РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
Выступление на научно-практической конференции
учителей подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии № 2 города Георгиевска
Васильева Е.Н.
Знаменитый французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель Эйкем де Монтень писал: «Учитель должен снабжать ребенка цветами, из которых тот мог бы добывать материал для меда, но перерабатывать материал ребенок должен сам».
Современное информационное общество движется по пути освобождения человека от функций рутинного мышления, оставляя за ним прерогативу мышления творческого. Справедливо утверждение, что на современном этапе развития, а тем более в будущем, страны смогут благополучно существовать и развиваться преимущественно за счёт творчества своих граждан. Кроме того, сам человек может наиболее успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить социально позитивные выходы из сложных ситуаций только в том случае, если он обладает способностью к самореализации своих возможностей, саморазвитию, если он творчески относится к процессу своей жизнедеятельности, является творцом своего жизненного пути.
Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Творчество перестает быть уделом единиц. И школа своевременно реагирует на эти изменяющиеся условия. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.
В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей и познавательного интереса учащихся является, на мой взгляд, одной из наиболее актуальных. Проблема целенаправленного формирования творческой деятельности учащихся является весьма сложной и многогранной. Это обусловлено тем, что творческая деятельность взаимосвязана со многими сторонами учебного процесса. Она выступает одновременно как цель в плане формирования личности, как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, и как средство повышения эффективности процесса обучения. От того, как будут формироваться в школе элементы творческой деятельности, во многом зависит будущее нашего общества. Каким образом привести в действие те резервы повышения эффективности обучения, которые зависят от ученика, от его учебной работы, и добиться, чтобы усилия каждого ученика стали более результативными? Необходимо поставить цель: повысить качество литературно-лингвистического образования в средней школе путем формирования у учащихся качеств творческой личности. Поставленная цель предполагает следующие задачи:
Проанализировать состояние исследуемой проблемы на современном этапе и определить некоторые возможные пути ее решения в процессе развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Применять на уроках такие технологии обучения, которые предоставят ученику возможность развивать и совершенствовать свои творческие способности.
Сформулировать основные условия и приемы реализации процесса развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и на их основе определить содержание предлагаемых комплексных заданий.
Исходя из этого, можно сформулировать гипотезу: развитие творческих способностей личности будет приводить к повышению качества обучения, если на уроках будет осуществляться специально продуманная учителем работа по реализации творческих способностей учащихся на основе субъектной позиции ребенка.
Согласно исследованиям дидактов, обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий.
Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, которую отмечал ещё Александр Афанасьевич ПотебнЯ: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её». На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству. При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в учебном процессе некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, упражнений и т.п. Однако он не принимает участие в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает опыта такового поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специального опыта. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих учеников. Для решения ряда проблем приходится рассматривать традиционные пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Поэтому моя основная задача - помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Я поощряю разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, я помогаю раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошел на разумный риск, работая над сочинением, выражая свое мнение, я поощряю его, даже если не удовлетворена результатом работы. Включаю в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности. Провожу проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать свой творческий потенциал. Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:
- представьте, что…;
- сочините;
- изобретите;
- предложите гипотезу;
- порассуждайте.
Поощряю умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему. Поощряю творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, объясняю, что жду от них не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учу детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству. Стараюсь подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
Я убеждена, что для творчества необходимо наличие таких источников, как
- интеллектуальные способности;
- знания;
- личностные характеристики;
- мотивация;
- окружение;
- стиль мышления.
Каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желание раскрыть свою личность. Иными словами, необходимо как можно чаще давать ученику возможность побывать на позиции автора.
Передо мной всегда стоит вопрос, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Для повышения интереса учащихся к русскому языку и литературе использую современные информационные технологии, различные электронные средства. Внедрение компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа- и Интернет-ресурсов. На уроках русского языка они чаще всего используются в качестве иллюстрированного материала к уроку. На мой взгляд, визуальное восприятие материала на уроках русского языка и литературы активизирует зрительную и эмоциональную память.
В своей работе использую следующие технологии: проблемного преподавания, игрового обучения, тестовую, проектно-исследовательские. Элементы вышеназванных технологий апробированы и активно внедряются в общеобразовательный процесс. Например, неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературы, по моему мнению, должна стать исследовательская работа обучающихся, так как при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода я направляю деятельность обучающихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения школьниками.
Тематика и характер исследовательских работ учеников обычно бывают различными. Например: в мае 2014 года был проведен урок русского языка в 9 классе по теме «Систематизация и обобщение изученного в разделе «Орфография» с использованием метода проекта. Урок состоял из двух частей, поэтому был рассчитан на два академических часа. Первая часть – это мини-проект и создание проектного продукта, вторая – защита долговременных проектов. Работая над мини-проектом, учащиеся, опираясь на этапы проектной деятельности, провели исследовательскую работу по определенным темам раздела «Орфография». Результат деятельности групп – составленные учащимися таблицы, памятки по изученным темам. (Слайд с фото урока).
Вторая часть урока была посвящена защите долговременного проекта двумя творческими группами. Первая группа работала по теме «Фамилия как живая история народа» (на примере имен собственных учащихся 9-Б класса). (Демонстрация проектной работы учащихся 9 класса Белошапка Е., Найко С., Гомонюк У.)
Вторая группа учащихся 9 класса представляла межпредметный долговременный проект «Влияние Интернета на русский язык». (Представление презентации проекта). Интерес ребят к исследованию всегда тем выше, чем актуальнее их работа и чем более практическое значение она имеет.
Индивидуальная работа также является средством формирования учебной мотивации учащихся, активизации учебной деятельности, направленных на развитие способностей школьников. На уроках литературы использую индивидуальную проектную деятельность. Например, авторы учебника литературы для 5 класса предлагают создание индивидуальных проектов по различным темам. Например, после изучения творчества С.А. Есенина ВЗЯТЬ ЗАДАНИЕ ИЗ УЧЕБНИКА
(Слайд с фото урока)
Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта ученика, основой для получения новых знаний. Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоения знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования.
Я считаю, что проекто - исследовательская работа имеет огромное значение, так как:
вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся;
формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;
развивает личностные качества ученика;
влияет на выбор будущей профессии учеников.
Исследовательская работа учащихся на уроках помогает им выработать навык самостоятельной творческой работы, развивает умение внимательно читать текст, погружаться в него, анализировать, доказывать, обобщать и делать выводы и, в конечном итоге, формировать собственное аргументированное суждение.
ПоискОвая работа учит видеть красоту и значимость художественного слова, постигать мастерство писателя в создании художественного образа, глубже понимать авторскую позицию и замысел.
Исследовательская работа на уроках - это самостоятельная творческая поискОвая деятельность учащихся под руководством учителя. И чем раньше начнется поискОвая и исследовательская работа детей, тем быстрее они научатся видеть проблему и находить нестандартные, оригинальные решения ее, формировать свою точку зрения, выносить аргументированное суждение, а значит, смогут проецировать свои навыки на жизненные ситуации.