kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая рекомендация "Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку как одна из активных форм обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку

как одна из активных форм обучения
 

                                                                                                                         Искусство обучения заключается

                                                                                                                                           не в умении сообщить,

                                                                                                              а в умении возбуждать, будить, оживлять.

                                                                                                                                                 Адольф  Дистервег.

Много лет назад был высказан тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности».  Но статистика показывает, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь 2 %. Реализуется ли этот тезис сегодня, когда современное течение жизни с её скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Мы наблюдаем стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств: творческого мышления, инициативности, коммуникативной компетенции. Эти требования    приводят  нас, педагогов, к пониманию того, что необходимо внедрять инновационные формы и методы обучения.Считаю, что немаловажную роль в решении этой проблемы играет метод  проектов, который в последние годы  стал особенно популярным.

Применяю данную технологию в среднем звене второй год и отметила, что проектная деятельность на уроках русского языка помогает сформировать и развить творческие способности и речевую культуру школьников. Поэтому важно вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс. Ученики должны  четко представлять  себе,  как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике.

Работая над проектами (пусть пока самыми маленькими), мои ребята учатся самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную или найденную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы,   принимать решения. Всё это способствует развитию критического мышления, приобретению навыков исследовательской, творческой деятельности.

Для себя определила, что на начальном этапе моей работы это будут групповые проекты учеников, так как обучение в сотрудничестве является частью метода проектов.

Но, к сожалению, я очень быстро обнаружила трудности в совместной деятельности учащихся. Согласитесь, при работе над проектом объединяются учащиеся разной степени подготовленности.  Получалось так, что одни ребята готовы к поисковой  деятельности, потому что обладают достаточным запасом знаний для такой деятельности, другие же абсолютно не готовы.

Передо мной возникла педагогическая проблема - подготовить всех учащихся к посильной для каждого познавательной деятельности над проектом, что будет способствовать развитию их творческих способностей и речевой культуры.

 Метод обучения в сотрудничестве  позволил мне обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником на доступном ему уровне. А при совместной работе почти все ученики принимают участие в проектной деятельности, получая самостоятельный посильный участок работы. Стараюсь так построить деятельность учеников, чтобы они поняли, что от успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. И это очень важно!  

Учитывая все основные требования к использованию метода проектов, заранее  готовлюсь к таким урокам. В начала учебного года выделяю те темы, разделы программы, по которым желательно было бы провести проект. Такой подход дает возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, самостоятельно в нем разобраться.

Поскольку данный метод применяю недавно и знаю, что проект требует тщательной подготовки,  в начале учебного года разрабатываю 2 проекта и защиту их планирую в конце учебного года. Считаю, что целесообразней разработать проект, рассчитанный на урочную деятельность, когда подготовку его можно спланировать на нескольких уроках по теме, связанной с темой проекта. В таком случае становится ясно, какие знания, умения и навыки  из раннее усвоенных потребуются ученикам при работе над проектом, какие новые знания, умения и навыки должны ребята приобрести в ходе работы над проектом, что им потребуется для успешной работы, какая может потребоваться помощь  с моей стороны.

Хотя ученики 5-6 классов ещё маленькие, я не преподношу им материал в готовом виде:  проблему, метод исследования творческой и познавательной деятельности учащиеся определяют сами, я же только направляю их идеи и мысли в нужное русло, не навязывая моим юным исследователям своего мнения. А если мои дети при высказывании суждения допускают ошибки, не исправляю, так как считаю, что они   позже обнаружат их самостоятельно и исправят, формируя тем самым культуру речи.

На первом  этапе предлагаю ситуацию (заранее придуманную), при этом дети должны понять и сформулировать проблему самостоятельно.

Дальше определяем способы решения проблемы. Этот этап можно успешно завершить при помощи наводящих вопросов.   Здесь уместно применить метод  «мозговой атаки», так как  практически каждый приводит множество гипотез. Все записываю на доске. После бурного обсуждения остается 2-3  гипотезы. Здесь же  каждая группа обсуждает методы исследования, источники информации.

В 5 классе   определились  следующие темы:

  • « О чём рассказали нам приставки?» (к разделу «Словообразование»),      
  • «Звуки спорят: кто важнее» (к разделу «Фонетика»),
  • «Достаточное внимание знакам препинания» (к разделу «Синтаксис и пунктуация)

Работая над проектом «О чём нам рассказали приставки?» учащиеся проработали значения приставок. Например, указали, что приставка С- помимо других значений имеет значение «движение сверху» (спускаться), приставка НА- -«направленность действия на что-нибудь» (напишу-ка), приставка ЗА-  -«на начало действия» (запишу), приставка ДО- -«завершение действия» (договорю).

        В 6 классе   ребята с интересом работали над темами «Паспорт слова», «О чём нам рассказало слово?», «История слова».

         Группы  самостоятельно   решили, с каким словом они будут работать. Одна из групп предложила проект « Паспорт слова» по следующей схеме:

1.Этимология слова.

2. Родственные слова.

3.Синосимы.

4. Антонимы.

5.Слово во фразеологических оборотах.

6.Слово в пословицах и поговорках.

7. Связный рассказ «Паспорт слова».

         Группа, в которую вошли дети послабее, работала над проектом  «О чём нам рассказало слово?» по  более простой схеме:

1. Лексическое значение слова.

2.Родственные слова.

3.Синонимы.

4.Антонимы.

5. Сложные предложения со словом.

6.Простые предложения  со словом.

        Данная работа способствует  обогащению лексикона учеников,   формированию культуры речи, развитию творческих способностей в оформлении работы, приобретению навыков  в выполнении  лингвостилистического анализа слова.

   На последующих уроках при изучении материала, связанного с темами проекта, обращаю внимание детей на детали,  которые помогут им в дальнейшей работе над проектом: их же задача - умело применить полученную информацию.

Сложность и в том, что основная работа над проектом происходит во внеурочное время, что требует дополнительного контроля  с моей стороны.

И вот проект готов. Выступление тщательно продумано (ведь важно довести информацию в доступной форме, не допуская речевых и грамматических ошибок). Презентация оформлена (здесь необходим творческий подход к оформлению:   разместить на слайдах материал, диаграммы, таблицы, схемы и все прочее, необходимое для защиты  работы).     

Волнуются все: ведь, кроме защиты проекта, впереди ещё и вопросы одноклассников, на которые необходимо дать полный развернутый ответ. А дальше ученики определяют,  насколько успешной оказалась работа над проектом, какие недочеты имеет работа, следуют предложения о завершении или о продолжении и углублении исследуемого материала.

Двухлетняя практика показала, что на первоначальном этапе освоения метода проекты бывают чисто информационными,  творческими.

В 5 классе результатами выполненных проектов  стали мультимедийные презентации,   к оформлению которых школьники подошли творчески.

 И пусть первый опыт не у всех моих  пятиклассников  будет удачным, но  приобретенные во время работы над проектами  навыки и умения пригодятся  им  в будущем, когда они   в старших классах займутся исследовательской работой.  Сегодня   я знаю, что успех их ждет впереди.  И прав академик А.Н. Колмогоров, который сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Применяя проектную  деятельность на уроках русского языка, я пришла к выводу, что данная деятельность   развивает самостоятельность учащихся, направляет их по пути научных поисков, будит творческие начала в ребенке, учит работать со словарями, справочными материалами, дополнительной литературой,  что    развивает  в учениках умение говорить, выражать свои мысли в логической последовательности; точно, конкретно и доказательно аргументировать свои идеи, что, без сомнения, отражается на развитии грамотного правильного языка школьников, формирует культуру устной и письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация "Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку как одна из активных форм обучения" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей имени А.М. Булатова п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан










Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку

как одна из активных форм обучения







Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Пикуш Нина Ивановна





















Кукмор,2015

Искусство обучения заключается

не в умении сообщить,

а в умении возбуждать, будить, оживлять.

Адольф Дистервег.


Много лет назад был высказан тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Но статистика показывает, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь 2 %. Реализуется ли этот тезис сегодня, когда современное течение жизни с её скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению.

Мы наблюдаем стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств: творческого мышления, инициативности, коммуникативной компетенции.

Эти требования приводят нас, педагогов, к пониманию того, что необходимо внедрять инновационные формы и методы обучения.

Считаю, что немаловажную роль в решении этой проблемы играет метод проектов, который в последние годы стал особенно популярным.

Применяю данную технологию в среднем звене второй год и отметила, что проектная деятельность на уроках русского языка помогает сформировать и развить творческие способности и речевую культуру школьников. Поэтому важно вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс. Ученики должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике.

Работая над проектами (пусть пока самыми маленькими), мои ребята учатся самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную или найденную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения. Всё это способствует развитию критического мышления, приобретению навыков исследовательской, творческой деятельности.

Для себя определила, что на начальном этапе моей работы это будут групповые проекты учеников, так как обучение в сотрудничестве является частью метода проектов.

Но, к сожалению, я очень быстро обнаружила трудности в совместной деятельности учащихся. Согласитесь, при работе над проектом объединяются учащиеся разной степени подготовленности. Получалось так, что одни ребята готовы к поисковой деятельности, потому что обладают достаточным запасом знаний для такой деятельности, другие же абсолютно не готовы.

Передо мной возникла педагогическая проблема - подготовить всех учащихся к посильной для каждого познавательной деятельности над проектом, что будет способствовать развитию их творческих способностей и речевой культуры.

Метод обучения в сотрудничестве позволил мне обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником на доступном ему уровне. А при совместной работе почти все ученики принимают участие в проектной деятельности, получая самостоятельный посильный участок работы. Стараюсь так построить деятельность учеников, чтобы они поняли, что от успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. И это очень важно!

Учитывая все основные требования к использованию метода проектов, заранее готовлюсь к таким урокам. В начала учебного года выделяю те темы, разделы программы, по которым желательно было бы провести проект. Такой подход дает возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, самостоятельно в нем разобраться.

Поскольку данный метод применяю недавно и знаю, что проект требует тщательной подготовки, в начале учебного года разрабатываю 2 проекта и защиту их планирую в конце учебного года. Считаю, что целесообразней разработать проект, рассчитанный на урочную деятельность, когда подготовку его можно спланировать на нескольких уроках по теме, связанной с темой проекта. В таком случае становится ясно, какие знания, умения и навыки из раннее усвоенных потребуются ученикам при работе над проектом, какие новые знания, умения и навыки должны ребята приобрести в ходе работы над проектом, что им потребуется для успешной работы, какая может потребоваться помощь с моей стороны.

Хотя ученики 5-6 классов ещё маленькие, я не преподношу им материал в готовом виде: проблему, метод исследования творческой и познавательной деятельности учащиеся определяют сами, я же только направляю их идеи и мысли в нужное русло, не навязывая моим юным исследователям своего мнения. А если мои дети при высказывании суждения допускают ошибки, не исправляю, так как считаю, что они позже обнаружат их самостоятельно и исправят, формируя тем самым культуру речи.

На первом этапе предлагаю ситуацию (заранее придуманную), при этом дети должны понять и сформулировать проблему самостоятельно.

Дальше определяем способы решения проблемы. Этот этап можно успешно завершить при помощи наводящих вопросов. Здесь уместно применить метод «мозговой атаки», так как практически каждый приводит множество гипотез. Все записываю на доске. После бурного обсуждения остается 2-3 гипотезы. Здесь же каждая группа обсуждает методы исследования, источники информации.

В 5 классе определились следующие темы:

  • « О чём рассказали нам приставки?» (к разделу «Словообразование»),

  • «Звуки спорят: кто важнее» (к разделу «Фонетика»),

  • «Достаточное внимание знакам препинания» (к разделу «Синтаксис и пунктуация)

Работая над проектом «О чём нам рассказали приставки?» учащиеся проработали значения приставок. Например, указали, что приставка С- помимо других значений имеет значение «движение сверху» (спускаться), приставка НА- -«направленность действия на что-нибудь» (напишу-ка), приставка ЗА- -«на начало действия» (запишу), приставка ДО- -«завершение действия» (договорю).

В 6 классе ребята с интересом работали над темами «Паспорт слова», «О чём нам рассказало слово?», «История слова».

Группы самостоятельно решили, с каким словом они будут работать. Одна из групп предложила проект « Паспорт слова» по следующей схеме:

1.Этимология слова.

2. Родственные слова.

3.Синосимы.

4. Антонимы.

5.Слово во фразеологических оборотах.

6.Слово в пословицах и поговорках.

7. Связный рассказ «Паспорт слова».

Группа, в которую вошли дети послабее, работала над проектом «О чём нам рассказало слово?» по более простой схеме:

1. Лексическое значение слова.

2.Родственные слова.

3.Синонимы.

4.Антонимы.

5. Сложные предложения со словом.

6.Простые предложения со словом.

Данная работа способствует обогащению лексикона учеников, формированию культуры речи, развитию творческих способностей в оформлении работы, приобретению навыков в выполнении лингвостилистического анализа слова.

На последующих уроках при изучении материала, связанного с темами проекта, обращаю внимание детей на детали, которые помогут им в дальнейшей работе над проектом: их же задача - умело применить полученную информацию.

Сложность и в том, что основная работа над проектом происходит во внеурочное время, что требует дополнительного контроля с моей стороны.

И вот проект готов. Выступление тщательно продумано (ведь важно довести информацию в доступной форме, не допуская речевых и грамматических ошибок). Презентация оформлена (здесь необходим творческий подход к оформлению: разместить на слайдах материал, диаграммы, таблицы, схемы и все прочее, необходимое для защиты работы).

Волнуются все: ведь, кроме защиты проекта, впереди ещё и вопросы одноклассников, на которые необходимо дать полный развернутый ответ. А дальше ученики определяют, насколько успешной оказалась работа над проектом, какие недочеты имеет работа, следуют предложения о завершении или о продолжении и углублении исследуемого материала.

Двухлетняя практика показала, что на первоначальном этапе освоения метода проекты бывают чисто информационными, творческими.

В 5 классе результатами выполненных проектов стали мультимедийные презентации, к оформлению которых школьники подошли творчески.

И пусть первый опыт не у всех моих пятиклассников будет удачным, но приобретенные во время работы над проектами навыки и умения пригодятся им в будущем, когда они в старших классах займутся исследовательской работой. Сегодня я знаю, что успех их ждет впереди. И прав академик А.Н. Колмогоров, который сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Применяя проектную деятельность на уроках русского языка, я пришла к выводу, что данная деятельность развивает самостоятельность учащихся, направляет их по пути научных поисков, будит творческие начала в ребенке, учит работать со словарями, справочными материалами, дополнительной литературой, что развивает в учениках умение говорить, выражать свои мысли в логической последовательности; точно, конкретно и доказательно аргументировать свои идеи, что, без сомнения, отражается на развитии грамотного правильного языка школьников, формирует культуру устной и письменной речи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Пикуш Нина Ивановна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187425

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Анализ деятельности  ШМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(90) "analiz-dieiatiel-nosti-shmo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "338472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470131602"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по немецкому языку для 10 класса "
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-proghramma-po-niemietskomu-iazyku-dlia-10-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "108194"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403605048"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства