Развитие творческих способностей в начальной школе.
Национальной образовательной стратегией – инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией ФГОС и в тесной связи с ним предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
В традиционной системе обучения основная деятельность учителя направлена на среднего ученика. Образование детей в Новой школе направлено, в том числе, на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом. Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными школьниками.
Новые стандарты позволят развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Так каким же должен быть современный урок? Как сделать урок интересным для всех? Эти вопросы волнуют каждого творческого педагога.
Обществу нужны не только грамотные, но и творческие люди.
Эти личностные качества закладываются именно в начальных классах.
При составлении тематического планирования по предметам стараюсь выстроить собственную образовательную программу таким образом, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка и помочь особо одаренным детям.
Ввожу в практику такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому ребенку, а таких форм немало.
1.Нестандартные уроки (урок-сказка, урок-спектакль, урок-путешествие, урок-концерт.)
2. Беседы
3.Конкурсы, викторины
4. Экскурсии
5. Олимпиады
В урочной деятельности я использую следующие виды работы:
1. Развивающие игры. («И все-таки у них много общего.», «Безумный генетик.», «Сумасшедший архитектор.», «Десять + десять.», «На одну букву.», «Незаконченный рисунок.», «Архимед.».
2. Творческие задания «Напишем письмо», «Придумай сказку к орфограмме», «Дырявое письмо», «Таблица в рисунках», «Ассоциации со словарными словами», «Составление кроссвордов и ребусов»…
3. Нестандартные сочинения («Рассказ на одну букву», «Дотронемся до счастья», «Танец рук», «Если бы я…», «Представь себя дождем», «Если бы я стал волшебником», «Стеклянные человечки», «Салат из сказок»…)
4. Сочинения стихотворений и индивидуальные выставки стихотворений собственного сочинения, выпуск авторских мини-стихов. («Стихи со словарными словами», «Буриме», «Загадки в стихах», «Стихи моей души».)
5.Ведение творческих тетрадей по литературному чтению в каждом классе + «Корнярий»- тетрадь по русскому языку.
6. Работа со словарями, справочниками, фразеологическими оборотами, синонимами, антонимами, омонимами, архаизмами, неологизмами…
Кроме этого на роках можно использовать нестандартные методы это: «Метод вживания», «Метод путешествия в будущее», «Метод конструирования», «Метод придумывания», «Мозговой штурм», «Метод если бы.», «Метод эвристических вопросов.», «Метод Льва Толстого», «Метод фокальных объектов»…
Таким образом, богатое разнообразие нетрадиционных форм организации учебного процесса дает возможность каждому учителю реализовать свои педагогические возможности, проявить творчество, раскрыться самому и открыть для себя своих учеников с совсем новой стороны.
Выявив талантливых детей, стараюсь развивать их одарённость повсеместно, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а также, используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.
В классе с детьми разного уровня развития важно правильно организовать работу с «сильными» учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить способных учеников в самостоятельный творческий поиск. На каждом уроке готовлю карточки повышенной трудности с олимпиадными заданиями или упражнениями, требующими нестандартного мышления.
С целью развивать орфографическую зоркость, а также умению творить я считаю большим вкладом в моей работе ведение тетради «Корнярий», её заводят дети в 3-4 классе, для лучшего усвоения слов с безударной гласной в слове (переработанный под себя опыт Марии Ганькиной). Если найдете соратника, в лице учителя русского языка в среднем звене, тетрадь может прижиться у учащихся и до 11 класса.
Я собрала всевозможно существующие корни, выдаю ребенку на неделю 2-3 корня, он проводит ассоциацию, подбирает рисунок и подбирает родственников этому корню. В обязательном порядке должны присутствовать части речи: глагол, существительное и прилагательное. Остальное – дело фантазии коллекционера. Каждый ученик сам себе художник, сам придумывает, сам воплощает в рисунке лексическое значение корня.
Например: корень Крас. Ребенок рисует краски, в каждой краске по слову. Сущ.-краска, прил.- красивый, гл.-покрасить. Остальные краски заполняются другими словами: красавец, красочный, красота, краснеть….
В конце урока, в пятницу (на это уходит 2-3 минуты) ребята быстро прочитывают найденных родственников, у кого нет таких слов, пополняют свою коллекцию. Учащиеся так роднятся с найденными словами, что зрительно запоминают все написания слов. При этом дети повторяют части речи, умеют выделить корень слова, подбирать однокоренные слова, с легкостью подбирают проверочные слова к безударной гласной в корне. Так или иначе, а корень становится узнаваемым всюду, даже в словах, с которыми раньше не встречался. Периодически можно устраивать блиц – диктанты - по слову с каждым корнем: за одну минуту нужно написать как можно больше слов с данным корнем.
Во втором классе у нас появляются тетради, в которые мы сначала вместе пишем мини-описания природы, животных, погоды и т.д. Затем ребята самостоятельно записывают интересные красочные описания, которые им случайно попадаются в книгах, обмениваются найденным друг с другом. В дальнейшем эти записи они используют при написании сочинений.
В первом классе мы каждой изученной букве рисуем портреты «На что похожа эта буква». Когда наступает день прощания с азбукой, наш класс превращается в галерею рисунков, изученных букв.
В первом классе мы с детьми начинаем знакомиться с именами собственными. Когда вся тема пройдена, я раздаю почтовые конверты со своим адресом и даю домашнее задание – написать все о своей семье, употребляя как можно больше имен собственных. Дети дома пишут письма и по почте отправляют на мой адрес, затем мы с нетерпением ждем, чье же письмо придет первым, вторым и т. д. Когда приходят письма, я приношу их на урок, мы зачитываем, вспоминаем правило и разбираем допущенные ошибки (их практически не бывает). Кроме того, что дети точно уже усваивают правило, они учатся писать письма, подписывать конверты, они становятся ближе к другу, что, несомненно, сплачивает наш класс.
При работе со скучными словарными словами можно использовать метод ассоциаций. Для этого необходимо исходное слово связать с графическим образом буквы, которую нужно запомнить ( оптимальный вариант – нарисовать). Класс получает задание разобрать по 1-2 словарных слова и дома подготовиться к празднику словарных слов.
Например: на альбомном листе пишется слово собака, нужно запомнить букву О, буква О похожа на ошейник или вход в конуру. Сапоги, букву О надо запомнить, она похожа на лужу.
Кроме этой работы дети любят сочинять стихи- запоминалки, которые потом можно выпустить в виде мини-книжки словарных слов. Для этого подбираются слова с одинаковой буквой, которую нужно запомнить, и придумывают двустишье или четверостишье.
1.Автобус и адрес пиши с буквой А
Тогда ты доедешь до дома сама.(Крамнова Вика)
2.Космос, космонавт с буквой О в словах
На корабле взлетел, от ужаса вспотел.(Чубарев Сева)
3.С буквой О, слово топор
Возьми его, построй забор(Анциферова Света)
4.Пишите с буквой О слова
Одежда, молоко, Москва(Коренева вика)
5.Январь, заяц и язык
Только к букве Я привык(Коренева Вика)
6.Букву А в слова вставляй
Работа, комната, трамвай.
7.Берёза, мебель и тетрадь
Только с буквой Е писать.
На уроках изучения новой темы внедряю творческие задания, способствующие лучшему зрительному запоминанию орфограммы, пробуждению интереса к языку, развитию речевой изобретательности и умению нестандартно и оригинально мыслить.
Например: тема «Написание частицы НЕ с глаголами». Даю задание одушевить частицу и придумать историю вражды с глаголом при помощи рисунка или истории.
Чубарев Сева изобразил частицу в виде кошки, а глагол в виде собаки. Кошка всегда убегает от собаки, но иногда они живут дружно ( в словах ненавижу, негодую, нездоровится).
При изучении темы «Парная согласная в слове», мы выпускаем книжки- малышки из 6 страниц ( так как парных согласных 6). Тут идет разлет фантазий, как живут «парочки», с кем общаются, на что похожи. Каждый защищает свою работы, а книжки отправляются в классную библиотеку, где её можно просмотреть и прочитать.
Еще одну идею Марии Ганькиной я использую в своей работе это «Дырявое письмо».
То, что в русском языке называется «вставить пропущенные буквы»,у нас в 3 классе это называется «заштопать дырки». «Дырки» -(пропущенные буквы в «ошибкоопасном» месте) это какая-нибудь орфограмма. Ученик выбирает предложения, сооружает дырявый текст, затем, работая в парах, сосед «Штопает текст»(вставляет пропущенные буквы). Тот, кто его изготовил ещё раз проверяет и делает ручкой дырки в тех местах, где допущена ошибка.
Например :
ДОвичья кОса-на всю Ооскву крОса.
Творческий подход к своим урокам дает возможность ребёнку рассуждать нестандартно, углублять полученные знания, открывать нетрадиционные методы решения, выходить за рамки учебной программы. Здесь нельзя довольствоваться поверхностными объяснениями, нужно проявлять эрудицию, творчество, развивать целеустремлённость. Мои ребята умеют работать самостоятельно с любой информацией, исследуя, анализируя ее, и делают выводы; умеют находить альтернативные варианты решения проблем; умеют работать с разными справочными материалами; умеют отстаивать свою точку зрения, а самое главное, им не скучно на уроках.