kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательных интересов на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Одна из основных причин  того, что учащиеся средней школы теряют интерес к русскому языку, предпочитая ему историю, математику и физику, заключается, на мой взгляд, в том, что мы, учителя русского языка, не всегда  ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, не все делаем для того, чтобы ученики дивились  "драгоценности нашего языка".

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных интересов на уроках русского языка»

МБОУ Школа-интернат г. Моздока Учитель русского языка Кочиева С.А




Развитие познавательных интересов

на уроках русского языка


Одна из основных причин  того, что учащиеся средней школы теряют интерес к русскому языку, предпочитая ему историю, математику и физику, заключается, на мой взгляд, в том, что мы, учителя русского языка, не всегда  ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, не все делаем для того, чтобы ученики дивились  "драгоценности нашего языка".

Каковы же пути, позволяющие воспитывать  у учащихся любовь к русскому языку как к предмету? Таких путей много, но одним из них, я считаю, является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков. Особенно это важно в начале изучения курса в 5-9 классах. Если учащиеся поймут всю важность задачи, поставленной перед ними, и полюбят наш предмет, то успех в обучении почти обеспечен.

С учащимися 5 класса я начинаю первый урок с беседы о русском языке. Кроме высказываний о русском языке Л. Успенского, К.Г. Паустовского, которые приведены в учебнике 5 класса, я использую высказывания  М.В. Ломоносова, И.С. Тургенева.

. Но это только начало. Дальше успех будет зависеть от того, как учитель сможет поддерживать интерес к предмету от урока к уроку, от класса к классу. Большое значение имеет живое, научно-популярное объяснение нового материала; такое объяснение, при котором неизвестные учащимся факты преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждает школьников в том, что овладеть языком - значит, действительно повысить культуру речи, понять тайну языка, научиться говорить точно и ярко. Особенно важно делать это у нас, в школе-интернате, т.к. основная масса наших учеников – дети, для которых русский язык родным не является. В тех случаях, когда материал в какой-то мере знаком ученикам, его необходимо дополнить такими сведениями, о которых ребята и не подозревали. Например, при изучении рода имен существительных можно рассказать пятиклассникам о том, что не во всех языках существительные имеют три рода. Есть языки, в которых только 2 рода; есть языки, в которых существительные     вообще не распределяются по родам. В настоящее время нам непонятно, почему одно слово мужского рода, другое женского или среднего. В древние времена категория рода была объяснима. Предлагаю ученикам "изобрести" какое-нибудь слово. "Перевернем" существительное лампа, получим не существующее в языке слово "апмал". Определяем его род - мужской. Почему? Потому что в современном русском языке род существительных чаще всего определяется по окончаниям. Все существительные на твердый согласный мужского рода.

На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.

В 5 классе для лучшего усвоения темы «Одушевленные и неодушевленные существительные» я использую красочные рисунки, изображение разных предметов, читаю загадку, учащиеся отгадывают предмет.

Что за рыжий огонек

Прячет хвостик за пенек?

Выходи - я не боюсь,

Я морковкой поделюсь.

Ребята отвечают: "Это белка". Я показываю рисунок, где изображена белка. Учащиеся ставят вопрос к слову белка. Кто?

Сидит Пахом на коне верхом,

Книжку читает, а грамоты не знает.

Что это? - "Очки".

Загадки - распространенная и любимая детьми форма народного творчества. Отгадывание загадок не только развлечение, но и  проверка сообразительности. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль. Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать предметы и явления природы. Использовать загадки можно при проверке и закреплении изученного материала, а также при объяснении нового материала и самостоятельной работе.

Часто я использую загадки для словарных диктантов, когда учащиеся записывают только отгадки. При изучении темы "Сложные имена существительные" использую загадки для словарных диктантов.

Чудо-дворник перед нами

Загребущими руками

За одну минуту сгреб

Преогромнейший сугроб. "Снегоочиститель".


Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер "ТУ". "Пылесос".

Черная речка под землей

Сотни километров течет. "Нефтепровод".


Изучая тему "Правописание падежных окончаний имен существительных", я использую загадки , которые учащиеся записывают полностью, а также отгадывают их, выделяют окончания существительных.

В поле родился, 

На заводе варился,

На столе растворился. "Сахар".


Сидит на ложке, свесив ножки. "Лапша".

На странице букваря 33 богатыря.

Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. "Алфавит".


К теме "Правописание суффиксов имен существительных" я подобрала такие загадки:

Красненький котеночек по жердочке бежит. "Огонь".


Мальчик     с пальчик, одежка беленькая, а шапочка красненькая. "Гриб".

Белый зайчик прыгает по черному  полю. "Мел и доска".


Пять мальчиков - пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик. "Перчатки".

В золотой клубочек спрятался дубочек. "Желудь".


Белый камушек растаял, на доске следы оставил. "Мел".

Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета, Для зимы - другого цвета. "Заяц".


К теме "Буква О после шипящих в суффиксах имен существительных" подходят такие загадки:

Под соснами, под елками

Бежит мешок с иголками. "Еж".

Цветной     теремок  шириною с вершок.

Сестры в тереме живут,

Отгадай, как их зовут. "Спички".


К теме "Частица НЕ с именами существительными" подобраны такие загадки:


Круглая, а не месяц, желтая, а не солнце!

Сладкая, а не сахар, с хвостом, а не мышь. "Репа".

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего не шьет,

А в иголках круглый год. "Ель".

Не девица, а в зеркало глядится,

Не старуха, а голова серебрится. "Ива".

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не  лошадь. "Осел".


К теме "Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных, краткие прилагательные" мною подобраны загадки:


Бархатные лапки, на лапках царапки. "Кошка".


В сенокос горька, а в мороз сладка.

Что за ягодка? "Рябина".


Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко. "Земляника".


При изучении тем "Имя существительное"   и тем "Имя прилагательное" я провожу выборочные диктанты с использованием карточек. Читаю текст, ребята выписывают только словосочетания существительное + прилагательное. Проверку провожу так: один из учеников читает выписанные словосочетания, а все остальные поднимают карточки с буквой, обозначающей падеж. При такой проверке сразу видно, кто из учащихся затрудняется в определении падежей    существительных, а поэтому допускает ошибки в окончаниях. Такая работа проводится по проверке усвоения склонения существительных, правописания суффиксов прилагательных.

Часто провожу различные грамматические игры. С удовольствием ребята играют в "Четвертый лишний": среди названных слов надо найти "лишнее" существительное или прилагательное и объяснить, чем оно отличается от остальных

. При повторении суффиксов прилагательных и существительных провожу игру "Сложи слово". Ученики готовят дома чистые полоски бумаги. В классе на больших полосках записали корни слов: хозяйство, государство, общество, полотно, кожа, машина, на маленьких полосках записали суффиксы и окончания: енн-ый, ан-ый, ян-ый, ин-ый. Ученики с удовольствием составляли слова из двух    полосок.

Ребята также охотно пишут диктант - молчанку. Я показываю картинки с изображением разных предметов, а учащиеся записывают слова: гриб, морковь, лестница, карандаш, еж, сторож, заяц и т.д.

При изучении темы "Фонетика" также провожу игры.

1. Кто быстрее и больше   запишет слов, в которых букв больше, чем    звуков: конь, мель, печь.

2. Кто придумает больше слов на букву а, в, о и т.д.

3. "Сквозная буква". Предлагаю ученикам считать одну из букв сквозной, т.е. стоящей на определенном месте, придумать и записать такие слова: река, песня, лесной и т.д.

Можно задать вопросы-шутки:

1. Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком).

2. Что стоит посередине земли? (Буква М).

3. Что находится в начале книги? (Буква К).

При повторении темы "Синонимы и антонимы" предлагаю игру "Кто больше?" За 5 минут учащиеся должны записать антонимические пары:

1. обозначающие время: рано - поздно, утро-вечер, день-ночь;

2. обозначающие пространство: далекий - близкий, высокий - низкий, длинный - короткий;

3. обозначающие чувства, настроение человека: веселый - грустный, добрый - злой, здоровый - больной. Выигрывает тот, кто первым запишет наибольшее количество антонимов.

При изучении темы "Фразеологизмы" предлагаю загадки:

Дружнее     этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

"Водой не разольешь".

Предлагаю шуточный вопрос: что можно сделать с обыкновенным носом? (Задирать нос, вешать нос, не видеть дальше носа, остаться с носом, совать нос не в свои дела).

Игру "Кто больше?" использую при изучении темы "Сложные слова". На доске записываю корни, являющиеся первой частью сложных слов: вод, лес, кино, радио, фото. Задание учащимся: за установленное время записать наибольшее количество сложных слов с этими  корнями.

При изучении темы "Словообразование" провожу игру "Семафор". Учащиеся записывают под диктовку     пословицы и поговорки. Встречаясь с определенной орфограммой, поднимают карточку с нужной буквой. Если весь класс ответил правильно, я поднимаю карточку с зеленым кружком. "Семафор" открыт, можно продолжать движение (т.е. писать дальше); в случае ошибки показываю карточку с красным кружочком: "семафор" закрыт. Допустившие ошибку объясняют орфограмму, выделяют ту часть слова, в которой встретилась эта орфограмма. Работа продолжается.

Применение карточек активизирует работу учащихся, дает возможность в течение урока осуществлять постоянный контроль за каждым учеником.

Игра "Найди родственное слово". На доске написаны слова: водоем, проводы, половодье, разводить, водопад, проводник, водитель, завод, наводнение. Класс делится на 2 команды. Учащиеся первой команды выписывают слова с корнем, имеющим значение "вода"; вторая команда – слова с корнем, имеющим значение "водить". Корни выделяются, устно объясняется значение слова, выигрывает та команда, которая правильно выпишет все слова одного корня и объяснит их.

Игра "Хоть я безударная гласная, с ошибкой никак не согласна я". К доске выходят представители от двух рядов, третий ряд судит. Называю два словосочетания Каждый ученик должен написать по одному словосочетанию, выделить корень, подобрать родственное слово. Ребята записывают в тетради. Расколоть дрова. Раскалить железо. Разредить посевы. Разрядить ружье. Палить из пушки. Полить огород. Скрипеть дверью. Скрепить листы. Выигрывает ряд,  допустивший меньше ошибок. Цель данной игры – закрепить навык проверки безударных гласных

При изучении темы "Назывные предложения" провожу игру "Свои предложения". За десять минут     учащиеся должны  записать как можно больше назывных предложений. Например, Утро. Зимний день. Мой дом. Школа. После записи один ученик читает   свои предложения, а другие вычеркивают однотипные. Выигрывает тот, у кого осталось больше "своих" предложений. Такую же игру можно проводить и при повторении темы "Однородные члены предложения". За 10 минут учащиеся составляют предложения с однородными членами. Ученик читает свои предложения, остальные вычеркивают с такими же однородными членами.   Выигрывает тот,   у кого осталось       больше "своих" предложений.

Указанными играми, конечно, нельзя злоупотреблять. Разумеется, это не единственный метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. В работе приходится использовать различные методы и приемы.

I. Группировка и запись слов по орфографическим  признакам. Учащиеся записывают диктуемые слова      не в том порядке, в каком они предлагаются, а по группам, в соответствии с орфографическими особенностями слова. Учащимся даю слова с непроверяемыми безударными гласными: пещера, планета, лимон, комар, драгун, тоска, тетрадь, капитан; предлагаю записать их столбиками. В один столбик слова с безударной гласной А, во второй – с Е, в третий – с И, в четвертый – с О.

II. Подбор однокоренных слов - других частей речи

При закреплении определенной темы провожу словарный диктант с комплексным заданием. Вопросы могут      быть разными, например:

1. Как определить, к какой части речи относится слово?

2. Почему слова краснота и красный, обозначающие цвет, относятся к разным частям речи?

3. Почему два правила "Правописание гласных о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных" и "Правописание     гласных о-е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных" можно объединить в одно?

4. Что общего у существительных, прилагательных, глаголов?

5. Назвать слова с одной орфограммой, двумя, тремя.

Названные приемы и методы я использую на протяжении многих лет своей работы. В последнее время я стала чаще практиковать новые формы ведения уроков: урок-конференция, урок-экскурсия, урок-семинар,   урок-диспут, урок-лекция, урок-зачет, урок-защита проекта(ов). Вся разнообразная работа на уроках русского языка дает возможность привить учащимся любовь к русскому языку и постичь его тайны, что так необходимо каждому в жизни.



Список используемой литературы.


1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:ВАКО, 2003. – 495 с. 
2. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 526 с. 
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с. 
4. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно: Книга для учителя / Т.П. Лозинская. – Брянск: Курсив, М.: Московский лицей, 2000. – 192 с. 
5. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 348 с. 
6. Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. - М. - Просвещение, 1986. - 83 с. 


7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие познавательных интересов на уроках русского языка

Автор: Кочиева Светлана Андреевна

Дата: 19.12.2015

Номер свидетельства: 268033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(67) "aktivizatsiia_poznavatelnoi_deiatelnosti_na_urokakh_russkogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "536213"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1579274559"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок русского языка по теме: "Определение глагола как части речи" "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-opriedielieniie-ghlaghola-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "102651"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402542733"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "168613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423251978"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Русский язык.  «Фонетика» "
    ["seo_title"] => string(23) "russkii-iazyk-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "200281"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428768787"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Русский язык. "Фонетика" "
    ["seo_title"] => string(25) "russkii-iazyk-fonietika-1"
    ["file_id"] => string(6) "200282"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428769458"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства