kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение по картине на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке описывается методика работы по написанию сочинения по картинам местного музея. Приложение к разработке -сочинения учеников по картинам - подлинникам художников- передвижников, которые находятся в художественно- историческом музее им. А.В.Григорьева г. Козьмодемьянска  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине на уроках русского языка»

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»

МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск»

МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»







Методическая разработка

«Сочинение по картине на уроках русского языка»



Выполнила: Сидулова И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»

















2007-2012

Содержание

1.Введение

2.Основная часть

Сочинение по картине как один из основных видов упражнений по развитию речи.

2.1.Картинная галерея музея имени А. В. Григорьева – источник материалов для сочинений по картине.

2.2.Формы сочинений по картине.

2.3.Характеристика этапов работы по написанию сочинения.

2.4.Формирование коммуникативных умений путем использования картины.

2.5.Активизация видов речевой деятельности средствами живописи.

3.Заключение

Литература

Приложение

















Введение.

Проблема использования произведений живописи на уроках родного языка привлекала и привлекает к себе внимание многих ученых: психологов, педагогов, лингвистов и методистов. Они подчеркивают роль картины в развитии мышления и речи учащихся, в воспитании их эстетического вкуса, придают особое значение использованию картины для развития связной речи.

На большое значение работы по картине в развитии умственных способностей, активизации мышления детей указывают Л.В. Занков, Б.М. Козлов, М.П. Феофанов. По мнению Т.П. Головиной, "сюжетная картина с психологической точки зрения есть мыслительная проблема, которую не надо специально организовывать". О значении картины для овладения детьми пространственными и временными отношениями говорили В.Г. Поляков, Ю.А. Самарин, Е.Н. Тихеева и И.Н. Шапошников.

Известно, что ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии ребенка. Предметы, изображенные на картине, предстают перед детьми в иных отношениях, чем в окружающей действительности (другая величина, другие масштабные сопоставления, иное отношение между главным и второстепенным, расположение на плоскости). В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это, в свою очередь, способствует развитию логического мышления.

Многие педагоги и методисты отмечают, что рассматривание картин развивает в детях наблюдательность, воображение, будит в них критическое чутье, способствует проявлению широты мысли.

Учитель должен научить учащихся читать картину так же, как и художественное произведение. Дети вполне способны понять художественный смысл картины, проникнуться настроением художника.

Знакомство с художником, описание картины, кроме всего сказанного, повышает общий культурный уровень учащихся, позволяет обогатить знания учащихся о живописи, пополнить бедный словарный запас детей искусствоведческими терминами. В этом вижу актуальность методической разработки.

Разрабатывая эту тему, поставила перед собой цель:

поделиться опытом работы;

задачи:

познакомить учеников с богатством живописного материала музея имени А.В. Григорьева;

разработать уроки – подготовки к сочинениям – описаниям.






2. Сочинение по картине как один из основных видов упражнений по развитию речи

В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения. Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения. Варианты их разнообразны:

рассказывание сюжета картины,

описание пейзажа,

введение картины в сочинение в качестве эпизода, которым начинается или заканчивается сочинение,

сочинения по ряду картин (по картинному плану или сравнение их по какому-либо признаку),

сочинение по картине с грамматическим заданием.

Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности.

Перед учителем ставятся цели:

научить учащихся смотреть картину,

понимать содержание и видеть ее художественные достоинства,

переводить виденное на язык слова.

задачи:

развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное,

видеть детали и определять отношения между частями,

описывать все в нужной последовательности.

Тематика сочинений по картине разнообразна – почти все виды сочинений, различаемых по жанру, могут быть проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связано обучение учащихся сочинениям самых разнообразных видов – описаниям по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям.

Картина, как считает К.Д.Ушинский, позволяет учащимся организовывать наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт, следовательно, сочинение по картине может рассматриваться как сочинение по личным наблюдениям и впечатлениям, но не только от виденного, а и от слышанного, и от прочитанного. Сочинение по картине может быть поэтому, с одной стороны, сочинением-описанием картины (на основе виденного), с другой стороны, сочинением по поводу картины (на основе виденного, слышанного или прочитанного).

Используя картину на уроках развития речи, преподаватель должен, прежде всего, научить учащихся "читать" ее.

"Прочесть" картину - значит понять творческий замысел художника, чутко воспринять язык живописи как искусства "зримых образов", "говорящих" красок, света и тени и, поняв все это, раскрыть содержание и идейный смысл картины.

В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях. Вот перечень картин, которые в школьных условиях могут быть использованы в качестве материала для сочинений.

5 класс. По программе развития речи - 34часа, на описание картин – 14 часов.

Описание природы, неодушевленного предмета:

А. А. Пластов «Лето»

И. И. Машков «Клубника и белый кувшин»

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»

П. П. Кончаловский «Сирень»

Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»

А. Комаров «Наводнение»

6 класс. По программе развития речи – 34 часа, на описание картин – 8 часов.

Описание природы, интерьера помещений:

А. М. Герасимов «После дождя»

Т. Н. Яблонская «Утро»

Н. П. Крымов «Зимний вечер»

Е. Сыромятников «Первые зрители»

7 класс. По программе развития речи – 25 часов, на описание картины – 10 часов.

Описание внешности человека:

А. С. Григорьев «Вратарь»

О. Д. Яновская «Ждут»

И. В. Шевандронова «В сельской библиотеке», «На террасе»

И. Бродский «Летний сад осенью»

Е.Широков «Друзья»

В. Хабаров «Портрет Милы»

8класс. По программе развития речи – 17 часов, на описание картины – 9 часов.

В. Мешков «Золотая осень в Карелии»

К. Юон «Мартовское солнце»

Ф.Васильев «Мокрый луг»

Ю. Ракша «Проводы ополчения»

Ю. Пименов «Спор»

М. К. Копытцева «Летний день. Цветет сирень»

К. Брюллов «Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых» и другие картины, сходные по тематике.

Репродукции этих полотен находятся в учебниках «Русский язык» в виде цветных вкладышей.

Сочинения – описания по вышеперечисленным картинам иногда заменяю аналогичной работой по живописным произведениям, которые находятся в картинной галерее историко – художественного музея имени А. В. Григорьева.

2.1.Картинная галерея музея имени А. В. Григорьева – источник материалов для сочинений по картине.

В сентябре 1919 года в Козьмодемьянске при активном участии общественности и А. В. Григорьева был открыт уездный краеведческий музей, а на базе Волжско – Камской передвижной выставки картин в музее начала работать первая картинная галерея. Организаторы выставки планировали показать произведения живописи в городах Поволжья и Прикамья с целью приобщения народа к искусству. Но , кроме Казани и Козьмодемьянска, ее не удалось экспонировать в других городах. Фронт гражданской войны отрезал ей дорогу. А когда белые вошли в Казань, выставка находилась в Козьмодемьянске и навсегда осталась здесь. Основатель музея А. В. Григорьев сделал все возможное ,чтобы у нас, в маленьком провинциальном городе была картинная галерея с уникальной коллекцией подлинных произведений русских и зарубежных художников 18 – 20 веков.

В письме к своему ленинградскому коллеге В. С. Гингеру 28 ноября 1960 года Григорьев отмечал: «В 1919году я у себя на родине …организовал музей краеведческого характера с картинной галереей. Больше меня , конечно, интересовала картинная галерея…Я до сих пор шефствую над ней… Как я собирал коллекцию? Сначала искал по государственным фондам, а потом подарил всю свою коллекцию. Попробую перечислить некоторые имена из этой галереи: И. Айвазовский, А. Архипов, К. Брюллов, В. Бакшеев, В. Бялыницкий – Бируля, И. Бродский, И. Грабарь, М. Добужинский, С.Жуковский. Л. Каменев, А. Корзухин, К. Коровин, И. Левитан, Ф. Малявин, С. Малютин, М. Нестеров, П. Петровичев, А. Рылов, А. Степанов, В. Суриков, М. Фешин, К. Юон, В. Поленов, И. Творожников, П. Радимов, К. Маковский, Н.Рачков и т. д.»

Живописная коллекция музея имени А. В. Григорьева – это жемчужина Поволжья. Город Козьмодемьянск – единственный провинциальный город в России, который имеет такое восхитительное собрание картин. Им мог гордиться любой крупный город. Целенаправленная работа с шедеврами, принадлежащими кисти русских мастеров, обогащает внутренний мир ребенка.

Практика показала, что обучение сочинениям – описаниям, основанное на использовании местного музейного материала, способствует, кроме целенаправленного обогащения речи учащихся, умению создавать речевые произведения, приобщению учеников к живописи, прививает любовь к «малой» родине, воспитывает чувство гордости за свой город ,имеет широкое культурно – эстетическое значение.

Музейные картины близки жизненным впечатлениям учащихся, доступны по композиции, цветовому решению. Вот неполный перечень картин музея имени А. В.Григорьева, которые рекомендую для сочинений – описаний.

5 класс

В. Д. Поленов «Пейзаж»

И. И. Машков «Натюрморт»

С. И. Лобанов «Натюрморт»

А. С. Степанов «Зимняя дорога»

С. И. Святославский «Восход солнца в горах»

А. М. Морозов «Утренняя заря в лесу»

6 класс

П. А. Радимов «Балкон»

В. К. Бялыницкий – Бируля «Лунная ночь»

А. С. Степанов «Зима»

С. А. Толкачев «Змеиный пруд»

7 – 8 класс

К. Е. Маковский «Цыганка»

Н. Е. Рачков «Портрет мальчика»

Э. Раух «Девушка в голубом»

И. И. Творожников «Мальчик – нищий с корзиной»

2.2.Формы сочинений по картине.

Сочинения по картине представляют широкие возможности для работы над разнообразными типами (жанрами) речи, в том числе творческой речи. Созерцание картины может породить текст в жанре:

сочинения-описания,

сочинения-повествования,

сочинения-рассуждения,

описания с элементами повествования и рассуждения,

повествования с элементами описания,

рассуждения с элементами описания и повествования,

речевое произведение с естественной коммуникативной установкой типа рассказа, письма, отклика, рецензии, отзыва, статьи в газету о посещении выставки картин.

Сочинение по картине может быть написано в различном стиле:

разговорном с элементами художественной речи (рассказ по картине, письмо о впечатлениях по выставке картин),

публицистическом с элементами разговорного (отзыв, рецензия, отклик о картине),

научно-популярном (статья в газету, рассказ экскурсовода),

публицистическом с элементами художественного (сочинение-описание с элементами рассуждения),

художественном с элементами разговорного (сочинение-описание с элементами повествования).

Формированию умения высказать свое отношение к предмету разговора, свое мнение о каком-либо событии, явлении, обосновать свою точку зрения способствует написание отзыва, рецензии, которые требуют активного творческого отношения к воспринимаемой зрительной или слуховой информации. Картина, являясь зрительно-смысловой опорой, служит отличным материалом для отзыва или рецензии. Чтобы придать этой работе естественный характер, можно предложить такие задачи:

1) вам поручили написать отзыв (рецензию) о выставке картин российских художников, которая проходит в вашем городе;

2) после реставрации в музее выставили картину известного художника. Напишите о ней отзыв (рецензию).

Работу над отзывом желательно начать с написания отклика на сочинение по картине соседа по парте, при этом обратить внимание на то, что в отзыве необходимо сосредоточить внимание не столько на краткой передачи содержания текста сочинения, сколько на оценке и ее мотивировке. При передаче содержания картины следует акцентировать внимание на изобразительно-выразительных средствах художника и одновременно высказать свое отношение, аргументируя свое мнение.

В качестве одного из заданий для развития письменной речи предлагается написание заметки или статьи в газету. Например, стимулом для написания заметки в школьную газету может послужить такая ситуация: из школьного музея (выставки репродукций картин) пропала (похитили) картину выдающегося русского художника. Напишите об этом заметку в газету "Русское слово", опишите картину, чтобы ее можно было найти.

Можно также написать информационную заметку об экскурсии в музей или в реставрационную мастерскую. В заметке обычно пишут об одном каком-нибудь факте, например, о пропаже картины, сосредотачивая внимание на главном (описание картины, чтобы ее найти), делаются выводы, предложения (кто обнаружит картину – сообщить туда-то). Материал описанной ситуации дает возможность, кроме того, показать учащимся отличие заметки от официального объявления, написанного в другом жанре и стиле речи.(Сочинения учеников смотри в Приложении 2)

2.3. Характеристика этапов работы по написанию сочинения по картине.

На работу по картине обычно отводится 1 – 2 урока.

Выбрав для урока картину, преподаватель сам внимательно рассматривает ее, устанавливает, какова тема, идейное содержание картины, какими средствами художественной выразительности пользуется художник, раскрывая свой замысел.

Система вопросов, которые намечает затем преподаватель, обеспечивает последовательность в раскрытии содержания картины, глубину анализа, внимание к главному, основному, помогающему понять замысел художника. Формулируя вопросы, преподаватель предусматривает также и необходимость направлять учащихся в процессе беседы на целесообразное использование тех или иных лексических и грамматических средств для раскрытия темы данной картины; учитывает возможные трудности употребления в речи отдельных слов и выражений, построения предложений и намечает пути их преодоления.

В методике обучения сочинению по картине можно наметить три этапа:

I. Подготовка преподавателя к уроку по картине.

1. Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.

2. Изучение содержания картины.

3. Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.

4. Формулировка вопросов для беседы.

5. Составление плана урока.

II. Урок обучающего сочинения по картине. Этот урок проводится в картинной галерее или в учебном классе с использованием средств

И К Т

1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.

2. Вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях).

3. Молчаливое рассматривание картины.

4. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся (примерные вопросы)

- Какова цель вашего сочинения?

- Вы хотите рассказать об увиденном в выставочном зале или поделиться собственными впечатлениями?

- Где, когда, как вы узнали о картине, которую собираетесь описывать в сочинении?

- Что изображено на картине? В чём её привлекательность для вас? (Она затронула ваши чувства, напомнила о чём-то?)

- В чём, по-вашему, мастерство автора, его индивидуальность?

- В какой мере экскурсия в выставочный зал (возможность увидеть картины художников) помогла вам лучше узнать автора и его картину?

5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.

6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).

7. Выяснение написания некоторых слов и выражений ( Смотри «Подготовительный урок» в Приложении 1).

8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине. (Смотри уроки подготовки к сочинению 2, 3, 4 в Приложении 1)

III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.

2.4. Формирование коммуникативных умений путем использования картины

Важная особенность методики работы по картине состоит в том, что она способствует развитию видов речевой деятельности и формированию коммуникативных умений. В силу своей специфики, представляя собой предметно-изобразительный план, картина является оптимальным средством ("материалом") для выполнения речевых действий и формирования коммуникативных умений, необходимых для построения содержательного высказывания.

Так, выполняя роль стимула на этапе ориентировки, картина, ограниченная рамками определенной темы, помогает построить высказывание в соответствии с темой и замыслом художника. Рассматривая картину под руководством учителя, учащиеся понимают, что тема – это предмет изображения, а основная мысль – авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами в зависимости от своего личного подхода к теме.

Эпизод, изображенный на картине, чаще всего моделирует реальную ситуацию, поэтому картина дает возможность ввести учащихся в ситуацию общения, близкую к естественной, что способствует повышению их речевой активности в ходе урока.

Ролевая игра по жанровой картине позволяет учащимся перевоплотиться в героев, запечатленным художником, ориентироваться в ситуации общения, то есть говорить не для того, чтобы произнести какую-нибудь фразу, что-то сказать, а для того, чтобы что-либо сообщить, воздействовать на собеседника, предугадать речевое поведение, реакции своих товарищей – участников игры, подобрать такие слова, которые будут уместны в данной ситуации.

Одним словом, создаются предпосылки для адресно-ориентировочной речи, без которой не может быть полноценного общения, формируется умение подчинять любое свое высказывание определенной теме и замыслу автора.

Особенно велика роль картины в формировании коммуникативных умений собирать и систематизировать собранный материал для речевого произведения. Это объясняется тем, что картина дает готовый наглядный материал, подсказывает программу и содержание будущего речевого произведения в соответствии с темой и замыслом художника.

В процессе работы по картине у учащихся формируются коммуникативные умения строить речевые произведения, выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.

Исходя из того, что система работы по картине опирается на жанровый принцип в отборе картин, следует рассматривать работу по картине с учетом определенного жанра. Если мы хотим сформировать у учащихся умение строить сочинение-описание, где объектом речи являются признаки предмета или явления, его особенности, свойства, состояния, то эффективнее всего использовать натюрморт или пейзаж.

Объектом высказывания в повествовательном типе речи может служить жанровая картина, поскольку работа по ней предполагает ответ на вопросы: кто? что? как? где? когда?, то есть сообщение о последовательных действиях изображенных лиц и предметов, их взаимоотношениях, о времени и месте действия.

При обучении учащихся рассуждению, предполагающему обоснование основной мысли (выступающей в качестве тезиса) рядом аргументов для доказательства высказанного мнения о каком-либо факте, установление связи между предметами и явлениями, полезно использовать любой жанр живописи. Сочинение, как известно, это одно из упражнений по развитию речи. Сочинение по картине призвано выполнять именно эту роль в школьном учебном процессе.

2.5. Активация видов речевой деятельности средствами живописи. Использование картины создает на уроке атмосферу поиска, эмоциональной приподнятости, рождающей потребность в общении и, следовательно, способствует взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности: говорению, чтению, слушанию, письму. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что, чем больше органов чувств участвует в восприятии какого-либо предмета, явления, тем прочнее они запечатлеваются в нашей нервной памяти и быстрее затем вспоминаются.

При обучении видам речевой деятельности картина, как правило, выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способствующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи.

Так, в процессе обучения аудированию картина используется как зрительно-смысловая опора для понимания сообщения учителя о содержании картины и средствах раскрытия замысла художника.

При обучении говорению применяется не только в качестве стимулирующего средства, облегчающего процесс порождения высказывания в желательном для учителя направлении (в зависимости от задач урока), но и воссоздает ситуацию общения изображенных на картине действующих лиц. При этом зрительный образ картины помогает учащимся сосредоточить внимание на отборе необходимых языковых средств и подсказывает логическую последовательность изложения мыслей, поскольку говорящий имеет возможность зрительно воспринимать то, о чем он должен сказать.

Картина создает оптимальные предпосылки для выражения своего отношения к изображенному и формированию собственной – как подготовленной, так и неподготовленной (спонтанной).











Заключение.

…Помнится, в детстве я, как зритель, предпочитала картины исключительно с хорошей погодой. Еще неплохо было, если там имелось море – желательно с лунной дорожкой, бегущей по поверхности воды. Потом мои эстетические притязания расширились, и мне уже стали нравиться кое-какие унылые пейзажи; оттепель, допустим, под тускло светящимся небом на картине Васильева. С огромным трудом я принимала изображенные на полотне предметы: чашки, кувшины, сползающую ткань. Исторические полотна раздражали: слишком много шика, как говаривал один литературный герой. В общем, вынуждена признать: рассматривать произведения изобразительного искусства мне понравилось не сразу и – как бы это выразиться – с большим разбором. Мне понятны чувства И.Эренбурга, который, рассказывая о своем детском восприятии живописи, отмечал, что твердо в ту пору знал только одно: картина «Не ждали» имеет революционное содержание.

Теперь о моих сегодняшних (педагогических) притязаниях. Для чего я, учитель словесности, обращаюсь (и стараюсь делать это регулярно) к произведениям изобразительного искусства? Причин несколько, хотя хватило бы и одной: я люблю музейные залы. Одни, понятное дело, люблю больше, другие – меньше. Лицом к лицу с подлинниками я испытываю чувство, которое проще всего было бы назвать ликованием. Так и есть, ликование! Он живой и светится, помните? Все так, в точности: живой и светится… Мне бы хотелось разделить мое удовольствие с моими учениками. Я не искусствовед, поэтому едва ли могу претендовать на всестороннее изучение предметов изобразительного искусства. Задача, которую я ставлю перед собой, проще (хотя – как знать): я бы хотела, чтобы моим ученикам, как и мне, не было скучно в музеях, «где одни картины»; чтобы они, как и я, испытывали – наедине с картиной – эффект присутствия; чувствовали взгляды мужчин и женщин, что смотрят на нас с портретов; да что там взгляды – хоть что-нибудь чувствовали!

Задачи, поставленные перед собой в разработке, выполнила. Поделилась опытом работы в республиканском семинаре «Реализация здоровьесберегающей деятельности в учебно – воспитательном процессе лицея»(октябрь, 2011год),публикация тезисов «Картинная галерея музея имени А. в. Григорьева как фактор воспитания любви к малой родине» в фестивале педагогических идей «Открытый урок»(2007 г.). В дальнейшем планирую разработать уроки – подготовки к сочинениям – описаниям в старших классах.







Литература

1.Григорьев А. В. Документы. Статьи. Письма. Воспоминания. – Йошкар-Ола, 1992.

2.Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С.Развитие речи : теория и практика обучения. 5-7 классы. Книга для учителя.- М., Просвещение, 1991.

3.Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителя.- М., Просвещение, 1991.

4.Степанов А. О культуре речи. – М.,Искусство,1991.

5.Текучев А.В.Методика русского языка в средней школе. - М.,Просвещение,1970.
































Приложение 1

Примерный перечень слов для употребления их на уроках подготовки к сочинениям по картине

Анималист (лат. яз. animal животное) – художник, изображающий животных.

Баталист (фр. яз.banalion) баталия – художник, изображающий военные сюжеты.

Гамма (фр. яз. gamme) – последовательный ряд каких-либо предметов или явлений.

Гравюра (фр. яз.) – 1. Вид графики – печатный оттиск рельефного или углубленного рисунка.

2. Пластика с таким рисунком.

Графика (гр. яз. grapho - пишу, черчу, рисую) –

1. Вид изобразительного искусства – рисунок, выполненный штрихами и линиями без красок.

2. Часть учения о письме, исследующая соотношение между буквами и звуками.

Декорация (фр. яз. decoris) – красота, украшение.

Иллюстрировать (нем. яз. illustrieren, lat. lux) – освещать, придавать блеск, украшать.

Карандаш (тюркск. яз. – сложение кара «чёрный» и даш «камень».

Карикатура (итал. яз. carikatura) – преувеличение, перегрузка, рисунок с

преувеличением свойств изображаемого.

Колорит (лат. яз. color - цвет) – 1. Сочетание цветов в многокрасочном произведении искусства.

2.Совокупность особенностей (эпохи, местности), своеобразие чего-л.

Контраст (фр. яз. contraste) – спор, борьба, противостоять, против.

Копировать (лат. яз. copia) – множество, запасы.

Маринист (лат. яз. marina - морской) – художник, изображающий морской вид.

Мольберт (нем. яз. Malbrett, mallen – maľovať, brett - doska) – доска для рисования.

Натура – здесь то, что служит предметом изображения для художника; натурщик – тот, с кого он рисует, кто позирует художнику.

Натюрморт (фр. яз. nature morte) – мёртвая природа.

Оригинал (лат. яз. oriri) – начало, рождение.

Орнамент (лат. яз.) – украшение.

Палитра (лат. яз. palette, pala) – лопатка.

Пастель (фр. и итал. яз. pastel, pasta) – цветной карандаш, паста – тесто, цветные карандаши делались из сухих красок на тесте.

Подлинник – настоящий, действительный.

Полотно – от платок, платье – после развития полногласия и падения редуцированных.

Позировать – 1. Приняв определенное положение (позу), служить моделью художнику или объектом для фотографической съёмки.

2. Рисоваться, принимать позу.

Портрет (фр. яз. portrait) – рисовать, выставлять.

Эскиз – предварительный набросок.

Этюд – подготовительный набросок для будущего произведения или его части, выполняемый с натуры.

2. Из раньше приведённых слов составьте микротемы и группы слов.

3. Составьте словообразовательные гнезда:

Портрет – автопортрет, портретная (живопись).

Акварель – акварельный.

Баталия – баталист, батальные (картины).

Декорация – декоративный, декоратор.

Живопись – живописный, живописец.

Цвет – цветной, цветовой.

4. Напишите слова (может быть и под диктовку) в табличку. Определите части речи:

Имена существительные:

Имена прилагательные:

Глаголы:

автопортрет, акварель, анималист, баталист, вещь, гамма, гравюра, графика, гуашь, декорация, живопись, жанр, живописец, задний(фон), замысел, зарисовка, зарисовать, зарисовывать, изобразить, изобразительный, изображать, изображение, искусство, картина, кисть, коллекция, коллекционировать, композиция, контраст, копировать, копия, краски, культура, мазок, маринист, масло, масляный, мольберт, мастерская (художника), набросать, набрасывать, наброски, натура, натурщица, натюрморт, оригинал, орнамент, оттенок, палитра, пастель, пейзажист, передний(фон), писать (картину), подлинник, позировать полотно, портретист, произведение(живописи), работа, репродукция, рисовать, рисунок, роспись, расписной, свет, светотени, собрание (картин), собирать, создать (картину), тон, тушь, фигура, фон, холст, художественный, художник, цвет, цветной, цветовой, центр, эскиз, этюд, галерея...

Общие слова: живопись, живописец, кисть.. Создатель картины: анималист, баталист, маринист, пейзажист, портретист, мастер...

Создание картины: замысел, зарисовка, зарисовывать, изображать, копировать, копия, мазок, набросать - набрасывать, набросок, натура, натурщица, позировать, рисовать, создать, эскиз, этюд ...

Средства и материал живописи: акварель, гуашь, карандаш, пастель, масло, кисть, краски, тушь, масляный, мольберт, палитра, холст...

Художественные средства живописи: гамма, колорит, композиция, рисунок, контраст, оттенок, палитра, свет, светотень, тон, фон, цвет. Цветной, цветовой ...

Произведение живописи: автопортрет, портрет, натюрморт, пастель, пейзаж, акварель, картина, вещь, работа, холст, полотно, подлинник,оригинал, копия, репродукция, произведение...

Виды изобразительного искусства и произведения: живопись, графика, декорация, иллюстрация, карикатура, роспись, орнамент, узор...

1 урок

Тема: Подготовительный урок.

Цель: научиться писать и произносить слова по теме «Живопись»

1.Слово учителя:

Материал музыки - звуки, литературные произведения слагаются из слов. Краски - материал живописи. Палитра художника – настоящий праздник красок. Своею кистью художник может перенести нас в любое время и в любое место. Он рассказывает нам о жизни, создаёт образы героев, изображает действия, картины природы. Но картина изображает лишь одно мгновение. Самое главное для художника – найти для своей картины это самое важное, самое выразительное мгновение.

Именно такие мгновения отражены в картинах

И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и его сын Иван»,

В. М. Васнецова «Алёнушка», «Богатыри»,

И. И. Левитана «Золотая осень», «Март»,

И. И. Шишкина «Рожь», Корабельная роща»,

А. К. Саврасова «Грачи прилетели»....


Чтобы понять картину, нужно знать азбуку живописи, умение правильно их написать.Это поможет правильно рассказать и написать о своём понимании той или иной картины.

3. Какие слова по теме «Живопись» вы знаете?

4. Напишите слова под диктовку.

автопортрет, акварель, анималист, баталист, вещь, гамма, гравюра, графика, гуашь, декорация, живопись, жанр, живописец, задний (фон), замысел, зарисовка, зарисовать, зарисовывать, изобразить, изобразительный, изображать, изображение, искусство, картина, кисть, коллекция, коллекционировать, композиция, контраст, копировать, копия, краски, культура, мазок, маринист, масло, масляный, мольберт, мастерская (художника), набросать, набрасывать, наброски, натура, натурщица, натюрморт, оригинал, орнамент, оттенок, палитра, пастель, пейзажист, передний(фон), писать (картину), подлинник, позировать полотно, портретист, произведение (живописи), работа, репродукция, рисовать, рисунок, роспись, расписной, свет, светотени, собрание (картин), собирать, создать (картину), тон, тушь, фигура, фон, холст, художественный, художник, цвет, цветной, цветовой, центр, эскиз, этюд, галерея...

Здесь может учитель добавить слова в зависимости от картины, рисунка и поработать над произношением, орфографией, стилистикой...

5. Соедините слова по смыслу, составьте словосочетания.

6. Слово учителя (использовать для диктанта).

Азбука живописи.

(Жи-во-пись)

Расположение фигур на картине художники называют композицией. Композиция – основа живописи. Она выражает главную мысль художника, идею картины. Обычно находится в центре картины.

Когда композиция найдена и все фигуры расставлены по своим местам, можно их рисовать: выписывать лица, костюмы, позы героев.

Рисунок – это главный рассказчик. Он подробно рассказывает о каждом герое, о его прошлом и настоящем, рассказывает обо всех событиях картины. Рисунок – это второй слог живописи.

Третий слог – это всё разнообразие красок, оттенков, тонов, пятен света и тени, которыми говорит с нами картина, или, как называют художники, колорит живописи.

7. Прочитайте все слова, словосочетания и текст, обращая внимание на произношение.

8. Проверка диктанта и анализ ошибок.



































Урок 2

Тема урока: Подготовка к сочинению по картине В. К. Бялыницкого – Бирули «Зимняя лунная ночь»(1920 г.) (Картинная галерея историко – художественного музея имени А. В. Григорьева).

Цели урока:

1. Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания

по картине, совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

а) познакомить с жизнью и творчеством В. К. Бялыницкого – Бирули;

б) учить "читать" картину, осмысливать ее содержание;

в) привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь учащихся.

3. Воспитывающая: способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

·картина В. К. Бялыницкого – Бирули;

·материал о жизни и творчестве Бялыницкого – Бирули;

·литературные произведения известных авторов.

Ход урока

·1. Подготовка учителя к уроку. Материал о жизни и творчестве Витольда Каэтановича Бялыницкого - Бирули(учитель может взять из справочных материалов о художниках).

2. Подготовка к восприятию картины.

·- Прочитайте на доске два слова: зимняя, лунная. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово «зимний»? (Зимние каникулы, зимний пейзаж …)

·- Каким вы представляете зимнюю лунную ночь? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

3. Сопоставление личных наблюдений детей и описание зимней лунной ночи в литературных произведениях. (На каждом столе – листы со стихотворениями)

·- Послушайте, как описывают зимнюю лунную ночь поэты:

Зимняя ночь в деревне. И.С. Никитин

Весело сияет
Месяц над селом;
Белый снег сверкает
Синим огоньком.


Месяца лучами
Божий храм облит;
Крест под облаками,
Как свеча, горит.

Пусто, одиноко
Сонное село;
Вьюгами глубоко
Избы занесло.


Тишина немая
В улицах пустых,
И не слышно лая
Псов сторожевых


Скрип шагов вдоль улиц белых...
А.А. Фет

Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.


От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.


Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.


- Каково отношение поэтов к зимней лунной ночи? Как они это показали?

- Найдите эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры в стихотворениях Никитина, Полонского, Фета.

-Какие строчки стихотворений созвучны картине?

4. Рассматривание картины.

5. Беседа по содержанию картины.

- Какое время года изобразил художник? (Глубокая зима.)

- Как вы догадались, что это не начало зимы? (Большие сугробы, давно проложенная,наезженная дорога, толстый снег на крышах домов)

- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Глубокая ночь, деревня уже спит, так как в окнах темно)

- Что изобразил художник на переднем плане? (три березы, стынущие на холоде); слева? справа? (Дома – маленькие и большие, занесенные снегом)

Как вы думаете, какое главное настроение картины? (восхищение)

7. Выявление изобразительных средств картины.

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)

- А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь голубой и синий. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Все оттенки голубого и синего помогают нам ощутить красоту зимней лунной ночи.)

- Почему художник показал на картине только часть деревни, а не всю деревню? (Деревня - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине – восхитительная лунная ночь.)

8. Составление плана сочинения:

1. Зимняя лунная ночь.

2. Деревья, дома, снег.

3. Цвет и настроение картины.

4. Мое отношение к картине.

9. Орфографическая подготовка. (Проводится на уроках ранее, дети ведут записи в тетрадях.)

10. Написание учащимися сочинения сначала в черновике, а потом в чистом варианте.

11. Самопроверка сочинений.






























Урок 3

Тема: Подготовка к сочинению по картине И. И. Творожникова «Мальчик – нищий с корзиной». (Картинная галерея историко – художественного музея имени А. В. Григорьева).

Цели урока:

1. Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине; показать им художественные достоинства картины, умение художника раскрыть основную мысль своего произведения; совершенствовать умение составлять описание внешности человека.

2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь учащихся.

3. Воспитательная: воспитывать сочувствие, сострадание к обездоленным, нищим.

Ход урока

1.Сообщение учителя (или подготовленного ученика) о жизни и творчестве художника.

2.Актуализация опорных знаний учеников.

А). Беседа: 1. Какова роль описания внешности человека в раскрытии его характера? 2. Каковы особенности художественного описания внешности человека? 3.К чему следует присмотреться, описывая внешность человека?

Б.)Анализ портрета литературного героя. Послушайте отрывок. Что можно сказать о мальчике? В какую пору он жил? Какова была его жизнь?

Мальчик, на которого чаще всего кричали, назывался Петькой и был самым маленьким из всех служащих в заведении… Петьке было десять лет… Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой, как два родные брата… И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», и он все подавал ее, все подавал… Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика… и все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья. Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные – прегрязные руки и шея…

Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело, из-за ворота его выставлялся кончик белого бумажного воротничка. Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом. Л. Андреев «Петька на даче»

3. Работа по развитию связной речи.

А) Внимательно рассмотрите картину И. И. Творожникова «Мальчик – нищий с корзиной». Ответьте на вопросы:

1.Что изображено на картине?

2. Какие чувства и настроения она вызывает?

3.Кто изображен на переднем плане картины?

4. Какое цветовое решение использует художник, чтобы выделить лицо и фигуру мальчика?

5.Обратите внимание на лицо, глаза, взгляд, фигуру, одежду.

6.Как вы думаете, о чем он мечтает? К чему стремится?

7. Понравилась ли вам картина?

8. Что хотел сказать художник своей картиной?

Б) Словарная работа. Дописать слова к каждому ряду.

Глаза – серые, карие…; темные…; маленькие…; добрые…;

Нос – с горбинкой, прямой…

Волосы – выцветшие…; короткие…; волнистые…

Лицо – продолговатое…

Одежда, обувь – новая…; чистая… ;аккуратная…

В) Коллективное составление плана к сочинению.

План

1. Краткие сведения о художнике.

2.Композиция картины И. И.Творожникова «Мальчик – нищий с корзиной».

3.Портрет мальчика.

Г) Устное описание внешности мальчика по составленному плану.

Д) Написание сочинения.

8. Систематизация и обобщение.

1.)Помогает ли описание внешности человека понять его внутренний мир?

2.)Каковы особенности описания внешности человека по картине?





















Урок 4

Тема: Подготовка к сочинению по картине Леонардо да Винчи «Джоконда»

Цели и задачи урока:

-запомнить историю создания самой известной картины мира

- придумать оригинальную идею написания сочинения по картине (работы пишутся дома).

Ход урока 1. Организационный момент. 2. Учитель: слушаем тех ребят, которые заранее подобрали материал и сейчас сделают маленькие доклады.

1. По рукописи Леонардо мы можем представить всю его научную, инженерную деятельность и художественное творчество. Но мы не знаем почти ничего о его личной жизни.

Вот немного сведений о детстве Леонардо да Винчи.

Место рождения – селение Анкиано близ городка Винчи, где прошло его детство, было расположено среди чудесной тосканской природы. Горное ущелье, где ютился Винчи, было очень живописно: вокруг лесистые склоны и лишь высокие гребни гор голы. Мальчик любил уходить в горы, карабкаться по крутым уступам, сидеть над обрывом, следить за движением облаков. Он наблюдал и запоминал, зорко всматривался в мир. Он имел полную свободу: дед и бабушка заботились о нем, но не досаждали, а любили своего умного, красивого, спокойного внука. Отец – нотариус Пьеро да Винчи - постоянно разъезжал по округе, а мачеха не имела своих детей и любила мальчика как родного. Мать Катерина – местная крестьянка. Вот и все, что мы знаем. У Леонардо был добрый дом и свобода, но не было матери. Не было памяти о ее руках, дыхании, взгляде…

Скажите, когда вы смотрите на картины Леонардо да Винчи, не возникает ли у вас чувство, что в них живет та нежность, о которой он думал всю жизнь?

2. Леонардо наносил много тонких слоев краски – так, чтобы один слой просвечивал сквозь следующий. Это позволяло ему добиваться удивительных эффектов. Такое смешивание красок “без линий и краев, в дымчатой манере” называется техникой сфумато (от итальянского слова “дымка”). Многие краски художник смешивал пальцами – на некоторых участках его работ можно обнаружить отпечатки.

3. Изображение сейчас покрыто тонкой паутинкой трещин. Они возникли потому, что с течением времени краски и лак становятся ломкими.

Темные глаза Моны Лизы смотрят прямо на зрителя из-под слегка затененных век. По отзывам современников, ее брови, благодаря каждому вырастающему из кожи волоску, показанному художником, невозможно было изобразить натуральнее. Брови и ресницы, скорее всего, исчезли с лица Моны Лизы во время одной из неудачно проведенных реставраций.

4. Существует явный контраст между городской женщиной и открывающимся за ее спиной диким горным ландшафтом. Леонардо всегда отвергал общепринятую в те времена манеру изображать умиротворенные пейзажи и писал природу загадочной, могучей, непознаваемой. Так и здесь – ничто, кроме извилистой дороги и моста не указывает на какое-нибудь присутствие человека.

.5. Выражение “улыбка Моны Лизы” давно стало нарицательными. Эта знаменитая улыбка сотни раз истолковывалась, обсуждалась и даже воспевалась в популярных песнях. Улыбка Моны Лизы слегка асимметрична, что и делает ее такой загадочной. Вместе с тем, она прописана так, что невозможно уловить границу перехода между губами и кожей лица. Для достижения этого эффекта Леонардо использовал тончайшие оттенки цвета и прием сфумато.

6. Расслабленные и элегантные, полные, округлые, сложенные друг на друга руки делают портрет более естественным. Расположение рук и кистей работает на создание строгой треугольной композиции, заставляя взгляд зрителя перемещаться по всей картине.

7.Вышивка, украшающая вырез платья Моны Лизы, может быть зашифрованной подписью Леонардо, поскольку итальянское слово “завязывать” (vincolare – созвучно фамилии художника. Подобные узелки встречаются и на других картинах художника.

8. Пристально, чуть-чуть устало, мягко, все понимая, глядит на людей Джоконда… Не одна сотня лет прошла с тех пор, как она родилась, стала вечно живой с последним прикосновением кисти Леонардо. Я словно вижу это последнее касание. Нежное прикосновение шелковой кисти. Мастер сам не знал, конец ли это. Он чувствовал уже давно, что Джоконда живет помимо его воли. Он просто боялся расстаться с ней. Потерять часть самого себя. Столько он отдал сокровенного, самого святого, что хранил в самых глубоких тайниках души! Мона Лиза была его плотью. Частью его самого. Ведь он писал “малый мир” – Человека!

9. Вот так писал о сеансах биограф Леонардо Вазари:

“Так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели. И тут постоянно были шуты, поддерживающие в ней веселость и умалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо”.

10. “А теперь немного доверия и воображения…

Леонардо был прекрасен, как бог, силен (он гнул подковы!). Он был первым во всем: в творчестве, образованности, всеохватности дарований, доброте, царственном обаянии…

Мона Лиза была женщиной нежной, затаенной и страстной, а ее муж – одним из скучнейших флорентийских обывателей.

Скажите, может, она смотрит с портрета влюбленными глазами! И это нежная загадочная улыбка любящей женщины?!”

11. Скульптор и два врача из французского города Лион выступили со смелым утверждением, что знаменитая улыбка Джоконды – это гримаса паралитика…

Существует очень много “объяснений”: выдвигались гипотезы, что модель страдала шизофренией, что это портрет умершей, что Леонардо изобразил себя самого, поскольку компьютер обнаружил на картине его черты…

А может быть, Мона Лиза просто снисходительно улыбается попыткам научно объяснить совершенство? Объяснить необъяснимое.

12. “Это картина – рекордсмен по дурной славе.

Всех, кто так или иначе был связан с ней, преследовали несчастья и беды еще при ее жизни.

После открытия для публичного посещения Лувра люди рядом с картиной стали падать в обморок. Первым среди таких был английский писатель Стендаль. Он почему-то необычно для себя надолго задержался возле портрета и все время любовался изображением, но вдруг совершенно неожиданно у него закружилась голова, и он, потеряв сознание, упал на пол прямо возле портрета.

Всего на сегодняшний день зафиксировано более ста обмороков в этом музее. Вообще, при продолжительном и сосредоточенном, но более стойком созерцании подлинника возникает чувство страха. А то и кошмарные галлюцинации.

Сейчас работники Лувра рассказывают о том, что если в работе музея случаются вдруг длительные перерывы. То картина начитает быстро темнеть. Но стоит только “заполнить” залы, как “Джоконда” словно снова оживает: начитают более четко проявляться сочные краски и весь фон изображения заметно осветляется, а улыбка становится более выразительной.”

14. “Тут у Леонардо тайна отношения к миру, может быть, тайна самопознания – последняя тайна художника. Об этом надо думать и думать. Для чего думать? Чтобы лучше понять его? Да. И нет. Чтобы лучше понять себя…”

3. Учитель: Искусствоведы считают, что мы неправильно смотрим на “Джоконду”.

Во-первых, ей пятьсот лет, на картине появились трещины, исчезли фрагменты, детали (брови, ресницы)…Во-вторых, ее нужно созерцать не в бешеном ритме ХХ века…В-третьих, она, вероятно, рассчитана на созерцание при живом свете свечей…И, наконец, мы смотрим сейчас всего лишь на репродукцию…

Давайте используем свое воображение, перенесемся в 16 век, послушаем хорошую музыку и, глядя Моне Лизе в лицо, освещенное свечами, … улыбнемся ей в ответ. Интересно, что вы почувствуете?

Дети рассматривают репродукцию картины.

4. Домашнее задание:

Сделать черновик сочинения, включив описание картины.






Приложение 2

Сочинения по картинам историко – художественного музея имени А.В.Григорьева.

Сочинение по картине И.И.Творожникова «Мальчик–нищий с корзиной» ученика 5 а класса Салаутина Сергея.

На картине художника изображен нищий мальчик. Он сидит на лавочке, одной рукой облокотился на палочку, чтобы не упасть от усталости. Мальчик очень грустный, у него опухли глаза, потому что он целый день ходил на холодном воздухе или плакал. Себе на жизнь он зарабатывал тем, что попрошайничал с корзиной, которая стоит рядом с ним пустая. У нищего грязные волосы под обгоревшей на солнце кепкой. Под разодранным на плечах кафтанчиком видна рваная рубашка. Боты на ногах грязные, давно не чищенные. Брюки тоже износились, но не было денег купить другие.

Мальчик изображен на темном фоне неяркими красками, потому что жизнь у него трудная.

Мне очень жалко этого мальчика, потому что ему приходится жить в тяжелых условиях, просить подаяние, чтобы выжить.

Сочинение по картине И. И. Машкова «Натюрморт» ученицы 5 а класса Сухановой Татьяны.

На картине художник изобразил вазу и фрукты, которые лежат около нее на красивой скатерти. Сама скатерть бордового цвета с зелеными узорами по бокам.

Ваза белого цвета, узкая наверху и широкая снизу. В ней стоят разные цветы: колокольчики голубого цвета, желтые тюльпаны и розы бордового цвета. Она стоит на краю стола на эаднем плане картины. Около вазы на переднем плане лежат фрукты: персик светло – оранжевого цвета, ярко – красные яблоки, зеленая груша, ярко – желтый лимон и красный гранат.

Мне понравилась эта картина. Художник прославляет в ней красоту мира вещей, которая окружает человека.

Сочинение по картине И. И. Творожникова «Мальчик–нищий с корзиной» ученика 7 б класса Перминова Антона.

На картине И. И. Творожникова изображен нищий мальчик с корзиной. Он сидит на лавочке и тоскливо смотрит в сторону. Художник, описывая мальчика, обращает наше внимание на его унылое смуглое лицо. Оно грустное, усталое и сонное, потому что он ходил целый день и ничего не ел. На лице нищего выделяются глаза, светло – голубые, водянистые, с длинными ресницами. Волосы, выгоревшие на солнце, лежали лохматой копной.

Этот мальчик нищий, сирота, и это видно по его одежде. Одет он в рваное тряпье. На нем фуфайка, порванная во многих местах. На пояс он привязал кушак. На плече тоже висит холстяной кушак, привязанный к сплетенной из бересты корзине. Она сделана прочно, туда мальчик клал еду, но там сейчас ничего нет. На его коротких ногах были порванные до коленах, висящие бахромой грязные штаны, виднелись белые портянки, засунутые в галоши.

У этого мальчика нет семьи, он скитается по белу свету, ему очень грустно. Вот и сидит он один на лавочке, и ему хочется плакать.

И. И. Творожников написал эту картину неяркими масляными красками. Он хотел сказать нам, что тяжела жизнь нищего мальчика, что в его судьбе нет ничего светлого, радостного.

Мне понравилась эта картина. От нее мне становится грустно, как и этому мальчику.


Сочинение по картине А. С. Степанова «Зимняя дорога» ученицы 7 б класса Гуманистовой Галины.

А. С. Степанов – живописец, пейзажист и анималист. Его произведения посвящены главным образом изображению жизни животных и охотничьим сценам на фоне русского пейзажа. Художник написал много картин, в том числе и пейзаж «Зеленая дорога».

На переднем плане картины изображена зимняя дорога, проложенная среди снегов. Она уходит далеко – далеко в небо, покрытое серой пеленой. Тучи закрыли солнце, поэтому день кажется хмурым, не проснувшимся. Кругом снег, он грязно – белый, не праздничный, а какой – то будничный. Воздух будто бы сырой, влажный ,и вот – вот небо прохудится, и посыпятся , закружатся крупные, тяжелые снежинки. По краям дороги стоят березы, молодые, тоненькие – тоненькие, и старые, могучие, похожие на спящих богатырей. Несколько берез стоят на переднем плане справа. На фоне неба ветки ее похожи на фантастический неброский узор. Каждая береза на этой картине как бы живет сейчас одной надеждой: выстоять, вытерпеть холод, дожить до заветной весны, до тепла.

Чернеет лес на заднем плане пейзажа, он кажется мрачным, сонным, неживым.

Глядя на картину А. С. Степанова «Зимняя дорога», думаешь, что не одолела зима лес, деревья, человека. Посреди снегов видна хорошо проложенная, заезженная санная дорога. Значит есть тут жизнь, не замерла, не замерзла…И приходят на память строки из стихотворения русского поэта С. А. Есенина:

Неприглядная дорога,

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек…

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.







Сочинение по картине В. К. Бялыницкого – Бирули «Лунная ночь» ученицы 7 б класса Васеневой Татьяны.

Витольд Каэтанович – живописец–график. Основное творчество – лирические пейзажи.

На картине изображена зимняя лунная ночь.

Какой красивой и величественной изобразил живописец чародейку–зиму! Вот по скрипучему снегу недавно проехали сани. Около дороги в сонной тишине стоят три березы. Они принакрылись снегом, точно серебром. На их пушистых ветках снежная бахрома. Искрится в воздухе снег, а при свете луны и звезд он выглядит сказочным. По обе стороны дороги стоят занесенные снегом избы. Видимо все давно уснули, только в одной избе еще горит огонек.Немного дальше «дремлет лес под сказку сна».

Все в картине живет и дышит. Воздух свежий и ядреный. Небо низкое и сумрачное.

Цвета художник выбрал холодные. Темные, но в этом есть своя прелесть. Кажется, картин вот – вот оживет, открывая нам чудесные явления природы


Сочинение по картине З. Ф. Лаврентьева «Лесной дух» ученицы 7 б класса Васеневой Татьяны.

З.Лаврентьев изобразил на картине лесного духа в виде доброго старичка. На нем длинная белая рубашка с вышитыми марийскими узорами. На голове венок из полевых и лесных цветов, длинные волосы распущены. Его добрый взгляд, добрые глаза говорят о том, как много он повидал на своем жизненном пути.

Кажется, что дух простой, внимательный к людям, животным и птицам, оберегает природу и ее дары.

Изображен лесной дух на лесном сказочном фоне. В правой руке он держит горсточку свежей малины, а с нее сбегают прозрачные капельки воды Они как будто хрустальные и вот – вот зазвенят, если до них дотронуться рукой. В левой руке старик держит рыжего пушистого зверька. Это белка. Она очень красива. Около ног старика художник нарисовал ежика, который притаился в листве. Он наблюдает за всем, вытянув свою маленькую любопытную мордочку. На спине у ежика гриб. Это значит, что он запасает себе на зиму еду.

Художник использовал на картине яркие краски. Кажется, как будто все настоящее и картина вот-вот оживет.

Видимо, художник Лаврентьев глубоко чувствует красоту природы, ее нежность. Живописец в картине хотел выразить свои чувства. Основная мысль картины в том, чтобы люди берегли природу и ее богатства.


Сочинение по картине – репродукции Леонардо да Винчи «Джоконда» ученицы 7 б класса Смирновой Анастасии.

На картине великого мастера кисти изображена молодая женщина – горожанка.

Умное, спокойное лицо тронуто чуть заметной улыбкой. Оно как бы на глазах меняет свое выражение: в нем и мечтательность, и затаенная насмешка, и скрытая печаль. Большой открытый лоб, живой, внимательный взгляд карих глаз, ниспадающие на плечи волосы, плавные линии фигуры – все производит впечатление удивительной простоты и естественности.

Темный густой лес, озеро с отражавшимся в нем солнцем, дорога, ведущая за скалы, старинный каменный мост через реку создают фон картины.

Художник сумел передать характер, меняющееся настроение женщины. Все это Леонардо да Винчи смог описать темными красками, но кое – где он использовал и светлые краски. Мастер кисти выделял переход света к тени Контуры предметов в его картине смягчены легкой дымкой.

Ум, спокойствие, улыбка не должны оставаться за картиной, они должны выражаться или виднеться на лице человека, изображенным на картине.

Сочинение по картине Эмиля Рауха «Дама в голубом» ученицы 7 б класса Сергеевой Ирины.

На картине изображена девушка в голубом платье. Голубые глаза выразительны, задумчивый взгляд устремлен вдаль. Тонкие губы алого цвета, небольшой нос чуть вздернут. А красивое открытое лицо делает ее необычайно привлекательной. Собранные сзади в пучок русые волосы сливаются с темно – коричневым фоном картины.

Одета дама в шелковое блестящее голубое платье, украшенное изящными кружевами. На руках висит закинутая за руку узорчатая белая шаль. Превосходное колье украшает ее белоснежную обнаженную грудь и шею. На правой руке чуть заметен из-под шали золотой браслет.

Нельзя не любоваться этой картиной. Экскурсовод музея рассказывал нам, что один турист, очарованный красотой девушки, стоял перед этой картиной целый час.

Художник хотел изобразить красоту девушки и передать нам свое восхищение женской красотой.

















Рецензия

на методическую разработку
«Сочинение по картине на уроках русского языка»
учителя русского языка и литературы МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»
Сидуловой Ираиды Викторовны.


Методическая разработка Сидуловой И. В. посвящена одному из распространненых в школе видов сочинений – сочинению по картине.


Структурно разработка состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложения.


Актуальность разработки не вызывает сомнения, поскольку сочинение по картине дает возможность судить об общем развитии учащихся, об умении пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей.


Особое внимание в разработке уделено применению местного источника материала для сочинений – картинам из картинной галереи историко-художественного музея имени А. В. Григорьева. Автор обращает внимание на использование музейного материала как фактора воспитания любви к «малой родине».


Следует подчеркнуть ценность Приложений к методической разработке. В них автор представляет разработки уроков к сочинениям по картинам музея имени А. В. Григорьева. Также интерес представляют сочинения учеников по картинам вышеназванного музея.


Данная методическая разработка может быть рекомендована к публикации, к практическому применению учителями русского языка и литературы города Козьмодемьянска.


15.02.12.

Зав.кафедрой филологии
МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»: ___________ Немцева О. В.












Рецензия

на методическую разработку «Сочинение по картине на уроках русского языка» учителя русского языка и литературы МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска» Сидуловой Ираиды Викторовны.


Актуальность настоящей разработки заключается в том, что она помогает учителю – словеснику в развитии творческого начала в ребенке, в повышении его общей культуры.

Автором проделана немаловажная работа по изучению тематики, жанров картин, представленных для сочинений в 5 – 8 классах. В разработке значительное внимание уделяется работе по подготовке к сочинениям – описаниям: изучению форм сочинений, этапам подготовительной работы.

К положительным сторонам работы можно отнести использование местного материала. Картинная галерея историко – художественного музея имени А. В. Григорьева – источник материала для сочинений по картинам известных русских художников. Особо следует подчеркнуть, что использование музейного материала не только приобщает учеников к живописи, но и воспитывает чувство гордости за свой город.

Новизна данной работы в том, что она демонстрирует вариативность в подходе к данному виду деятельности учащихся.

Отдельного внимания заслуживают Приложения, где представлены разработки уроков учителя, сочинения учащихся по картинам музея имени А. В. Григорьева.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования имеющегося опыта автора разработки.

Методическая разработка соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого вида.

Данная разработка рекомендуется к использованию в учебном процессе преподавателями русского языка и литературы города Козьмодемьянска.


15.02 12.

Руководитель творческой мастерской

учителей русского языка и литературы

г.Козьмодемьянска: _____________ Панасюк О. М.

33




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сочинение по картине на уроках русского языка

Автор: Сидулова Ираида Викторовна

Дата: 01.03.2017

Номер свидетельства: 396988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Урок русского языка в 6 классе  Тема: Подготовка к написанию сочинения-описания «Зима в Кальтяево» "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-tiema-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-opisaniia-zima-v-kal-tiaievo"
    ["file_id"] => string(6) "153262"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420987973"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(65) "vospitaniie-patriotizma-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454385829"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(140) "tiema-formirovaniie-iazykovykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419081607"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Конспект урока русского языка во 2 классе. Сочинение с элементами описания. «Снег теперь уже не тот» "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-sochinieniie-s-eliemientami-opisaniia-sniegh-tiepier-uzhie-nie-tot"
    ["file_id"] => string(6) "155005"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421233885"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине И.Грабаря "Февральская лазурь""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_v_5_klassie_podghotovka_k_napisaniiu_sochinieniia_po_karti"
    ["file_id"] => string(6) "382996"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485194427"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства