Реализация коммуникативного подхода на уроках русского языка и литературы
Реализация коммуникативного подхода на уроках русского языка и литературы
Токмансайская основная школа
Учитель русского языка и литературы М.М.Жарбусинова
Реализация коммуникативного подхода на уроках русского языка и литературы
«Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно».
Так начал одну из своих педагогических статей Л.Н.Толстой. Действительно, человек, увлеченный чем-либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости терпения, упорства в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви. Поэтому очень важно пробудить у учащихся положительное отношение у учебной работе.
Именно на уроках русского языка, если руководствоваться классификацией А.В. Хуторского, происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Формирование методологических основ в области компетентностного подхода далеко не завершено. Отсюда вытекает актуальность реализации компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы.
Успех в решении учебных и воспитательных задач на уроках русского языка в значительной мере определяется интересом к предмету. Если учащиеся любят уроки русского языка, то учебный процесс идет легоко, зания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной.
Между тем известно, что русский язык как школьный предмет не всегда пользуется популярностью среди учащихся, тем более, что интерес к нему у старшеклассников значительно снижается. Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы преодолевать равнодушие школьников к урокам русского языка, стремиться пробудить интерес к языку, используя при этом разнообразные формы и способы работы на классных и внеклассных занятиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация коммуникативного подхода на уроках русского языка и литературы»
Токмансайская основная школа
Учитель русского языка и литературы М.М.Жарбусинова
Реализация коммуникативного подхода на уроках русского языка и литературы
«Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно».
Так начал одну из своих педагогических статей Л.Н.Толстой. Действительно, человек, увлеченный чем-либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости терпения, упорства в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви. Поэтому очень важно пробудить у учащихся положительное отношение у учебной работе.
Именно на уроках русского языка, если руководствоваться классификацией А.В. Хуторского, происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Формирование методологических основ в области компетентностного подхода далеко не завершено. Отсюда вытекает актуальность реализации компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы.
Успех в решении учебных и воспитательных задач на уроках русского языка в значительной мере определяется интересом к предмету. Если учащиеся любят уроки русского языка, то учебный процесс идет легоко, зания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной.
Между тем известно, что русский язык как школьный предмет не всегда пользуется популярностью среди учащихся, тем более, что интерес к нему у старшеклассников значительно снижается. Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы преодолевать равнодушие школьников к урокам русского языка, стремиться пробудить интерес к языку, используя при этом разнообразные формы и способы работы на классных и внеклассных занятиях.
Современному обществу сегодня нужен не просто грамотный исполнитель, а личность, ориентированная на творческое восприятие жизни, обладающая культурой мышления, поэтому методическая система, интегрирующая обучение родному языку и литературе, формирует у учеников творческое восприятие литературы и повышает читательскую культуру.
Основная задача уроков русского языка в казахской школе – учить детей живому русскому слову, предоставлять им больше простора для речевой практики. На мой взгляд, главным показателем овладения русским языком является умение говорящего связно передать свои мысли с соблюдением основных законов словообразования, произношения, ударения и порядка слов в предложении.
Процесс развития русской речи казахских детей складывается из трех компонентов: работа над словом и словосочетанием, над предложением и связной речью – они неотделимы друг от друга. В интенсификации процесса обучения особую роль приобретают приемы, активизирующие учебно-познавательную деятельность. Это проблемно-поисковые ситуации, дискуссии, познавательные игры, некоторые формы самостоятельной работы с книгой и др.
Пробудить интерес к чтению на русском языке, учить школьников самостоятельно работать с книгой помогают экскурсии под названием «Компас в книжном море», где сотрудники библиотек знакомят моих учеников с библиотечным фондом, с каталогом, с памятками «Как пользоваться книгой», «Как надо читать» приносят на эти встречи и рекомендуют несколько книг, интересные ребятам, вызывающие у них живой отклик, желание обменяться впечатлениями.
В связи с чтением на русском языке я практикую различные виды работ. Это составление рассказов по картине, подготовка небольших докладов и рефератов, характеристик, отзывов о любимом герое, книге, авторе.
Это и участие в литературной викторине, КВН, диспуте. Они будут эффективны, если правильно определить тему, круг вопросов, которые позволят проверить, насколько полно усвоили ученики содержание прочитанного и как оценивают его.
Активный словарный запас учащихся реализуется в их связной речи, под которой понимается в основном небольшое, но цельное высказывание в виде простых распространенных предложений об увиденном, прочитанном, услышанном.
При функционально-коммуникативном подходе к обучению русскому языку в казахской школе особое место в учебном процессе занимают разнообразные задания творческого характера помогают пополнять словарный запас учащихся и формировать навыки мышления и связного высказывания.
На уроках учащиеся сочиняют рассказы, сказки, стихотворения, и основное в словесном творчестве детей это самостоятельность мысли и воображения.
Обучать построению связного высказывания начинаю со знакомства с понятием «текст».
Учитывая возраст и языковую подготовку учащихся, стараюсь доступно объяснить, что текст – это группа предложений, которые объядинены одной темой (сказка, рассказ, стихотворение – это все тексты). Предложения в тексте связаны по смыслу, рассказывается в первом, подхватывается вторым и т.д. Каждое следующее предложение добавляет что-то новое к тому, что мы узнали из предыдущего. Так все предложения текста помогают понять, о чем хотел сообщить автор.
Среди нетрадиционных видов творческих работ, используемых в работе, развивающих не только читательский интерес, но и позволяющих развить у учащихся определенные навыки при работе с текстом, можно выделить читательские дневники и литературные журналы.
Таким образом, освоение коммуникативной компетенции обучающимися требует от педагога мастерства в построении уроков, на которых усвоенный теоретический материал будет являться основой создания системы практических умений и навыков развития речи.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}