Климова Людмила Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Архангельская средняя общеобразовательная школа»
Использование развивающих игр при обучении грамоте
План
- Слово о цели развивающих игр и упражнений.
- Формирование фонетического слуха в различных проявлениях.
- Задания для уяснения лексического значения слова.
- Использование элементов методики Л.В. Занкова в букварный период.
- Учебно-развивающие игры А.В. Зака.
- Упражнения для развития внимания и памяти.
- Упражнения на выработку правильного чтения.
- Вывод.
Интуитивное принятие ребёнком ценности самого знания
необходимо поддерживать и развивать с первых шагов
школьного обучения, но уже путём демонстрации
неожиданных, заманчивых и интересных проявлений
у детей подлинные познавательные интересы
как основу учебной деятельности.
В.В. Давыдов
Идёт время, меняется жизнь, меняются дети. А следовательно, надо менять приёмы и методы обучения и воспитания – они не могут оставаться неизменными. Как тут не вспомнить слова Ш. А. Амонашвили: «Педагог тот, кто готов к непрерывному самообновлению, пересмотру привычного». Ведь если учитель интересен ученикам как интересная и многообразная личность, то учеников захватывает сам процесс общения с учителем. Отсюда и увлечённость в работе. Помня эти утверждения и то, что учебный материал нужен для развития ребёнка, что в процессе обучения необходимо развивать его глубинные умения, внутренние способности, я включаю в свою работу в период обучения грамоте развивающие игры А.В. Зака, учебное моделирование уроков по системе З.Д. Гольдина, дидактические игры и задания развивающего характера. Материал подбираю так, что проводить уроки без творческого подхода просто невозможно. Каждый фрагмент урока как будто говорит: «Играйте! Творите! Удивляйте детей! Будите их мысль! Думайте! Сравнивайте! Восхищайтесь! Ищите!»
«Игра – широкое и многогранное понятие. Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются. Она может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения», – так сказал В.А. Сухомлинский. И он прав. Через игру удается заинтересовать ребят и вызвать к творческой деятельности всех (читающих и нечитающих до школы) детей, а это показатель эффективности данного метода. Развивающие игры в период обучения грамоте помогают достичь таких целей, как :
- скорейший вывод каждого ученика к чтению;
- развитие устной и письменной речи, творческого и критического мышления первоклассников;
- формирование школьника как личности;
- добиться того, что навык чтения как можно быстрее стал средством обучения, саморазвития и самосовершенствования (навык сознательного, выразительного, правильного чтения).
Организованная учебная игра служит мостиком для перехода от дошкольного к школьному возрасту, в ней учтены возрастные возможности маленьких школьников, что способствует сохранению их психического здоровья.
Учебной задачей проведения игр в 1 классе в период обучения грамоте ставлю формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:
- Установление изучаемого звука в словах («Чей голосок?»), определение места звука («Где спрятался звук?»)
- Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции.
РА МА ПО РА РА НА КО РА
- Составление схем слогов-слияний с использованием цвета: синего (твёрдый согл.), зелёного (мягк. согл.), красного (гласн). А также задание по данной схеме составить слог.
- Игра «Живые буквы». Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причём так, чтобы получился слог (по опорной согласной или гласной).
- Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога.
- Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам [т], [o], придумывают слова с данным слогом то-пор, то-варищ и т.д. затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от). Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых – в начале слова, кот, пот – в конце.
Для уяснения лексического значения слова даю разные задания:
- Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам – пушистая, рыжая, хитрая …. (лиса).
- Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (лето, осень, неделя)
- Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф - …)
- Название общего слова (стол, стул, шкаф - …)
Уже в букварный период я использую методику Л.В. Занкова. Самое главное в работе детей – найти возможно больше количество вариантов анализа и доказать свои ответы. Детям интересны как правильные, так и неправильные ответы. В букварный период понятие «части речи» не вводится, но грамматическое значение слов дети могут уже различать. Например:
- Какие предметы ты видишь на картинке в букваре? Назови один из любых предметов.
- Выделите из названных предметов заданный звук [o], [м], [л], согласный, гласный звуки (один, несколько).
- Назовите предметы, которые вы видите за окном, в классе, дома. А какое вы видите действие этого предмета? (лежит, стоит, радуется).
- А какой признак у этого предмета? (жёлтый, круглый, огромный).
- А принёс в кармашек Всезнайки варианты интересных слов, которые вы услышали, увидели в интересной книге? Кто может назвать их действие или их признаки?
Придумывание стихов, чистоговорок, наблюдение над ритмом и рифмой, выбор рифмующих слов - всё это пронизывает уроки чтения по занковской системе.
Сочинить чистоговорку со слогом трудно, но интересно. Это любят первоклассники.
ра-ра-ра - вот высокая гора ра-ра-ра - у горы нора ре-ре-ре – лиса живёт в норе ру-ру-ру – посмотрю в нору чу-чу-чу – маму я лечу ча-ча-ча – вызову врача ши-ши-ши – мы не малыши шо-шо-шо – это хорошо арь-арь-арь на столбе висит фонарь
Чтобы раскрыть один из секретов волшебниц речи - рифму, можно детям предложить игру «Кто больше подберёт рифм к словам?»
- Ребёнок – тигрёнок, котёнок, телёнок, лисёнок
- Снежок – дружок, кружок, прыжок
Интересны и увлекательны такие истории о буквах на тему «О чём мне рассказала буква О?» или «Я встретился с буквой В» Уже с первых школьных дней можно учить детей угадывать буквы по «Азбуке в картинках», придумывая разные варианты вопросов о каждой из букв.
Например:
- Что за буква прикатила нам круглый, зелёный, весь полосатый, сахарный … (Арбуз! Буква А!)
- А эта буква сорвала нам сладкое, румяное, соком налитое (Яблоко! Буква Я!)
- Что за буква имеет гоготать, как гусь? (Буква Г)
- А какая буква живёт в долине? (Буква Д)
Методика учебного моделирования по системе З.Д. Гольдина строится в три этапа:
I этап: - Знакомство с внешним образом буквы.
II этап: - Секреты букв.
III этап: - Обучение орфоэпическому чтению.
В своей работе с первоклассниками я широко использую разные варианты знакомства в внешним образом буквы:
- нарисовать букву из листочков, кружочков, треугольников, квадратов, цветочков, линий прямых, волнистых, шариков, точек и т.д.
- выщипывать букву из тонированной бумаги;
- вылепить букву из пластилина;
- построить букву из палочек;
- вырезать из цветной бумаги и приклеить;
- найти в тексте нужную букву, обвести кружочком;
- заштриховать букву;
- будем дирижёрами, напишем букву в воздухе;
- будем танцорами, протанцуем букву правой ногой, левой ногой;
- построить букву из пальчиков;
- построить букву, используя руки, ноги, туловище;
- подуть на горящую свечу так, чтобы получилась заданная буква, раздуть огонь в костре таким же образом;
Эти задания помогают детям лучше усвоить букву, развивают творческое воображение детей, дарят детям радость открытия, познания, успеха, снимают усталость, осуществляются связь с уроками изобразительного искусства, технологии, музыки.
Очень часто на уроках обучения грамоте я использую учебно-развивающие игры А.В. Зака. Эти игры развивают логическое мышление детей, учат читать, сравнивать, рассуждать, сопоставлять, обобщать, повышают интерес к уроку. Начинаю с простых игр, постепенно их усложняю. В чём заключается учебно-развивающая игра?
Слоги или слова живут в домиках. Почтальон разности почту в домики. Но он должен соблюдать следующее правило: в одинаковые домики почту носить нельзя. Ученики проводят дорожки к домикам, по которым отправится почтальон.