Просмотр содержимого документа
«Развитие речи статья»
Развитие речи младших
школьников во 2 классе (1 - 4)
( Методические рекомендации
к спецкурсу по программе
«Обучение изложению и сочинению
в начальных классах»)
Составитель:
Гаранина Елена Владимировна
Учитель начальных классов
МОШ I-III ст. № 86
Макеевка, 2017 г.
Содержание
I. Развитие речи младших
школьников во 2 классе (1 - 4).
Пояснительная записка
Собственно программа спецкурса по развитию речи во 2 классе
(1 - 4) в области знаний родного языка.
Календарно-тематическое планирование уроков спецкурса по развитию речи во 2 классе
(1 - 4) в области знаний родного языка.
Список художественных произведений, использованных на уроках по развитию речи.
II. Методические рекомендации для учителей
начальных классовпо авторской программе
«Обучение изложению и сочинению
в начальных классах» 2 класс (1 - 4)
Поурочные разработки
III. Заключение.
IV. Список литературы.
Пояснительная записка
Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать, формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная, устная и письменная речь – показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и основ орфографической грамотности.
“ Развитие речи – это принцип в работе как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной (контекстной) речью, над орфографически-грамотным письмом - вот основное содержание уроков по языку в начальных классах “.
I.Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а следовательно, и составная (практическая часть) уроков чтения и грамматики.
Названиями основных разделов программы по русскому языку (обучение грамоте и развитию речи; чтение и развитие речи; грамматика; правописание и развитие речи) подчеркивается, что развитие речи - та необходимая составная часть содержания и то звено, которое органически связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет – русский язык.
Наличие этого связующего звена открывает реальные пути, осуществляет межпредметные связи и создание системы занятий по развитию речи, единой для уроков чтения и для уроков грамматики и правописания.
Огромное значение имеет устная речь для владения письменной речью. Л.С. Выготский характеризует письменную речь как речь-монолог : ”Эта речь-монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи само по себе без всяких усилий со стороны ребенка, есть ситуация разговорная”.
II. Речь возникает из потребности высказаться. Научить правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в должной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это оформлять письменно.
I.Программа общеобразовательных учреждений.
Начальные классы (1-4 кл.). М. Просвещение, 2000.
II.Выготский Л.С. Мысль и речь. Избр.психолог.исследов.М.,1956, с.264
При обучении связной речи необходимо давать детям теоретические сведения, т.к. навыки и умения формируются успешнее, когда они осмысленны. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно.
Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, чем отличается описание предмета от описания картины или от описания по наблюдениям; чем отличается рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или по наблюдению, разница между подробным и выборочным пересказами, между устным сочинением и письменным, между сочинением и изложением. Все это получают дети только практическим путем в процессе выполнения тех или иных упражнений и заданий.
С первых дней учения в школе дети проявляют любовь к рассказыванию. Их рассказы и описания оживляют уроки, развивают в ребятах инициативность, общительность, воображение, формируют речевые навыки и умения. Формирование этих умений начинается уже с уроков обучения грамоте.
Самый доступный жанр детям с детства – это сказки, поэтому лучше начинать работу по развитию речи именно со сказки еще в первом классе.
Это и будет идти подготовительная работа к сочинению-описанию о каком-либо животном. ( Учитель сам выберет животное, в связи с этим будет строить работу по развитию речи , например, о белках , лисе и др. Собранный материал оформляется коллективно в книжку под названием “Кто это?” Работа по сбору материала о животном продолжается и на других уроках. И поможет в этом памятка – вопросник “Моя биография”
1. Как меня зовут?
2. Где я живу?
3. Чем питаюсь?
4. Где и как зимую?
5. Что известно о моих детенышах?
6. Кто мои родственники?
7. Чем я полезен и вреден людям?
8. Какие интересные истории или случаи обо мне знают люди?
Однако, в общей системе работы по русскому языку необходимы и специальные уроки по развитию речи, на которых следует учить детей писать изложения и сочинения. Сочинения представляют собой один из наиболее сложных видов работ над речью детей.
Во всех классах виды работ по развитию речи одинаковы.
Работа над словарем
Работа над предложением
Работа над связной речь
Список литературы
Волина В.В.- Веселая грамматика. М., Знание, 1995
Грамматика современного русского литературного языка. М., Просвещение, 1970
Григорян Л.Т. – Язык мой – друг мой. М., Просвещение, 1988
Зволинская Ю.И., Сыроечковская Е.А., Шойнина М.С. – Занятия по
развитию речи во 2-х, 3-х классах. М., Учпедгиз, 1954.
Ладыженская Т.А. –Речевые секреты. М., Просвещение, 1992
- Речь. Речь. Речь. М., Просвещение, 1990
- Речевые уроки. М., Просвещение, 1995
- Методика развития речи младших школьников. М.,
Просвещение, 1985
Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. – Речевое развитие
младших школьников. 1 класс. Пенза, 1994
Методика русского языка для школьных педагогических училищ. М., Просвещение, 1973
Морозова Н.Д. – Виды изложений и методика их проведения. М., Просвещение, 1984
Никитина Е. Н. – Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.,
Просвещение, 1981
Политова Н.Н. - Развитию речи учащихся начальных классов. М.,
Просвещение, 1984
ФомичеваГ.А. – Работа над словосочетанием и предложением начальных классах М., Просвещение, 1981
* Ошибки младших школьников в построении
словосочетаний – в книге « Речевое развитие младших
школьников» М., Просвещение, 1970
Черноусова В.Н. - Сочинения в начальных классах.
М., Просвещение, 1976
Яковлев В.Н. – Сборник текстов для изложения в начальных классах.
М., Просвещение, 1978
Журналы “Начальная школа”
№ 5 – 1978, с. 43. Лобанова З.Д. – Подготовка к сочинению по
картине.
№ 3 – 1979, с. 23. Соловейчик М.С. –Нарушение языковых норм в
письменной речи младших школьников.
с.49. - О содержании работы по культуре речи.
№ 5 – 1979, с. 14 . Соловейчик М.С. –Нарушение речевых норм в
письменной речи младших школьников.
4.№ 10 – 1980, с.42. Белеутова Е.А. - Работа над сочинением по
картине А. Пластова “Первый снег”
5. № 3 – 1981, с.31. Жиденко В.Г. - Работа над сочинением на теме