Развитие познавательного интереса на уроках
русского языка и литературы
Мир, в котором мы живём, всё чаще называют изменяющимся миром. И это справедливо. Процессы, которые происходят в обществе, захватывают социальные, культурные, образовательные и другие системы. Современный человек живёт в мире техники, мире духовно ограниченном, где приоритет общечеловеческих ценностей часто приносят в жертву практической пользе.
Сегодня, как никогда прежде, жизненно важно рассматривать литературу и русский язык в школе не только как один из учебных предметов, но и как особое, ни с чем не сравнимое по силе воздействия средство формирования личности школьника, богатейший источник познания жизни.
В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему это происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Методическая формула "рассказ о писателе — чтение произведения — обсуждение — сочинение" исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать молодому человеку не однолинейное, а объёмное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом — чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.
Развивающий характер учебной деятельности на уроках литературы обусловлен отбором текстов, которые должны вызывать у детей интерес, желание высказать свои чувства, оценить прочитанное, а также определенной системой вопросов и заданий. Они направлены на то, чтобы формировать навыки выполнения репродуктивных, поисковых, проблемных и творческих действий. Первым компонентом в структуре учебного действия в педагогической психологии признается мотивация, вторым- учебная задача, которая предлагается ученику как определенное задание по прочитанному. Базой для развития творческого мышления учащихся на уроках литературы служит прежде всего само произведение, и поэтому важно, представляет ли в нем положительные эмоции, пробуждает ли мысли и чувства, желание что-то написать самостоятельно.
От первой встречи с текстом, от того, какие эмоции вызывает содержание прочитанного, какие вопросы и задания к текстам будут предложены, зависит, насколько успешно будет развиваться творческое воображение, мышление учащихся. «Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие – не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы». Вот почему первый шаг в формировании творческого мышления - ответы на поставленные учителем вопросы, позволяющие выяснить, каково первое впечатление от прочитанного: Понравилось ли тебе произведение? Чем именно? Какое стихотворение тебе больше понравилось? Почему? Какие эпизоды тебе особенно запомнились? И др.Если произведение пробудило в ребенке внутренние мотивы, потребность высказать чувства, которые он испытал при чтении, значит, созданы определенные условия для успешного анализа прочитанного, перехода от репродуктивных упражнений к творческим.
Такие мыслительные операции, как наблюдение, сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, являются, по определению С.Л.Рубинштейнна, «различными сторонами основной операции мышления – «опосредования», т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений».
На уроках литературы, наряду с объяснением новой темы, стараясь развить познавательную деятельность учащихся, расширить их кругозор, я использую тексты, слайды, картины, музыкальные произведения, интерактивную доску.
Одним из эффективных приемов, вызывающих их внимание и память, является прием зачина или биографической заставки знакомящей учащихся с одним из значительных эпизодов в жизни писателя или связанных с его именем.
На уроках литературы мы изучаем биографии писателей.
В 10-м классе урок по изучению биографии Ф.М.Достаевского начинаю следующим вступительным словом:
Один человек ( не называю имени), выходя на улицу всегда брал деньги, чтобы бросить нищим. Однажды, уходя, он попросил денег у жены. Жена сказала, что если она даст последние деньги, они останутся без ужина. Муж все-таки взял денег и бросил сидящей на улице женщине. Когда он пришел домой, жена готовила ужин. Муж спросил жену, где она взяла деньги. Жена ответила, что дома не осталось денег на еду, и она пошла просить подаяние.
Муж бросил деньги жене.
Это был Достоевский!
Эпиграфом к уроку я взяла слова А.Н.Горького «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру».
В конце урока мы должны приити к этой мысли, к словам Горького.
Классу было дано опережающее задание:
Сделать анализ статьи о Достоевском из учебника.
Работа по структурно-логической схеме.
- Скажите, что вы знаете о Достоевском ?
По ответам учащихся на интерактивной доске оформляется структурно-логическая схема (левая сторона).
Писатель Революционер
Художник слова Верующий человек
Публицист Редактор журнала
(пишет статьи, «Время»
Очерки о Некрасове,
Пушкине) Заботливый брат
Военный офицер Глава семьи
в отставке.(оконч.
воен.учебн.завед. Защитник бедных
выход.в отставку и
станов.профессион. Сближается с Белинским
писателем).
Друг Ч.Валиханова (в Омске он
познакомился с Ч.Валихановым).
Каждому ученику дается текст с биографией Достоевского. Ученики читают текст, делают пометки.
V - знаю
+ - узнал
? – хочу знать
Обсуждение текста.
Хотела бы знать содержа-
ние письма Белинского к Гоголю.
2)Что такое Омский острог
3)Более подробно о лич-
ной жизни писателя.
4) Содержание «Речи о
Пушкине».
Учитель дает установку, где можно найти ответы на эти вопросы. Продолжить работу по структурно- логической схеме. Что нового узнали о Достоевском из текста?
Иллюстрации к сказанному через интерактивную доску. Учитель комментируюет каждую из них.
Достоевский-писатель
Работа над таблицей «Произведения Ф.М.Достоевского»
- Назовите первое произведение Достоевского, вызвавшее восторг у читателей.(« Бедные люди »/1845г)
- Повесть, в которой выражена скорее мечта писателя о другой, красивой жизни,чем отражение действительности. (Настенька,бедный молодой чиновник часто погружается в мир мечтаний). («Белые ночи»/1848г)
- В течение 14 лет Достоевский создает так называемое «великое пятикнижие».
Романы : «Преступление и наказание»/1866г
« Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»,
«Униженные и оскорбленные»/1861г
Названные романы писателя резко отличаются от произведений других крупнейших прозаиков II половины XIX в, потому что являются одновременно философскими, социально-бытовыми, психологическими романами и романами-детективами.В них речь идет либо об убийстве, либо о заговоре, либо о шантаже.
Рассказ о доме Достоевского.
Кинофильм о Достоевском.
Заключительное слово учителя о Достоевском.
« Красота спасет мир » Достоевский.
Обратить внимание на вопросы :
- Понятие красоты по Достоевскому.
- Почему он говорит, что она (красота) спасет мир?
- Согласны ли вы с этим?
Критическое мышление на уроках литературы позволит учителю развить познавательные способности учащихся, обогащение их знаниями историко- литературного характера, развитие речи, формирование читательской культуры.