kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация коммуникативного подхода на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Токмансайская основная школа

Учитель русского языка и литературы М.М.Жарбусинова

Реализация коммуникативного подхода на уроках русского языка и литературы

«Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно».

Так начал одну из своих педагогических статей Л.Н.Толстой. Действительно, человек, увлеченный чем-либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости терпения, упорства в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви. Поэтому очень важно пробудить у учащихся положительное отношение у учебной работе.

Именно на уроках русского языка, если руководствоваться классификацией А.В. Хуторского, происходит формирование таких базовых компетенций, как   общекультурной, информационной, коммуникативной. Формирование методологических основ в области компетентностного подхода далеко не завершено. Отсюда вытекает актуальность реализации компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы.

      Успех в решении учебных и воспитательных задач на уроках русского языка в значительной мере определяется интересом к предмету. Если учащиеся любят уроки русского языка, то учебный процесс идет легоко, зания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной.

         Между тем известно, что русский язык как школьный предмет не всегда пользуется популярностью среди учащихся, тем более, что интерес к нему у старшеклассников значительно снижается. Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы преодолевать равнодушие школьников к урокам русского языка, стремиться пробудить интерес к языку, используя при этом разнообразные формы и способы работы на классных и внеклассных занятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация коммуникативного подхода на уроках русского языка и литературы»

Токмансайская основная школа

Учитель русского языка и литературы М.М.Жарбусинова

Реализация коммуникативного подхода на уроках русского языка и литературы

«Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно».

Так начал одну из своих педагогических статей Л.Н.Толстой. Действительно, человек, увлеченный чем-либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости терпения, упорства в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви. Поэтому очень важно пробудить у учащихся положительное отношение у учебной работе.

Именно на уроках русского языка, если руководствоваться классификацией А.В. Хуторского, происходит формирование таких базовых компетенций, как   общекультурной, информационной, коммуникативной. Формирование методологических основ в области компетентностного подхода далеко не завершено. Отсюда вытекает актуальность реализации компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы.


Успех в решении учебных и воспитательных задач на уроках русского языка в значительной мере определяется интересом к предмету. Если учащиеся любят уроки русского языка, то учебный процесс идет легоко, зания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной.

Между тем известно, что русский язык как школьный предмет не всегда пользуется популярностью среди учащихся, тем более, что интерес к нему у старшеклассников значительно снижается. Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы преодолевать равнодушие школьников к урокам русского языка, стремиться пробудить интерес к языку, используя при этом разнообразные формы и способы работы на классных и внеклассных занятиях.


Современному обществу сегодня нужен не просто грамотный исполнитель, а личность, ориентированная на творческое восприятие жизни, обладающая культурой мышления, поэтому методическая система, интегрирующая обучение родному языку и литературе, формирует у учеников творческое восприятие литературы и повышает читательскую культуру.



Основная задача уроков русского языка в казахской школе – учить детей живому русскому слову, предоставлять им больше простора для речевой практики. На мой взгляд, главным показателем овладения русским языком является умение говорящего связно передать свои мысли с соблюдением основных законов словообразования, произношения, ударения и порядка слов в предложении.

Процесс развития русской речи казахских детей складывается из трех компонентов: работа над словом и словосочетанием, над предложением и связной речью – они неотделимы друг от друга. В интенсификации процесса обучения особую роль приобретают приемы, активизирующие учебно-познавательную деятельность. Это проблемно-поисковые ситуации, дискуссии, познавательные игры, некоторые формы самостоятельной работы с книгой и др.

Пробудить интерес к чтению на русском языке, учить школьников самостоятельно работать с книгой помогают экскурсии под названием «Компас в книжном море», где сотрудники библиотек знакомят моих учеников с библиотечным фондом, с каталогом, с памятками «Как пользоваться книгой», «Как надо читать» приносят на эти встречи и рекомендуют несколько книг, интересные ребятам, вызывающие у них живой отклик, желание обменяться впечатлениями.

В связи с чтением на русском языке я практикую различные виды работ. Это составление рассказов по картине, подготовка небольших докладов и рефератов, характеристик, отзывов о любимом герое, книге, авторе.

Это и участие в литературной викторине, КВН, диспуте. Они будут эффективны, если правильно определить тему, круг вопросов, которые позволят проверить, насколько полно усвоили ученики содержание прочитанного и как оценивают его.

Активный словарный запас учащихся реализуется в их связной речи, под которой понимается в основном небольшое, но цельное высказывание в виде простых распространенных предложений об увиденном, прочитанном, услышанном.

При функционально-коммуникативном подходе к обучению русскому языку в казахской школе особое место в учебном процессе занимают разнообразные задания творческого характера помогают пополнять словарный запас учащихся и формировать навыки мышления и связного высказывания.

На уроках учащиеся сочиняют рассказы, сказки, стихотворения, и основное в словесном творчестве детей это самостоятельность мысли и воображения.

Обучать построению связного высказывания начинаю со знакомства с понятием «текст».

Учитывая возраст и языковую подготовку учащихся, стараюсь доступно объяснить, что текст – это группа предложений, которые объядинены одной темой (сказка, рассказ, стихотворение – это все тексты). Предложения в тексте связаны по смыслу, рассказывается в первом, подхватывается вторым и т.д. Каждое следующее предложение добавляет что-то новое к тому, что мы узнали из предыдущего. Так все предложения текста помогают понять, о чем хотел сообщить автор.

Среди нетрадиционных видов творческих работ, используемых в работе, развивающих не только читательский интерес, но и позволяющих развить у учащихся определенные навыки при работе с текстом, можно выделить читательские дневники и литературные журналы. 

Таким образом, освоение коммуникативной компетенции обучающимися требует от педагога мастерства в построении уроков, на которых усвоенный теоретический материал будет являться основой создания системы практических умений и навыков развития речи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реализация коммуникативного подхода на уроках русского языка и литературы

Автор: Жарбусинова Мейрамгуль Маратовна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 247659

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование читательской        грамотности обучающихся на уроках    русского языка в 5-6 классах как  требование ФГОС общего образования. "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh-kak-triebovaniie-fgos-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "246635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446409167"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства