Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания.
Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания.
Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания
Три подхода к разработке стандартов:
Традиционный подход – «ЗУНовский» : знания, умения и навыки.
Компетентностный – использование знаний в действии.
Системно-деятельностный - единство системного, разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и др.) и деятельностного (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.)
Системный подхо
это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Деятельностный подход
психологические способности человека -это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Задача учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
Принципы построения обучения в системно-деятельностном подходе
Деятельности- заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений
Непрерывности– означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Компоненты овладения знаниями при системно-деятельностном подходе:
Восприятие информации
Анализ полученной информации
Запоминание (создание образа)
Самооценка .
Этапы познавательной деятельности
этап мотивационно-ориентировочный;
этап уяснения знаний;
этап отработки умений (навыков);
этап контроля
Современные технологии
проектное обучение
проблемное обучение
коллективная система обучения
дифференцированное обучение
развитие критического мышления
модульное обучение
игровая деятельность
Проблемно-диалогическая технология
Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми
2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.
2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.
3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений.
3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.
4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.
4 этап: применение полученных ЗУН на практике,
5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.
5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.
Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку. Одно из заданий ЕГЭ как раз и требует подобных знаний и умений.
Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
«Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова; маршруты Колумба, Васко - да - Гама, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов.
Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
Исторические задачи
Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: « Земля ассирийцев орошается дождём мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают землю здесь руками и с помощью насосов».
-Что нового вы узнали из отрывка о природе и хозяйстве Ассирии? Чем отличались природные условия Ассирии от Южного Междуречья и Египта
Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности.
Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Работа над понятийным рядом
Эта работа включает разные этапы:
узнавание термина
определение его и толкование смысла
раскрытие содержания и объема понятия
установление связей понятия с другими и т.д.
Работа с понятийным рядом :
исключить лишнее понятие из ряд
определить по понятиям тему
установить соответствие между понятиям
определить сходство и различие
расположить в индуктивном порядке
расположить в дедуктивном порядке
расположить понятия в схеме так, чтобы увидеть взаимосвязь
Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:
Дискуссии
Дебаты
Игры, ролевые, деловые
Различные виды групповых работ
Турниры знатоков
Пиктограммы
Гиялигре (религия)
Кусстиво (искусство)
Восстанови изображение
Собери текст из фрагментов
Практическое занятие
форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого.
лабораторные занятия;
групповые, фронтальные семинары;
конференции;
участие в проектах.
Вывод :
Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете.
Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Список источников
Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003. - N 6. - С. 30-39
Ильин Г.Л.Как обеспечить качество обучения в информационном обществе? /Г.Л. Ильин //Народное образование.-2011.- №5.-стр.131
Хуторский А. «Деятельность как содержание образования» /А. Хуторский «Народное образование» - 2003, №8, стр.107-114.
Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Издательского дома «Первое сентября» - 2011, №9, стр.14-15.
Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:http://festival.1september.
Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания. »
Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания.
\
Три подхода к разработке стандартов:
Традиционный подход– «ЗУНовский»: знания, умения и навыки.
Компетентностный– использование знаний в действии.
Системно-деятельностный- единство системного, разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и др.) и деятельностного (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.)
Системный подход
это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Деятельностный подход
психологические способности человека -это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Задача учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
Принципы построения обучения всистемно-деятельностном подходе
Деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений
Непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.
2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.
3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений.
3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.
4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.
4 этап: применение полученных ЗУН на практике,
5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.
5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.
Формы деятельности учащихся на уроке:
Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку. Одно из заданий ЕГЭ как раз и требует подобных знаний и умений.
Работа с исторической картой . Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
«Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова; маршруты Колумба, Васко - да - Гама, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов.
Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
Исторические задачи
Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: « Земля ассирийцев орошается дождём мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают землю здесь руками и с помощью насосов».
- Что нового вы узнали из отрывка о природе и хозяйстве Ассирии? Чем отличались природные условия Ассирии от Южного Междуречья и Египта?
Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата . Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
Рецензия на ответ товарища . Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности.
Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Работа над понятийным рядом
Эта работа включает разные этапы:
узнавание термина
определение его и толкование смысла
раскрытие содержания и объема понятия
установление связей понятия с другими и т.д.
Работа с понятийным рядом :
исключить лишнее понятие из ряд
определить по понятиям тему
установить соответствие между понятиям
определить сходство и различие
расположить в индуктивном порядке
расположить в дедуктивном порядке
расположить понятия в схеме так, чтобы увидеть взаимосвязь
Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:
Дискуссии
Дебаты
Игры, ролевые, деловые
Различные виды групповых работ
Турниры знатоков
Игры
«Крестики –нолики»
X
0
0
X
X
X
0
0
X
Карфаген богатейший город Северной Африки (Х) (верно)
Риму удалось поиграть первую войну с Карфагеном (0) (неверно)
Пиктограммы
Гиялигре (религия)
Кусстиво (искусство)
Практическое занятие
форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого.
лабораторные занятия;
групповые, фронтальные семинары;
конференции;
участие в проектах .
«Восстанови изображение»
Вывод:
Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете.
Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Список источников:
Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003. - N 6. - С. 30-39
Ильин Г.Л.Как обеспечить качество обучения в информационном обществе? /Г.Л. Ильин //Народное образование.-2011.- №5.-стр.131
Хуторский А. «Деятельность как содержание образования» /А. Хуторский «Народное образование» - 2003, №8, стр.107-114.
Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Издательского дома «Первое сентября» - 2011, №9, стр.14-15.
Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа: http://festival.1september.
Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468