Современные технологии обучения диалоговой форме общения
Современные технологии обучения диалоговой форме общения
Технология учебного диалога является одной из ведущих в системе личностно-ориентированного образования, а гуманизация и коммуникативная направленность обучения в последнее время выводит межличностный диалог на первое место.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные технологии обучения диалоговой форме общения»
Текст выступления на окружном семинаре
Здравствуйте, уважаемые слушатели. Меня зовут Арзуманян М.А., я учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №15 им. А.З. Потапова ст. Лысогорской. И я хочу представить вашему вниманию тему моего выступления: «Современные технологии обучения диалоговой форме общения». А начать я хотела бы словами Михаила Михайловича Бахтина (см. на экран)
Технология учебного диалога является одной из ведущих в числе технологий личностно-ориентированного образования, а гуманизация и коммуникативная направленность обучения в последние годы выводит межличностный диалог на первое место.
Особенно актуальна эта тема в связи с введением устного собеседования, в котором выпускникам необходимо составить диалог.
Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов.
Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.
Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.
Однако при организации диалогового обучения некоторые учителя ограничиваются лишь внешними проявлениями (раскованное общение с учениками, свободный обмен мнениями и т.п.), превращая его, как полагает Е.В. Коротаева, в вариант облегченной педагогики: процесс дается легко и свободно, а результаты на выходе часто оказываются неудовлетворительными.
Какие упражнения обеспечивают содержание диалога? Познакомимся с некоторыми из них.