kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метадическая работа "Начальный этап обучения игры на гитаре для детей младшего возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Начальный этап обучения игры на гитаре для детей младшего возраста».

Цель урока: Проанализировать вопрос формирования 6-8 лет основных навыков игры на гитаре.

Задачи урока:

       Учебно-образовательные

1.      Знакомство с инструментом.

2.      Работа над посадкой и постановкой рук.

3.      Работа над  ритмическими  упражнениями правой и левой руки.

4.      Использование выразительных средств музыкального языка и технических приемов для создания художественных образов.

      Воспитательная

1.      Воспитывать умение у обучаемого  работать творчески в решении технических задач

2.      Воспитывать внимание, целеустремленность во владении навыков игры на инструменте

3.      Воспитание  коммуникативной  культуры поведения и общения

      Развивающая

1.      Развивать умения самостоятельно работать

2.      Умение анализировать

3.      Умение контролировать работу рук в рациональной постановке

      Здоровье-сберегающая

1.      Правильная посадка за инструментом

2.      Рациональная постановка рук

3.      Правильное удержание инструмента

Тип урока: Урок приобретения и закрепления новых навыков и знаний

Форма урока: индивидуальный урок

 Вступление

     Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще в класс гитары приходят поступать дети 7 – 8 лет, а порой и дошкольного возраста. А ведь еще 10 – 15 лет назад образовательные стандарты предписывали принимать на гитару детей 10 – 12 лет, обосновывая тем, что из-за особенностей посадки и постановки не все учащиеся в раннем возрасте могут справиться с этой задачей, инструменты по росту – 2/4 или ¾ было просто не достать. Да, в отдельных случаях это действительно так. Каждый ребенок развивается индивидуально. Есть дети, которые в этом возрасте (9 -10 лет) не слишком быстро и легко усваивают несложные начальные музыкальные знания. Возможно, в этом случае, нужно просто изменить методику преподавания, найти индивидуальный подход к данному конкретному ребенку, заново осмыслить и по-другому преподнести нужный материал. Каждый ребенок по-своему талантлив. Конечно, не каждый сможет стать профессиональным музыкантом, но полюбить свой инструмент и научиться слушать, понимать и исполнять музыку может научиться каждый на своем уровне. Но в основном, с развитием раннего музыкального образования, где дети получают начальные понятия и навыки творчества с 4-5 лет, при условии, что ребенок достаточно подрос, окреп и имеет большое желание научиться играть, занятия на инструменте можно и нужно начинать в возрасте 6-7 лет. Дети раннего возраста имеют большой потенциал для развития, и чем раньше они начнут заниматься, тем выше результаты можно ожидать. Прежде всего, это может быть связано с эластичностью мышц детей дошкольного возраста.

     Говоря о начальном этапе обучения, я подразумеваю первые полтора месяца обучения. Причем, намеренно не останавливаюсь отдельно на вопросе изучения нотной грамоты и не рассматриваю подробно вопросы посадки и постановки рук. Все приведенные примеры были опробованы на практике с первоклассниками 7-8 лет.

 ХОД УРОКА

      Первый урок – важное событие в жизни не только ученика, но и преподавателя. ОН не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и делает первые шаги в мир музыки. От того, насколько успешной будет эта встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям, поэтому первые уроки надо  построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений, положительных эмоций.

      На первом уроке мы обычно говорим о том, почему ученик из всего многообразия инструментов выбирает именно гитару, запоминаем названия частей гитары, особо непривычные названия повторяем, смотрим  из чего сделаны струны. «А оказывается они драгоценные, серебряные. А внутри шелковые нити! А еще бывают золотые!» Разматываем заранее подготовленную старую струну. Полный восторг! Это очень интересно. Первые три струны не вызывают такого интереса после объяснения, что это – не лески, а нейлон. После этого, для закрепления материала мы подписываем части гитары на заранее подготовленной картинке.

       В самый первый урок мы пытаемся освоить посадку. Каждый ребенок с нетерпением ждет этого момента. Не стоит в очередной раз говорить о важности правильной посадки. Процитируем слова израильского педагога И. Уршальми. Правильная посадка характеризуется следующим: максимальная длина позвоночника, шея естественно продолжает позвоночник, грудь и спина  расправлены, расстояние от ушей до плеч предельное. Посадка поддерживается воображаемым «эластичным» крестом. Нам остается лишь сохранять его форму.

        По поводу посадки и постановки рук написано много литературы. Есть какие-то общие принципы, есть и расхождения. Наверное, нужно индивидуально подходить вопросу посадки с каждым ребенком, исходя из физического развития и особенностей телосложения. Часто бывает, что маленький ребенок быстрее находит удобную и правильную посадку, чем взрослый.        

Упражнения для правой руки.

        На первых уроках мы не занимаемся изучением нотной грамоты.  Мы занимаемся развитием слуха и чувства ритма. Исходя из опыта работы, начинать обучение нужно с практики, постепенно и незаметно подводя теоретическую базу. Приведем несколько примеров пьес и упражнений для гитары, которые мы исполняем уже в первый месяц обучения. Вне ритма не должно быть никакой технической тренировки. Стихотворные тексты даны не только ради занимательности, но и для их ритмизации. Обязательный слуховой контроль со стороны ученика на качество извлекаемого звука, его продолжительность, тембр. Сразу можно обратить внимание ученика на тембровое разнообразие гитарного звука.

       Для маленького ребенка обозначение пальцев, то есть аппликатура, просто мертвые звуки. В левой руке – это цифры и с ними ещё как-то понятно, но что такое «p-i-m-a», особенно если не учишь иностранный язык?! Для маленького человечка мама и папа главные люди и их социальные роли он воспринимает очень хорошо. Поэтому

«I»-и

«m»-мама

«a»-аЯ?!

      Так мы обозначали пальчики на правой руке. Становится очень понятным почему большой палец правой руки всегда впереди – поэтому, что «Папа» самый сильный и главный.                                  

Веселые гуси

      Стихотворение – ритм. Первую фразу играем по первой струне чередованием пальцев im, вторая фраза должна играться пальцами mi. Добавим шестой бас пальцем p. Сложность в том, чтобы сохранить правильное чередование пальцев во 2-й фразе. Стихи  пропиваются ребенком вслух. Со временем правильное чередование входит в привычку и упражнение можно усложнять. Первую фразу играем крещендо, гуси бегут к болоту и купаются в грязи. Вторую фразу играем диминуэндо: испачканные в грязи опустев головы возвращаются домой. Не всегда у детей получается синхронно  играть верхний голос и бас: это квакают лягушки, которых случайно проглотил бегемот. Нужно внимательно послушать себя, играть легко, не давить на струну, а гладить её мягко и быстро и тогда лягушки выпрыгнут и нырнут обратно в болото. Использование упражнений с басом придаёт устойчиво-высокое положение над декой.

Курочка.

      Упражнение-ритм на чередование пальцев правой руки. Первая фраза играется пальцами anu, вторая – ima. Бас играется сразу на первую из трех нот. В конце фразы два лишних звука сокращаются. Слова поются ребенком вслух. Упражнение развивает все пальцы правой руки.            

 Татарская народная песня  « Апипа»

       Снова ритм, чередование пальцев im в правой руке. Сложность в том, что ритм здесь с использованием разных длительностей: четвертей и восьмых. Мы разделяем песенку на такты и прорабатываем чередование в каждом такте по порядку.

Ладушки.

       Ритм и чередование пальцев im. Можно использовать аппликатуру am. Используются пятый и шестой бас.

       Если кисть правой руки заняла стабильно-устойчивое положение при игре на одной струне  и игра двойного тирандо, можно попробовать чередовать пальцы на разных струнах – от шестой до первой и обратно.

Лесенка.

       Поднимаемся и спускаемся по лесенке с 1-й ступеньки до 6-й и обратно вверх и вниз). Важное условие! Сначала ставим на ступеньку одну ногу, потом другую. Когда уверенно освоим это движение, можно делать по одному шагу на ступеньку (на струну).

       Небольшую сложность здесь представляет движение пальцев вниз по струне. Необходимо внимательно следить за чередованием.                 

Разминочные упражнения на снятие напряжения.

        Преподаватель в работе с детьми 7-8 лет должен творчески подходить к занятиям, исходя из принципа: пока все это интересно мне – это будет интересно и ученику. Ученик (тем более в этом возрасте) сразу почувствует, что учитель устал, что на какие-то свои мысли, и тоже теряет интерес к уроку. Главная задача первых уроков – это «заразить» ученика своей увлеченностью, не давать ему отвлечь свое внимание на что-то постороннее. Если ученик устал, нужно просто сменить  вид работы. Ребенку в этом возраста трудно спокойно усидеть на одном месте в течении 45 минут. Можно поставить инструмент и заняться в это время пальчиковой гимнастикой, или просто сделать несколько разминочных упражнений вместе с преподавателем.

        Сегодня приведу небольшое количество примеров упражнений, которыми занимаюсь на уроках. В реальности диапазон гораздо разнообразнее. В данный момент существует множество литературы и пополнить свой запас новыми упражнениями не трудно.

Упражнения для левой руки.

       Упражнениями для левой руки начинаем заниматься чуть позже, на 5-6 уроках, а потом заниматься параллельно с упражнениями для правой руки.

       Упражнение «Веер».

       Расставляем пальцы от 1-го лада. Ближе к ногтю, ближе к порожку. Лады – лесенки, у каждого пальца своя ступенька. Пальцы как веер собраны, затем веер раскрывается и собирается снова. 1-2-3-4-3-2-1.

       Упражнение «Скакалка».

       От XII лада к I на каждый ставится 2-й палец, затем играется открытая струна. Можно повторить 1-м, 3-м, 4-м пальцами. Следить за правильной постановкой пальцев, не прятать свободные пальцы под гриф, не поднимать высоко рабочий палец. Сначала играть очень медленно, следить также за чередованием пальцев правой руки.

      Чуть позже начинаем изучать ноты и длительности. Пальцы правой руки должны уверенно чередоваться, а пальцы левой руки достаточно окрепнуть, чтобы зажимать лады в первой позиции. Ноты мы изучаем на каждой струне отдельно в первой позиции или в пятой. Песенки сначала тоже подбираем на одной струне, чтобы была возможность следить за чередованием пальцев в правой руке.

Подведение итогов.

        В заключение хочется сказать, что начинать заниматься на гитаре можно в любом возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей человека. Но раннее начало занятий в 6-8 лет даёт возможность более подробно, глубоко и не спеша остановиться на многих проблемах и тонкостях владения инструментом. Конечно занятия со старшими детьми дают быстрый результат и не требуют столько сил и самоотдачи, как занятия с малышами. Но именно в младшем возрасте, когда мускулы ещё формируются, можно добиться наиболее хороших результатов в освоении инструмента.

       Практика показывает, что от первых уроков зависит дальнейшее отношение ребёнка к инструменту и к музыке вообще. Часто дети говорят: «Я вообще-то музыку не люблю, вот гитару – люблю». Одна из основных задач преподавателя, научить ребёнка через любовь к гитаре любить и понимать музыку вообще. Первые уроки обязательно должны проходить в занимательной, игровой форме, с использованием разных способов сохранения внимания ребенка. Не боюсь повториться – должно быть интересно самому преподавателю, чтобы было интересно ребёнку.

Просмотр содержимого документа
«Метадическая работа "Начальный этап обучения игры на гитаре для детей младшего возраста"»



 

 

 

 

 

 

 

 





 

       

   

 



.

 

















Методическая работа преподавателя Салихзяновой Д.Р. по теме

« Начальный этап обучения игры на гитаре для детей младшего возраста».

 

Цель урока: Проанализировать вопрос формирования 6-8 лет основных навыков игры на гитаре.

 

Задачи урока:

       Учебно-образовательные

1.      Знакомство с инструментом .

2.      Работа над посадкой и постановкой рук.

3.      Работа над ритмическими упражнениями правой и левой руки.

4.      Использование выразительных средств музыкального языка и технических приемов для создания художественных образов.

      Воспитательная

1.      Воспитывать умение у обучаемого работать творчески в решении технических задач

2.      Воспитывать внимание, целеустремленность во владении навыков игры на инструменте

3.      Воспитание  коммуникативной  культуры поведения и общения

      Развивающая

1.      Развивать умения самостоятельно работать

2.      Умение анализировать

3.      Умение контролировать работу рук в рациональной постановке

      Здоровье-сберегающая

1.      Правильная посадка за инструментом

2.      Рациональная постановка рук

3.      Правильное удержание инструмента

Тип урока: Урок приобретения и закрепления новых навыков и знаний

 

Форма урока: индивидуальный урок

 

 Вступление

     Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще в класс гитары приходят поступать дети 7 – 8 лет, а порой и дошкольного возраста. А ведь еще 10 – 15 лет назад образовательные стандарты предписывали принимать на гитару детей 10 – 12 лет, обосновывая тем, что из-за особенностей посадки и постановки не все учащиеся в раннем возрасте могут справиться с этой задачей, инструменты по росту – 2/4 или ¾ было просто не достать. Да, в отдельных случаях это действительно так. Каждый ребенок развивается индивидуально. Есть дети, которые в этом возрасте (9 -10 лет) не слишком быстро и легко усваивают несложные начальные музыкальные знания. Возможно, в этом случае, нужно просто изменить методику преподавания, найти индивидуальный подход к данному конкретному ребенку, заново осмыслить и по-другому преподнести нужный материал. Каждый ребенок по-своему талантлив. Конечно, не каждый сможет стать профессиональным музыкантом, но полюбить свой инструмент и научиться слушать, понимать и исполнять музыку может научиться каждый на своем уровне. Но в основном, с развитием раннего музыкального образования, где дети получают начальные понятия и навыки творчества с 4-5 лет, при условии, что ребенок достаточно подрос, окреп и имеет большое желание научиться играть, занятия на инструменте можно и нужно начинать в возрасте 6-7 лет. Дети раннего возраста имеют большой потенциал для развития, и чем раньше они начнут заниматься, тем выше результаты можно ожидать. Прежде всего, это может быть связано с эластичностью мышц детей дошкольного возраста.

     Говоря о начальном этапе обучения, я подразумеваю первые полтора месяца обучения. Причем, намеренно не останавливаюсь отдельно на вопросе изучения нотной грамоты и не рассматриваю подробно вопросы посадки и постановки рук. Все приведенные примеры были опробованы на практике с первоклассниками 7-8 лет.

               

 ХОД УРОКА

      Первый урок – важное событие в жизни не только ученика, но и преподавателя. ОН не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и делает первые шаги в мир музыки. От того, насколько успешной будет эта встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям, поэтому первые уроки надо  построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений, положительных эмоций.

      На первом уроке мы обычно говорим о том, почему ученик из всего многообразия инструментов выбирает именно гитару, запоминаем названия частей гитары, особо непривычные названия повторяем, смотрим из чего сделаны струны. «А оказывается они драгоценные, серебряные. А внутри шелковые нити! А еще бывают золотые!» Разматываем заранее подготовленную старую струну. Полный восторг! Это очень интересно. Первые три струны не вызывают такого интереса после объяснения, что это – не лески, а нейлон. После этого, для закрепления материала мы подписываем части гитары на заранее подготовленной картинке.

       В самый первый урок мы пытаемся освоить посадку. Каждый ребенок с нетерпением ждет этого момента. Не стоит в очередной раз говорить о важности правильной посадки. Процитируем слова израильского педагога И. Уршальми. Правильная посадка характеризуется следующим: максимальная длина позвоночника, шея естественно продолжает позвоночник, грудь и спина расправлены, расстояние от ушей до плеч предельное. Посадка поддерживается воображаемым «эластичным» крестом. Нам остается лишь сохранять его форму.

        По поводу посадки и постановки рук написано много литературы. Есть какие-то общие принципы, есть и расхождения. Наверное, нужно индивидуально подходить вопросу посадки с каждым ребенком, исходя из физического развития и особенностей телосложения. Часто бывает, что маленький ребенок быстрее находит удобную и правильную посадку, чем взрослый.

                      

Упражнения для правой руки.

        На первых уроках мы не занимаемся изучением нотной грамоты.  Мы занимаемся развитием слуха и чувства ритма. Исходя из опыта работы, начинать обучение нужно с практики, постепенно и незаметно подводя теоретическую базу. Приведем несколько примеров пьес и упражнений для гитары, которые мы исполняем уже в первый месяц обучения. Вне ритма не должно быть никакой технической тренировки. Стихотворные тексты даны не только ради занимательности, но и для их ритмизации. Обязательный слуховой контроль со стороны ученика на качество извлекаемого звука, его продолжительность, тембр. Сразу можно обратить внимание ученика на тембровое разнообразие гитарного звука.

       Для маленького ребенка обозначение пальцев, то есть аппликатура, просто мертвые звуки. В левой руке – это цифры и с ними ещё как-то понятно, но что такое «p-i-m-a», особенно если не учишь иностранный язык?! Для маленького человечка мама и папа главные люди и их социальные роли он воспринимает очень хорошо. Поэтому

«I»-и

«m»-мама

«a»-аЯ?!

      Так мы обозначали пальчики на правой руке. Становится очень понятным почему большой палец правой руки всегда впереди – поэтому, что «Папа» самый сильный и главный.

                                                 

Веселые гуси

     Стихотворение – ритм. Первую фразу играем по первой струне чередованием пальцев im, вторая фраза должна играться пальцами mi. Добавим шестой бас пальцем p. Сложность в том, чтобы сохранить правильное чередование пальцев во 2-й фразе. Стихи  пропиваются ребенком вслух. Со временем правильное чередование входит в привычку и упражнение можно усложнять. Первую фразу играем крещендо, гуси бегут к болоту и купаются в грязи.. Вторую фразу играем диминуэндо: испачканные в грязи опустев головы возвращаются домой.. Не всегда у детей получается синхронно  играть верхний голос и бас: это квакают лягушки, которых случайно проглотил бегемот. Нужно внимательно послушать себя, играть легко, не давить на струну, а гладить её мягко и быстро и тогда лягушки выпрыгнут и нырнут обратно в болото. Использование упражнений с басом придаёт устойчиво-высокое положение над декой.

                                 

Курочка.

      Упражнение-ритм на чередование пальцев правой руки. Первая фраза играется пальцами anu, вторая – ima. Бас играется сразу на первую из трех нот. В конце фразы два лишних звука сокращаются. Слова поются ребенком вслух. Упражнение развивает все пальцы правой руки.

                                    

Татарская народная песня « Апипа»

       Снова ритм, чередование пальцев im в правой руке. Сложность в том, что ритм здесь с использованием разных длительностей: четвертей и восьмых. Мы разделяем песенку на такты и прорабатываем чередование в каждом такте по порядку.

 

Ладушки.

       Ритм и чередование пальцев im. Можно использовать аппликатуру am. Используются пятый и шестой бас.

       Если кисть правой руки заняла стабильно-устойчивое положение при игре на одной струне  и игра двойного тирандо, можно попробовать чередовать пальцы на разных струнах – от шестой до первой и обратно.

 

Лесенка.

       Поднимаемся и спускаемся по лесенке с 1-й ступеньки до 6-й и обратно вверх и вниз). Важное условие! Сначала ставим на ступеньку одну ногу, потом другую. Когда уверенно освоим это движение, можно делать по одному шагу на ступеньку (на струну).

       Небольшую сложность здесь представляет движение пальцев вниз по струне. Необходимо внимательно следить за чередованием.

                  

Разминочные упражнения на снятие напряжения.

        Преподаватель в работе с детьми 7-8 лет должен творчески подходить к занятиям, исходя из принципа: пока все это интересно мне – это будет интересно и ученику. Ученик (тем более в этом возрасте) сразу почувствует, что учитель устал, что на какие-то свои мысли, и тоже теряет интерес к уроку. Главная задача первых уроков – это «заразить» ученика своей увлеченностью, не давать ему отвлечь свое внимание на что-то постороннее. Если ученик устал, нужно просто сменить  вид работы. Ребенку в этом возраста трудно спокойно усидеть на одном месте в течении 45 минут. Можно поставить инструмент и заняться в это время пальчиковой гимнастикой, или просто сделать несколько разминочных упражнений вместе с преподавателем.

        Сегодня приведу небольшое количество примеров упражнений, которыми занимаюсь на уроках. В реальности диапазон гораздо разнообразнее. В данный момент существует множество литературы и пополнить свой запас новыми упражнениями не трудно.

 

 «Новая и сломанная кукла»:

1.      Сидим как кукла на витрине (от 2-х до 20-ти секунд) как на витрине с прямой спиной, затем расслабиться на 5-10 секунд. Выполнить несколько раз.

2.      «кукла» раскачивается прямой напряженной спиной вперед и назад, затем завод кончился, кукла остановилась – спина расслабилась.

       «Робот» или «Живое дерево» - туловище расслаблено и согнуто пополам – дерево спит, но вот зашевелились маленькие листочки (работают только пальцы), затем заколыхались веточки побольше (работают кисти), далее подключает локоть, предплечье и полностью руки. Поднимаем вверх туловище – дерево проснулось и, поднимая руки вверх делаем полные круговые движения, при этом правильно дышим. Вверх – вдох, вниз – выдох. Когда «дерево» засыпает, проделываем всё в обратном порядке. «Робот» - аналогично «дереву», по настроению. Мальчики больше любят делать упражнения про робота, а девочки про волшебное дерево. Ребенок воспринимает свою руку целиком от кисти до плеча, это упражнение даёт ему возможность понять и почувствовать все отделы руки по отдельности. Сначала бывает трудно, но постепенно приходят навыки.

 

Упражнения для левой руки.

       Упражнениями для левой руки начинаем заниматься чуть позже, на 5-6 уроках, а потом заниматься параллельно с упражнениями для правой руки.

       Упражнение «Веер».

       Расставляем пальцы от 1-го лада. Ближе к ногтю, ближе к порожку. Лады – лесенки, у каждого пальца своя ступенька. Пальцы как веер собраны, затем веер раскрывается и собирается снова. 1-2-3-4-3-2-1.

       Упражнение «Скакалка».

       От XII лада к I на каждый ставится 2-й палец, затем играется открытая струна. Можно повторить 1-м, 3-м, 4-м пальцами. Следить за правильной постановкой пальцев, не прятать свободные пальцы под гриф, не поднимать высоко рабочий палец. Сначала играть очень медленно, следить также за чередованием пальцев правой руки.

      Чуть позже начинаем изучать ноты и длительности. Пальцы правой руки должны уверенно чередоваться, а пальцы левой руки достаточно окрепнуть, чтобы зажимать лады в первой позиции. Ноты мы изучаем на каждой струне отдельно в первой позиции или в пятой. Песенки сначала тоже подбираем на одной струне, чтобы была возможность следить за чередованием пальцев в правой руке.

 

Подведение итогов.

        В заключение хочется сказать, что начинать заниматься на гитаре можно в любом возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей человека. Но раннее начало занятий в 6-8 лет даёт возможность более подробно, глубоко и не спеша остановиться на многих проблемах и тонкостях владения инструментом. Конечно занятия со старшими детьми дают быстрый результат и не требуют столько сил и самоотдачи, как занятия с малышами. Но именно в младшем возрасте, когда мускулы ещё формируются, можно добиться наиболее хороших результатов в освоении инструмента.

       Практика показывает, что от первых уроков зависит дальнейшее отношение ребёнка к инструменту и к музыке вообще. Часто дети говорят: «Я вообще-то музыку не люблю, вот гитару – люблю». Одна из основных задач преподавателя, научить ребёнка через любовь к гитаре любить и понимать музыку вообще. Первые уроки обязательно должны проходить в занимательной, игровой форме, с использованием разных способов сохранения внимания ребенка. Не боюсь повториться – должно быть интересно самому преподавателю, чтобы было интересно ребёнку.

 

 Список используемой литературы.

 

1.      Калинин В. « Юный гитарист», Москва, 1997 г.

2.      Кузин Ю. « Азбука гитариста» Новосибирск 1999 г.

3. Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» Москва 1988г.









13.11.2014г.

 



 

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Салихзянова Дильбар Рифкатовна

Дата: 25.03.2016

Номер свидетельства: 310064

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства