kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка в 5-6 классах как требование ФГОС общего образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Проблема формирования у обучающихся потребности  в систематическом чтении и читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной в связи с введением  итогового сочинения как условия допуска к государственной итоговой аттестации.  Именно «читательский  багаж» обучающегося является базой для написания качественного текста итогового  сочинения. В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования актуальность проблемы низкой читательской грамотности обучающихся также нельзя недооценивать.  От  того, как понимают информацию и умеют с ней работать обучающиеся, зависит формирование основ их  читательской компетенции. Часто можно услышать претензии в адрес учителей русского языка и литературы. В действительности эта проблема выходит далеко за рамки названных  предметов, и только общие усилия всех учителей-предметников являются  необходимым условием для решения этой проблемы.

    Развитие читательской грамотности связано в целом с развитием коммуникативной компетенции обучающихся, являющейся метапредметной. Поэтому не только на уроках русского языка возможно организовать подобную работу, т.к содержание предлагаемого  обучающимся материала направлено на формирование способов чтения с пониманием любого  текста. Важно, чтобы организованная в данном направлении деятельность носила не случайный, а системный характер. Обучающимся должен быть понятен тот результат, к которому они стремятся на пути овладения читательской компетентностью.  Работа с уровневыми заданиями в рамках преподавания любого предмета  включает работу с заданиями трех уровней сложности.

    Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

     Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

               Современные УМК  позволяют решать задачи по развитию читательской грамотности:

-понимать коммуникативную цель чтения текста;

-фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

-определять основную мысль текста;

-дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

-выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;

- комментировать и оценивать информацию текста.

  Деятельный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. В учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами (таблицами, схемами, объявлениями, и.т.д.) Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц, цвет, шрифт).

Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации.

    Следуя основным принципам построения учебного занятия в рамках системно-деятельного подхода (принципам деятельности, психологической комфортности, вариативности, принципу творчества и т.д.), работа обучающихся с текстами на любом предмете выстраивается с использованием групповых форм.

   Моделировать работу групп можно различными способами.  Пример групповой работы  с текстом на уроках русского языка при выполнении уровневых заданий. Начать работу можно с предложения учащимся предположить по названию, о чем данный текст. Представления о содержании в дальнейшем сопоставляются учениками с текстом, карточки с которым раздаются. Элемент предвосхищения позволяет обучающимся включиться в работу, способствует развитию творческого воображения с опорой на уже известные факты, помогает оформить устное высказывание и т.д.

  Формирование состава трех равных групп происходит путем выбора обучающимися одного из цветов (красного, синего или зеленого), соответствующего одному из уровней сложности (синий-1 (низкий) уровень, зеленый-2 (средний), красный-3 (высокий)). На начальном этапе выбор цвета может быть случайным элементом игры (какой цвет нравится больше), в дальнейшем-осознанным.  Зная соотношение цвета  и уровня  сложности, ученики сами определяют для себя, какого рода задания они хотели бы выполнить. На подготовку заданий отводится определенное время. В группе выбирается командир (ведущий, ответственный), а учитель выступает в роли консультанта, координатора. В отведенное время ученики, обсуждая содержание текста, стараются выбрать из предложенных вариантов ответов верные или сформулировать ответы сам-но. Важно, чтобы обучающиеся учились слушать и слышать друг друга. Иногда в группе   возникает несколько вариантов  выполнения задания ( особенно это касается заданий высокого уровня, когда предполагается свободный ответ). Если они обоснованы и логичны, то выступающие от группы должны сказать, что они будут представлять разные интерпритации выполненных заданий

   Завершив работу внутри группы, обучающиеся представляют результаты всему классу, отвечают на вопросы участников других групп. На завершающем этапе работы (выступлении от группы) обучающиеся фиксируют в своих карточках ответы, представленные и другими группами. Задания выделены определенным цветом в соответствии  с уровнем сложности.

   К финалу занятия у обучающихся зафиксированы ответы на все задания: от каждой группы выступает ученик, обосновывая верный, на взгляд группы, ответ. Учитель не высказывает оценочных суждений, что побуждает обучающихся к самостоятельности в принятии  решения.  Если ответы группы оказываются неверными, то предлагается обсудить, почему ученики ошиблись, над чем следует поработать. В конце занятия ученики работают с рефлексивными листами.

  Учителем в ходе занятий по формированию читательской грамотности фиксируются проблемные для обучающихся моменты, связанные с выполнением  заданий, формулировкой ответов. По окончанию занятий анализируются все рефлексивные листы. Данные по итогам работы вносятся в индивидуальные диагностические карты. После нескольких занятий с использованием групповых форм ученики пишут контрольную работу, в ходе которой применяют сформированные в течение определенного  периода способы выполнения того или иного задания разных уровней сложности. Результаты контрольной работы заносятся в таблицу, отражающую степень сформированности навыков выполнения заданий разного уровня.

    Развитию читательской грамотности, осмысленного чтения обучающихся в 6 классе способствует совершенствование умения формулировать вопрос или задание к тексту. Получив для работы в группе текст, ученики анализируют его, начинают работу по поиску верной формулировки  вопроса или задания к тексту. При подготовке вопросов или заданий класс может быть разделен  на три группы. Каждой из них предлагается правильно  сформулировать вопрос или предложить задание к тексту для другой группы  другого уровня. У учеников в карточках представлены задания соответствующего уровня сложности.

   Корректность предложенных каждой группой вопросов и заданий в ходе их представления по итогам работы должна умело и грамотно отслеживаться учителем, потому что сформулированными вопросами и заданиями группы потом обмениваются или данные задания и вопросы будут предложены на следующем занятии для организации групповой или парной работы.

  В ходе организованной с учащимися      работы, направленной на развитие умения формулировать вопрос или задание  к тексту, учителем фиксируются проблемные для учащихся моменты, по окончании занятия анализируются все рефлексивные листы: данные по итогам  работы вносятся в индивидуальные диагностические карты.          

  Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ:

- учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.

    Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять  роль проводника в мире информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка в 5-6 классах как требование ФГОС общего образования. »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Серова Наталья Васильевна

Дата: 01.11.2015

Номер свидетельства: 246635


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства