kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе: Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

Цели урока:

Образовательные: систематизировать знания об  описании  как  типе  речи.

 Познакомить с  жизнью  и  творчеством  художника  И. Э. Грабаря  и  изобразительными  средствами,  которые  он  использует  при  описании  зимнего  пейзажа; показать  учащимся   художественные  достоинства  картины  и  средства,     с  помощью  которых  художник  выражает  свое  отношение к  изображённым  предметам; научить  школьников высказывать  своё отношение  к  художественному  произведению,  правильно  оценивать  настроение  картины, отбирать  лексический  материал  для  своего  устного  выступления; подготовить  учащихся  к  написанию    сочинения. 

Развивающие: развивать интерес к произведениям живописи; навыки монологической речи.

Воспитательные: воспитывать  любовь к  природе  и  к  прекрасному

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание;
  • конструировать текст сочинения-описания, редактировать написанное;
  • словесно передавать свои эстетические впечатления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"»

Урок русского языка в 5 классе: Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

Цели урока:

Образовательные: систематизировать знания об описании как типе речи.

Познакомить с жизнью и творчеством художника И. Э. Грабаря и изобразительными средствами, которые он использует при описании зимнего пейзажа; показать учащимся художественные достоинства картины и средства, с помощью которых художник выражает свое отношение к изображённым предметам; научить школьников высказывать своё отношение к художественному произведению, правильно оценивать настроение картины, отбирать лексический материал для своего устного выступления; подготовить учащихся к написанию сочинения.


Развивающие: развивать интерес к произведениям живописи; навыки монологической речи.


Воспитательные: воспитывать любовь к природе и к прекрасному

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание;

  • конструировать текст сочинения-описания, редактировать написанное;

  • словесно передавать свои эстетические впечатления.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Целеполагание. Сообщение темы, цели и задач урока

III. Работа по теме урока.

1. чтение учащимися стихотворений о берёзе под музыкальное сопровождение – Э.Григ фрагмент из сюиты «Пер Грюнт» «Утро»

1)

И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)

2)

Белая берёза -
Русская земля!
И печаль, и радость,
И любовь моя. (П.Кудрявцев)

3)

Новый, новый у берёз наряд,
Искры, искры, серебром горят.
Ветер, ветер заметает след,
Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский)

4)

В ней столько нежности и силы.
Смотрю, восторга не тая.
В берёзке - вся моя Россия
И песня русская моя. (Г.Шилов)


Эти стихи вы можете использовать в качестве эпиграфа к своему сочинению.

Что такое эпиграф?

(Эпиграф – цитата, помещаемая автором перед текстом, поясняющая основную идею произведения.


2. Первичное восприятие картины

Рассмотрите репродукцию картины.

Что на ней изображено?

Какой цвет преобладает?

Чем понравилась?

Центральный художественный образ – береза, а название «Февральская лазурь». Объясните название.


3. Рассказ о художнике.

Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин.

С 1913 - 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией.

Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др.

Все они проникнуты радостным, светлым чувством.


4. Работа по картине

  1. История создания картины -«Февральская лазурь» - самый известный пейзаж И.Э.Грабаря.

Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. А когда я видела её подлинник в Третьяковской галерее, это было впечатление салюта, фейерверка!

Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга.

В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», - подумал художник. (Слайд№12).Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту.


  1. Этимологическая страничка

Что же такое лазурь? (Толковый словарь)

Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.

Синонимы:

Лазурный = лазоревый = голубой.

Коралловый (цвет) - (перен.) ярко-красный.

Сапфировый (цвет) - (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.


  1. Беседа по содержанию картины.

–Какой день изобразил художник? Тёплый или холодный? - А что помогает нам понять, что день изображён солнечный?

(Тёплый. Это зима, лежит снег, но уже пригревает

солнце. Сверкают стволы берёз. На них видны

отблески солнца).

- Какими бы тонами изобразил художник стужу? (белыми, серыми, синими тонами.)

Такие тона называют холодными. А на картине преобладают тёплые тона - солнечные.

- Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря. Есть ли на нём облака? Какого оно цвета вверху и на горизонте? Когда бывает такое небо?

(Ослепляет лазорево-синим небом, уходящим в

бескрайнюю высь. Пространство наполнено

светом и воздухом. В феврале или марте в

ясный, морозный, солнечный день).

- Что ещё изобразил художник? (берёзы)

Рассмотрите берёзы, как они расположены? Опишите их.

(Деревья расположены на картине естественно.

Низкий горизонт усиливает впечатление

монументальности деревьев. Кружево ветвей

отражается в большом безоблачном голубом –

голубом небе).

-А как выглядит берёза на переднем плане картины? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке? Как выглядит эта берёза?

(Плотными мазками написаны огромные

белоствольные берёзы на первом плане. На переднем

плане старая берёза, вдали расположены её

подружки, молодые берёзки. Могучая, огромная,

видевшая ни одну зиму. Она уже старая,

искривлённая, огромная. У неё толстый ствол,

много веток).

- Что можно сказать о других берёзках? А на заднем плане, какие берёзы? (там одна старая берёза и много молодых).

- Какие краски использует художник, рисуя берёзы?

(жёлтые, красноватые, оранжевые оттенки – тёплые тона).

-А почему именно берёзу выбрал художник?

(Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево.

Берёза – символ нашей родины, символ русской зимы.

О берёзе сложено много песен и стихов.).

- Закроем нижнюю часть картины.(Слайд№13) Что напоминает нам оставшаяся часть? Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? (красивый, морозный узор на окне, кружево).

- Откроем нижнюю часть картины. Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? (Снег рыхлый, кое-где осел, подтаял). Ощущаете ли вы присутствие человека? (Нет, снег не тронут, нет следов. Тени на снегу только от берёз. Это берёзовая роща зимой).

-Что виднеется на горизонте? (кустарник).

- Когда-то И.Э. Грабарь мечтал «передать хотя бы десятую долю красоты зимнего пейзажа». Как вы думаете, ему это удалось? Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в природе? (Да, его мечта осуществилась. «Февральская лазурь» завораживает: на неё хочется смотреть и смотреть. Зимний пейзаж прекрасен).

 - Что вы можете сказать о расположении предметов на картине? Опишите их. (Деревья расположены на картине естественно. Снег рыхлый, кое–где осел, подтаял. Кружево ветвей отражается в большом безоблачном голубом – голубом небе).

- Как расположена картина? (вертикально.  Чтобы увидеть кружево берёзы, живописец рассматривает её снизу вверх. Все другие деревья как бы отодвинуты, чтобы не мешали рассматривать берёзу на фоне голубого неба. Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое).

– Нравится ли вам построение (композиция) картины? (Да, это необычное, интересное построение картины: мы видим большую березу, которая выделяется на переднем плане и занимает почти все полотно. Она хорошо видна.).

- Какова основная мысль этого пейзажа? (Красота, величие, монументальность русской зимы)

- Какие слова помогают увидеть февральский день? Изображено ли всё это на картине? Что на картине и о чём эта картина?

(На картине зимний пейзаж в бело-голубых тонах: лазоревом

(лазурном, светло-синем), жемчужном (белом или желто-белом,

как жемчуг), сапфировом (синем или голубом, зеленовато-синем).

–Какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё? Какое впечатление производит на вас эта картина? (Приятное, радостное, хочется долго смотреть на эту картину, потому что она красочная и понятная)

- Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину своё отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в неё и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней.


5. Работа над композицией сочинения.

-Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся понять настроение автора и передать свои мысли в виде рассказа. Порядок в вашем тексте определяет план. А ваша задача – составить рассказ.

-Прежде чем начать работать, определим каков же тип текста? (Описание)

-Какие будут части? (Вступление, основная часть, заключение.)


7. План сочинения.

  1. Художник и его картина.

  2. Солнечное февральское утро.

  3. Гимн берёзам.

  4. Тени на снегу.

  5. Моё отношение к картине.


8. Обсуждение каждой части.

-О чём надо написать во вступлении? Можно ли упомянуть о воспоминаниях самого художника?

-Как описать солнечное февральское утро, изображённое на картине?

-Утро. Восходящее яркое солнце освещает берёзовую рощу, погода стоит чудесная. Будто зима праздновала какой-то небывалый праздник.

Подберите слова, чтобы описать «гимн берёзам»

-Жемчужные берёзы на картине устремляются ввысь, к небу, солнцу. Их коралловые веточки переплелись в лазоревом небе в причудливое кружево. Не забудьте описать иней, который украшает ветки.

- А каков же снег на картине?

- Художник сам описывал снег, как драгоценную ткань: сапфировые тени на серебряном снегу.

-Какие могут быть варианты заключительной части?

-Ребята, скажите, а баловал ли нас декабрь вот такими ясными и солнечными днями?

-Хотелось бы вам наяву, а не только на картине увидеть такое чудо – февральскую лазурь?

-Можно ли об этом написать в заключении?


IV/ Итог урока

 -Что помогло вам понять замысел художника и рассказать об этом?

- Помогли ли нам поэты и композитор увидеть красоту «Февральской лазури»?

V/ Домашнее задание

1. Написать сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Лайкова Елена Анатольевна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 382996


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства