kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие компетенции учебной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высокие темпы развития и совершенствования науки и техники, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке требует от школы развития у учащихся познавательной самостоятельности, познавательных интересов, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, творческого отношения к делу. Важное значение в стандартах второго поколения придается задаче научить школьников учиться. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие компетенции учебной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка»

Развитие компетенции учебной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Саяхова Г.Р., учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8, г. Туймазы



Высокие темпы развития и совершенствования науки и техники, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке требует от школы развития у учащихся познавательной самостоятельности, познавательных интересов, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, творческого отношения к делу. Важное значение в стандартах второго поколения придается задаче научить школьников учиться.

Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями. Об этом свидетельствует утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Необходимость решения проблемы развития компетенции учебной самостоятельности младших школьников при изучении русского языка обусловливатся необходимостью реализации компетентностного подхода, закрепленного нормативными документами: Законом «Об образовании», «Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования» и социальным заказом общества – научить школьников учиться в течение всей жизни.

Активизация самостоятельности школьников в учебной, познавательной деятельности является одной из актуальных проблем современной педагогической теории и практики. Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение, тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний.

Под самостоятельностью понимается наличие у человека своего суждения и оценок явлений окружающей действительности, а также свобода в действиях и поступках, независимость от воли и влияния других .

Учебная самостоятельность - качество личности школьника, характеризующее уровень его обученности организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность и контролировать собственные усилия в процессе освоения новых знаний.

Компетенция учебной самостоятельности младших школьников при изучении русского языка - качество личности, способной к самостоятельному открытию грамматических понятий, орфографических и пунктуационных правил, владеющей рефлексивными навыками и проявляющей познавательную активность при изучении русского языка.

Обеспечение условий для становления ребёнка как субьекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, - цель развивающего обучения.

В младшем школьном возрасте «зона самостоятельности» постепенно расширяется за счет учебно-познавательной деятельности. Повышению степени самостоятельности школьников в учебной деятельности, способствует расширение области приложения формируемых знаний, действий и отношений на уровне реализации межпредметных связей. Повышение степени самостоятельности достигается за счет такого построения обучения, в процессе которого осуществляется переход от указаний учителя на необходимость использования определенных знаний и действий в решении учебной задачи к самостоятельному отысканию подобных знаний и действий. Формирование учебной деятельности школьников должно предусматривать такую организацию работы, при которой обучающиеся переходят от формирования отдельных операций выполняемых действий к формированию всего действия. Степень самостоятельности обучающихся будет возрастать и в том случае, если они будут переходить от овладения действиями в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий и их систем. Причем очень важно, чтобы и здесь предметом деятельности обучающихся были конкретные и общие действия, структура конкретной деятельности и учебной деятельности в ее специфическом значении. Повышение степени самостоятельности должно иметь в виду переход обучающихся от осознания необходимости овладения данным конкретным умением к осознанию важности овладения целостной структурой учебной деятельности. Переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим, требующим использования знаний и действий межпредметного характера.

Во всех случаях речь идет о постепенном сокращении степени помощи учащимся в осуществлении учебной деятельности, о превращении их в субъектов этой деятельности.

Практика организации самостоятельной работы позволяет сформулировать условия, способствующие ёё эффективности:

1. Наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы.

2. Разработка планирования заданий самостоятельной работы как по форме, так и по содержанию.

3. Соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей обучающихся.

4. Чёткое формулирование цели заданий с самоконтролем, оценки с самооценкой.

5. Стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности.

6. Разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.

Учащиеся могут выполнить следующие виды работ:

1. Самостоятельные работы по образцу – работа выполняется по аналогии с предложенным образцом;

2.Самостоятельные работы с указанием их выполнения- работа выполняется после инструкции учителя;

3. Самостоятельные работы вариативного характера – есть возможность выбора написания работы.

В настоящее время в педагогической литературе достаточно полно разработана личностно-ориентированная технология уроков, на которых реализуется исследовательская работа обучающихся. Так В.В. Шоган предложил включить в тематическое планирование уроки нового типа: урок-образ, урок логического мышления, урок настроения, урок самостоятельного действия, урок актуализации.

Таким образом, рационально организованная самостоятельная деятельность младших школьников способствует овладению ими глубокими и прочными знаниями, развитию познавательных способностей к длительной деятельности, обучению школьников рациональным приёмам самостоятельной работы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Саяхова Гульнара Рафаеловна

Дата: 11.11.2017

Номер свидетельства: 438302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Лингвистические игры на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "linghvistichieskiie-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "149343"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420139477"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Выступление - обобщение опыта "Технология деятельностного обучения как условие развития УУД младших школьников  на примере УМК «Гармония»" "
    ["seo_title"] => string(157) "vystuplieniie-obobshchieniie-opyta-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-obuchieniia-kak-usloviie-razvitiia-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-primierie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407336574"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»  3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446273692"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства