kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология системно–деятельностного подхода в обучении младших школьников в НОУ гимназии «Альтернатива».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология системно – деятельностного подхода в обучении  младших  школьников в НОУ гимназии «Альтернатива».


«Настоящий архитектор показывает своему 
ученику не готовое здание, на которое  
положены тысячелетия труда, 
он ведёт его к разрабатыванию строительного
 материала, возводит здание  с ним вместе, 
учит его   строительству».
( А. Дистервег)


Хочется согласиться с великим учёным, потому что, работая учителем начальных классов около двадцати  лет,   я осознаю важность  самостоятельной работы учащихся  как метода обучения, реализация которого  способствует подготовке детей к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать,  анализировать, делать обобщения.  Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение   системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями.  Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знание того,   как и где их применять. Но ещё важнее – знание того, как добывать информацию, интерпретировать её или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучающихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного  метода обучения.  Деятельностный  метод  обучения –  это организация   учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.  Сегодня  существует обширный перечень разных  образовательных технологий.  В своей работе я применяю технологию  системно-деятельностного подхода, так как мне хочется, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной  самостоятельной работе.  В условиях перехода  школ на ФГОС  перед  учителем начальной школы ставятся задачи формирования не только   предметных, но и универсальных  способов действий, обеспечивающих  возможность продолжения образования в основной школе. Начальная  школа  должна  развить способность учащихся к самоорганизации с целью решения учебных задач, обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который  заложен в новые стандарты.    
Понятие системно-деятельностного подхода было введено ещё в 1985 году.  Он основывается на теоретических  положениях концепции Л.С.Выготского,  А.Н.Леонтьева,  Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности  процесса обучения и воспитания.   Ещё Сократ говорил  о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную  деятельность.  Дети на уроке работают в соответствии   со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают  ценность своего участия в решении учебных задач.  Данная  технология требует от обучающихся умения высказывать своё   мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель  говорит  меньше, чем его  ученики.  Технология деятельностного  метода означает, что постановку  учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного  учителем диалога. Дети под моим  руководством, но с высокой долей самостоятельности,  отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания. Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением – одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления. Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:                                                                                                             
-моделирование и анализ жизненных ситуаций  на занятиях;                                       
-участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;                                                                                                                        
-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно – дискуссионную, рефлексивную деятельность.                                                                                                             Обучающиеся выполняют на уроке работу по следующим направлениям:                 
-работают с источниками информации;                                                                   
-решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;  
-анализируют современные общественные явления и события;                                   
-осваивают типичные социальные  роли через участие в обучающих играх                   и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;                                 
-аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;           
-выполняют творческие работы и исследовательские проекты.                               Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:                         
1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, добывает  их сам,  осознаёт при этом содержание и формы  своей учебной деятельности.                                                       
2. Принцип непрерывности – это  преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.                 
3. Принцип целостности – позволяет формировать у учащихся  представления  о мире (природе, обществе, самом себе,  социокультурном  мире и мире деятельности).                                                                                                      
4. Принцип минимакса  - даёт обучающимся  возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне  и обеспечивая при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума  (государственного стандарта знаний). 
5. Принцип психологической комфортности – регламентирует сохранение здоровья учащихся, создание в классе спокойной, доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.                                                                          
6. Принцип вариативности – предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи и умение  осуществлять  систематический перебор вариантов. 
7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию  на творческое  начало в образовательном процессе, приобретение  учащимися собственного опыта творческой деятельности.                                      
Использование этого метода в практике позволяет  грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.   Системно-деятельностный подход я стараюсь использовать на различных этапах урока. 
На этапе   мотивирования  к учебной деятельности (1-2минуты)     организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке. Я на данном этапе настраиваю детей на работу, проговаривая   с ними задачу урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся  с новым вычислительным приёмом» и т. д.) Также высказываю  добрые пожелания детям, даю моральную поддержку или предлагаю  детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке: девиз или эпиграф («С малой удачи начинается большой успех!», «Тяжело в учении – легко в бою»). 
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология системно–деятельностного подхода в обучении младших школьников в НОУ гимназии «Альтернатива».»

Технология системно – деятельностного подхода

в обучении младших школьников в

НОУ гимназии «Альтернатива».

«Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое положены тысячелетия труда, он ведёт его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству».( А. Дистервег)

Хочется согласиться с великим учёным, потому что, работая учителем начальных классов около двадцати лет, я осознаю важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке детей к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения. Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знание того, как и где их применять. Но ещё важнее – знание того, как добывать информацию, интерпретировать её или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучающихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения. Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Сегодня существует обширный перечень разных образовательных технологий. В своей работе я применяю технологию системно-деятельностного подхода, так как мне хочется, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе. В условиях перехода школ на ФГОС перед учителем начальной школы ставятся задачи формирования не только предметных, но и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Начальная школа должна развить способность учащихся к самоорганизации с целью решения учебных задач, обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено ещё в 1985 году. Он основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Дети на уроке работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать своё мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель говорит меньше, чем его ученики. Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания. Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением – одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления. Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:

-моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

-участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;

-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно – дискуссионную, рефлексивную деятельность. Обучающиеся выполняют на уроке работу по следующим направлениям:

-работают с источниками информации;

-решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

-анализируют современные общественные явления и события;

-осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

-аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;

-выполняют творческие работы и исследовательские проекты. Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, добывает их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

2. Принцип непрерывности – это преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.

3. Принцип целостности – позволяет формировать у учащихся представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

4. Принцип минимакса - даёт обучающимся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивая при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности – регламентирует сохранение здоровья учащихся, создание в классе спокойной, доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6. Принцип вариативности – предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи и умение осуществлять систематический перебор вариантов.

7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Использование этого метода в практике позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. Системно-деятельностный подход я стараюсь использовать на различных этапах урока.

На этапе мотивирования к учебной деятельности (1-2минуты) организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке. Я на данном этапе настраиваю детей на работу, проговаривая с ними задачу урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом» и т. д.) Также высказываю добрые пожелания детям, даю моральную поддержку или предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке: девиз или эпиграф («С малой удачи начинается большой успех!», «Тяжело в учении – легко в бою»).

На этапе актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4 -5 минут) подготавливаю мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

На этапе постановки учебной задачи (4-5 минут) обращаю внимание детей на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем формулируется цель и тема урока, организую диалог, направленный на построение и осмысливание нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем. Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подвожу итог.

На этапе первичного закрепления (4 -5 минут) мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой по образцу (эталону) (4 – 5 минут) использую индивидуальную форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Следующий этап – включение нового знания в систему знаний и повторение (7 – 8 минут). Здесь дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с ранее изученным материалом и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках. При повторении использую игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования. Это способствует положительному эмоциональному развитию у детей интереса к предмету.

При подведении итога урока (рефлексии учебной деятельности) (2 – 3 минуты) фиксируем изученное новое знание и его значимость. Я организую самооценку учебной деятельности и согласовываю домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребёнку осмыслить его собственные достижения и его проблемы. Использую вопросы:

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать? ( и другие)

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовывать деятельностный подход в обучении младших школьников.

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через системно-деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практике, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого метода и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельного подхода в обучении создаёт условия для формирования у ребёнка готовности к саморазвитию, помогает развивать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание), способствует положительной динамике качества знаний учащихся, формирует всесторонне развитую личность, обладающую критическим мышлением. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отражённого в положениях Закона РФ « Об образовании» и в Федеральном Государственном Образовательном стандарте.





2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Леденева Элла Александровна

Дата: 25.11.2017

Номер свидетельства: 440659


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства