошадка»


Здесь приведены несколько приёмов и методов того большого количества, что можно использовать на уроках чтения для того, чтобы наши ученики любили читать, а когда они читают, их было бы приятно слушать.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Привитие навыков беглого, выразительного и осознанного чтения"

Автор: Талаева Нина Сергеевна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 154024


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства